18. Развитие социальной психологии в Европе и сша
Отметим, что только в тридцатые годы XX века социально-психологическая проблематика впервые начинает привлекать к себе повышенное внимание. Волей судьбы это произошло в США и было связано, с одной стороны, с прагматической ориентацией науки, господствовавшей в этой стране, а с другой, с тем, что в эти годы в США эмигрирует немало известных европейских психологов, большая часть из которых была из Германии и бежала от фашизма.
Именно в это время К. Левин и Я. Морено практически одновременно приступают к разработке социально-психологической проблематики малых групп и методов групповой психотерапии. Вместе они в середине 30-х годов также создают и первую социально-психологическую теорию малых групп.
Бихевиористы в социальной психологии (Б. Скиннер, Н. Миллер, Д. Доллард, Дж. Тибо, Г. Келли, А. Бандура и другие) сосредоточили
свое внимание на изучении социального поведения человека, на его объяснениях в соответствии со схемой «стимул — реакция» и с использованием понятия «подкрепление».
Психоанализ (Э. Фромм, Г. Салливан, Л. Байон, В. Беннис, Г. Шепард, Л. Шутц и другие) обратился к «глубинным» групповым про¬цессам, имеющим бессознательный характер.
Идеи гештальтпсихологии, давшей начало когнитивной психологии в США (К. Левин, С. Аш, Р. Кратчфильд, Ф. Хайдер, Т. Ньюком, Л. Фестингер и другие), нашли отражение в понимании групповых процессов и в практике социально-психологического тренинга (Т-группы и гештальтгруппы). Естественно, что именно эти направления преобладали в социальной психологии первой половины XX века.
Выделяют следующие ведущие направления социальной психологии первой половины XX столетия: необихевиористское, когнитивное, психоаналитическое и интеракционистское.
Необихевиористское направление возникло в русле последнего варианта бихевиоризма, который сейчас принято называть неонеобихе-виризмом или социальным бихевиоризмом2.
Оно было в основном представлено в работах Б. Скиннера, А. Бандуры, Н. Миллера, Д. Долларда, Р. Уолтерса и ряда других американских ученых.
Концепции когнитивного соответствия основаны на идее того, что когнитивная структура человека и ее актуальное состояние определяют поведение человека. В норме данная структура должна быть сба¬лансированной, и если этого нет, то возникает стремление человека (социальной группы) изменить ее таким образом, чтобы она стала сбалансированной (теории структурного баланса Ф. Хайдера, коммуникативных актов Т. Ньюкома, когнитивного диссонанса Л. Фестингера, конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Танненбаума).
Психоаналитическая ориентация в социальной психологии вначале исходила из учения 3. Фрейда, которое в США получило широкое признание. Однако более глубокий анализ данной ориентации показывает, что в действительности она оказалась ее виде, который СЛОЖИЛСЯ ВО второй половине XX века. Поэтому эту научную ориентацию правильнее называть не психоаналитической, а глубинной или неофрейдистской. Она, в частности, представлена в теориях развития и функционирования группы В. Байона, В. Бенниса и Г. Шепарда, а также в теории межличностных отношений В. Шутца.
Интеракционистская ориентация рассматривает практически все социально-психологические феномены как результат взаимодействия внутриличностных (психологических) и внеличностных (социальных) факторов. Она, в отличие от рассмотренных выше направлений, воз¬никла не в психологии, а в социологии и затем была перенесена в социальную психологию. Ее главным идейным и методологическим ис¬точником стала система взглядов Д. Мида.
- 1. Предмет социальной психологии.
- 2. Общение и деятельность.
- 3. Общение и личностные взаимодействия.
- 4. Понятие о ролях, их формирование и принятие личностью
- 5.Зарождение социальной психологии на западе.
- 6. Социальная психология и социология
- 7. Социальные установки
- 8. Руководство как форма межличностных взаимодействий
- 9. Виды межличностных отношений (деловые, эмоциональные, официальные, неофициальные)
- 10. Общее понятие о межличностном познании
- 11. Понятие социальных групп
- 12. Манипуляция
- 13. Феномены групповой дифференциации: положение в группе, статус, роль групповых ожиданий, статуса и роли.
- 14. Формирование первого впечатления
- 15. Коммуникация как форма межличностных взаимодействий
- 16.Развитие социальной психологии в России
- 17. Обслуживание как форма межличностных взаимодействий
- 18. Развитие социальной психологии в Европе и сша
- 19. Классификация групп.
- 20. Феномены групповой интеграции: сплоченность, совместимость, внушаемость, конформность
- 21. Эффекты межличностного восприятия и понимания
- 22. Уровни общения: внутриличностный, межличностный и сверхличностный.
- 23. Разновидности общения: субъект-реальный партнер, субъект – субъектированный объект, субъект – воображаемый партнер.
- 24. Транзактный анализ
- 25. Лидерство в группе
- 26. Положительное и отрицательное влияния группы на личность
- 27. Эксперименты Аша.
- 28. Психологическая социальная психология, социологическая социальная психология
- 29. Функции общения: Обслуживание предметной деятельности, общение ради общения, приобщение партнеров к ценностям друг друга.
- 30. Общая характеристика общения
- 31. Функции общения: информационная, регуляционная, аффективная.
- 32. Человек как субъект и как объект в межличностных взаимодействиях.
- 33. Общие, возрастные и индивидуальные особенности понимания человека человеком
- 34. Психологическая характеристика конфликта.
- 35. Понятия об индивидуальном стиле общения.
- 36. Виды межличностных отношений: субъект-объектные, объект-субъектные, субъект-субъектные.
- 37. Социальная фасилитация.
- 38. Фундаментальная ошибка атрибуции
- 39. Сопротивление групповому давлению
- 40. Деиндивидуализация в группе
- 41. Общее понятие о психическом, личностном и социально-психологическом развитии личности.
- 42. Межличностные отношения в дошкольном и младшем школьном возрасте.
- 43. Взаимоотношения подростков
- 44. Отношения с людьми в ранней юности
- 45. Общение и воспитание
- 46. Развитие личности в школе.
- 47. Семья и воспитание
- 48. Формирование и изменение социальных установок.