39. Сопротивление групповому давлению
Групповое давление
Инструмент воздействия группы на человека, суть которого в преднамеренном или невольном создании группой для человека физических или моральных обстоятельств, побуждающих его выбрать подчинение выбору группы. Групповое давление может выражаться действительным физическим принуждением, приказом, требованием, просьбой, мольбой, чем угодно, просто существованием группы, с ее действительными или кажущимися объекту давления, направленными на него ожиданиями — экспектациями. Существенно, что у члена группы всегда есть выбор подчиниться или не подчиниться групповому давлению, а, подчиняясь, выбрать степень подчинения: от присвоения групповой нормы как своей (интериоризации ее), до обмана — притворства, что он оправдывает ожидания группы. Важно и то, что человек может спроецировать на группу (приписать ей) собственные требования к себе, которых у группы нет и переживать их как групповое давление. Последнее может оказываться причиной конфликтов с группой (например, детей с родителями), не обоснованных ее отношением к конфликтующему (см. Агрессия). Проекция собственных требований к себе на группу часто служит средством освобождения себя от ответственности за собственные побуждения и поступки, средством перекладывания ответственности на других («Как просто быть ни в чем не виноватым: простым солдатом!»). Лекарством от нежелательного группового давления становится ответственное участие в группе, в отношениях с ее представителями, то есть забота о группе, о другом человеке, ответственность за себя и за другого (см. Социогенные потребности, Долг, Ответственность, Свобода). Такая ответственность делает нас равноправными партнерами с группой, с другим человеком. Нормы группы тогда становятся нашими нормами. У нас появляется свобода ими распорядиться, следовать им или нет, свобода отменить эти нормы вовсе. Забота о другом, о группе ставит интересы других вровень с нашими. Мы тогда — в состоянии взвесить, что и насколько нужно другому, группе, что нужно нам, и выбрать нужное. Но не под давлением предполагаемых ожиданий другого или группы (под их ответственность), а в соответствии с нашим пониманием действительных интересов других, всей группы, в соответствии с пониманием требований реальной ситуации, в соответствии с нашим опытом, интуицией, чувством, вкусом, по здравому разумению, по совести — ответственно. Принужденное подчинение групповому давлению оказывается следствием отсутствия опыта принятия самостоятельных решений. Из-за инфантильного страха жить без подсказки. Из-за страха неизвестности, самостоятельности, ответственности за последствия собственных поступков. Принужденное подчинение групповому давлению оказывается отдаленным последствием отказа от инициативы, обычно в раннем детстве, при пособничестве опеки воспитателями. Принужденное подчинение может проявляться и детским негативизмом — зависимым поведением «наоборот» по отношению к требованиям других. Освобождение от принужденного группового давления и свободное партнерство с группой, с любым другим человеком требует отказа от детской претензии на опеку другими, на жизнь в известном мире, на чужие гарантии нашего будущего. Этот отказ не всем по силам, и желающие сохранить детство ищут гарантий в другом человеке, в группе, в религии, в существовании опекающего Бога, Вместе с успокаивающей иллюзией они выбирают принужденное групповое давление и страх кары за неподчинение. Человек, выбравший ответственность за свою группу, свободен от принужденного подчинения групповому давлению. Более того, он обретает возможность использовать групповое давление всеобщими ожиданиями как моральную поддержку, способ мобилизации собственных сил.
- 1. Предмет социальной психологии.
- 2. Общение и деятельность.
- 3. Общение и личностные взаимодействия.
- 4. Понятие о ролях, их формирование и принятие личностью
- 5.Зарождение социальной психологии на западе.
- 6. Социальная психология и социология
- 7. Социальные установки
- 8. Руководство как форма межличностных взаимодействий
- 9. Виды межличностных отношений (деловые, эмоциональные, официальные, неофициальные)
- 10. Общее понятие о межличностном познании
- 11. Понятие социальных групп
- 12. Манипуляция
- 13. Феномены групповой дифференциации: положение в группе, статус, роль групповых ожиданий, статуса и роли.
- 14. Формирование первого впечатления
- 15. Коммуникация как форма межличностных взаимодействий
- 16.Развитие социальной психологии в России
- 17. Обслуживание как форма межличностных взаимодействий
- 18. Развитие социальной психологии в Европе и сша
- 19. Классификация групп.
- 20. Феномены групповой интеграции: сплоченность, совместимость, внушаемость, конформность
- 21. Эффекты межличностного восприятия и понимания
- 22. Уровни общения: внутриличностный, межличностный и сверхличностный.
- 23. Разновидности общения: субъект-реальный партнер, субъект – субъектированный объект, субъект – воображаемый партнер.
- 24. Транзактный анализ
- 25. Лидерство в группе
- 26. Положительное и отрицательное влияния группы на личность
- 27. Эксперименты Аша.
- 28. Психологическая социальная психология, социологическая социальная психология
- 29. Функции общения: Обслуживание предметной деятельности, общение ради общения, приобщение партнеров к ценностям друг друга.
- 30. Общая характеристика общения
- 31. Функции общения: информационная, регуляционная, аффективная.
- 32. Человек как субъект и как объект в межличностных взаимодействиях.
- 33. Общие, возрастные и индивидуальные особенности понимания человека человеком
- 34. Психологическая характеристика конфликта.
- 35. Понятия об индивидуальном стиле общения.
- 36. Виды межличностных отношений: субъект-объектные, объект-субъектные, субъект-субъектные.
- 37. Социальная фасилитация.
- 38. Фундаментальная ошибка атрибуции
- 39. Сопротивление групповому давлению
- 40. Деиндивидуализация в группе
- 41. Общее понятие о психическом, личностном и социально-психологическом развитии личности.
- 42. Межличностные отношения в дошкольном и младшем школьном возрасте.
- 43. Взаимоотношения подростков
- 44. Отношения с людьми в ранней юности
- 45. Общение и воспитание
- 46. Развитие личности в школе.
- 47. Семья и воспитание
- 48. Формирование и изменение социальных установок.