30. Общая характеристика общения
Общение - процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп), характеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности, что является одним из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности.
На социальном уровне общение является необходимым условием для передачи социального опыта и культурного наследия от одного поколения другому. В психологическом смысле общение понимается как процесс и результат установления контактов между людьми или взаимодействие субъектов посредством различных знаковых систем.
Выделяют три аспекта общения, такие как передача информации (коммуникативный аспект общения); взаимодействие (интерактивный аспект общения); понимание и познание людьми друг друга (перцептивный аспект общения). Ключевыми словами в понимании сущности общения являются: контакт, связь, взаимодействие, обмен, способ объединения.
Выделяют различные виды общения, которые чаще всего определяются спецификой обратной связи. Общение может быть непосредственным и опосредованным, межличностным и массовым.
Непосредственное общение - это прямое естественное общение лицом к лицу, когда субъекты взаимодействия находятся рядом и происходит не только речевое общение, но и общение с помощью невербальных средств. Непосредственное общение является наиболее полноценным видом взаимодействия, потому что индивиды получают максимальную информацию.
Между несколькими субъектами в группе. Однако непосредственное общение реально только для малой группы, т. е. такой, в которой все субъекты взаимодействия лично знают друг друга. Прямое непосредственное общение является двусторонним и характеризуется полной и оперативной обратной связью.
Опосредованное, или косвенное, общение происходит в ситуациях, когда индивиды отдалены друг от друга временем или расстоянием, например, если субъекты разговаривают по телефону или пишут письма друг другу.
К особому виду общения относится массовое общение, определяющее социальные коммуникативные процессы. Массовое общение представляет собой множественные контакты незнакомых людей, а так же коммуникацию, опосредованную различными видами массовой информации. Массовое общение может быть прямым и опосредованным. Прямое массовое общение происходит на различных митингах, во всех больших социальных группах: толпе, публике, аудитории.
Опосредованное массовое общение чаще всего носит односторонний характер и связано с массовой культурой и средствами массовой коммуникации. Поскольку многие средства массовой коммуникации передают информацию большому количеству людей одновременно, обратная связь весьма затруднена, но все же существует. У людей под влиянием содержания информации, передаваемой такими источниками, формируются мотивы, установки, которые в дальнейшем определяют их социальные поступки.
Определяя общение как «взаимодействие людей, содержанием которого является взаимное познание и обмен информацией с помощью различных отношений, благоприятных для процесса совместной деятельности», В.Н. Панорёв выделил в общении четыре момента: связь, взаимодействие, познание, взаимоотношение соответственно и четыре подхода к изучению общения: коммуникативный, информационный, познавательный и регулятивный.
Б.Ф. Ломов описал три стороны (функции) общения: информационно-коммуникативную; регуляционно-коммуникативную; аффективно-коммуникативную, подчёркивая обязательность собственно коммуникативного компонента как приёма и передачи сообщения, регуляции поведения и наличие отношения, переживания, т.е. аффектного компонента.
- 1. Предмет социальной психологии.
- 2. Общение и деятельность.
- 3. Общение и личностные взаимодействия.
- 4. Понятие о ролях, их формирование и принятие личностью
- 5.Зарождение социальной психологии на западе.
- 6. Социальная психология и социология
- 7. Социальные установки
- 8. Руководство как форма межличностных взаимодействий
- 9. Виды межличностных отношений (деловые, эмоциональные, официальные, неофициальные)
- 10. Общее понятие о межличностном познании
- 11. Понятие социальных групп
- 12. Манипуляция
- 13. Феномены групповой дифференциации: положение в группе, статус, роль групповых ожиданий, статуса и роли.
- 14. Формирование первого впечатления
- 15. Коммуникация как форма межличностных взаимодействий
- 16.Развитие социальной психологии в России
- 17. Обслуживание как форма межличностных взаимодействий
- 18. Развитие социальной психологии в Европе и сша
- 19. Классификация групп.
- 20. Феномены групповой интеграции: сплоченность, совместимость, внушаемость, конформность
- 21. Эффекты межличностного восприятия и понимания
- 22. Уровни общения: внутриличностный, межличностный и сверхличностный.
- 23. Разновидности общения: субъект-реальный партнер, субъект – субъектированный объект, субъект – воображаемый партнер.
- 24. Транзактный анализ
- 25. Лидерство в группе
- 26. Положительное и отрицательное влияния группы на личность
- 27. Эксперименты Аша.
- 28. Психологическая социальная психология, социологическая социальная психология
- 29. Функции общения: Обслуживание предметной деятельности, общение ради общения, приобщение партнеров к ценностям друг друга.
- 30. Общая характеристика общения
- 31. Функции общения: информационная, регуляционная, аффективная.
- 32. Человек как субъект и как объект в межличностных взаимодействиях.
- 33. Общие, возрастные и индивидуальные особенности понимания человека человеком
- 34. Психологическая характеристика конфликта.
- 35. Понятия об индивидуальном стиле общения.
- 36. Виды межличностных отношений: субъект-объектные, объект-субъектные, субъект-субъектные.
- 37. Социальная фасилитация.
- 38. Фундаментальная ошибка атрибуции
- 39. Сопротивление групповому давлению
- 40. Деиндивидуализация в группе
- 41. Общее понятие о психическом, личностном и социально-психологическом развитии личности.
- 42. Межличностные отношения в дошкольном и младшем школьном возрасте.
- 43. Взаимоотношения подростков
- 44. Отношения с людьми в ранней юности
- 45. Общение и воспитание
- 46. Развитие личности в школе.
- 47. Семья и воспитание
- 48. Формирование и изменение социальных установок.