3. Общение и личностные взаимодействия.
общение в межличностных отношениях выполняет некоторые функции.
Одним из общепринятых оснований классификации является выделение в
общении трех взаимосвязанных сторон или характеристик — информационной,
интерактивной и перцептивной (Андреева Г. М., 1980). В соответствии с этим
выделяются информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная и
аффективно-коммуникативная функции (Ломов Б. Ф., 1984).
Информационно-коммуникативная функция общения заключается в любом виде
обмена информацией между взаимодействующими индивидами. Обмен информацией обязательно предполагает взаимодействие мыслей, чувств и поведения партнеров. .
Передача любой информации возможна посредством различных знаковых
систем. Обычно различают вербальную (в качестве знаковой системы
используется речь) и невербальную (различные неречевые знаковые системы)
коммуникацию.
В свою очередь, невербальная коммуникация также имеет несколько форм:
- кинетику (оптико-кинетическая система, включающая в себя жесты,
мимику, пантомиму);
- паралингвистику (система вокализации голоса, паузы, покашливания и
т. п.);
- проксемику (нормы организации пространства и времени в общении);
- визуальное общение (система контакта глазами).
Регуляционно-коммуникативная (интерактивная) функция общения
заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной
деятельности людей в процессе их взаимодействия. Здесь следует сказать
несколько слов о традиции использования понятий взаимодействия и общения в
социальной психологии. Понятие взаимодействия используется двояко: во-
первых, для характеристики действительных реальных контактов людей
(действий, контрдействий, содействий) в процессе совместной деятельности;
во-вторых, для описания взаимных влияний (воздействий) друг на друга в ходе
совместной деятельности, или шире — в процессе социальной активности.
В процессе общения как взаимодействии (вербальном, физическом,
невербальном) индивид может воздействовать на мотивы, цели, программы,
принятие решений, на выполнение и контроль действий, т. е. на все
составляющие деятельности своего партнера, включая взаимную стимуляцию и
коррекцию поведения.
Идентификация — мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению
с целью познать и понять его мысли и представления.
Аффективно-коммуникативная функция общения связана с регуляцией
эмоциональной сферы человека. Общение — важнейшая детерминанта
эмоциональных состояний человека. Весь спектр специфически человеческих
эмоций возникает и развивается в условиях общения людей — происходит либо
сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаимное усиление
или ослабление.
Можно привести другую классификационную схему функций общения, в
которой наряду с перечисленными отдельно выделяются и другие функции:
организация совместной деятельности; познание людьми друг друга;
формирование и развитие межличностных отношений
Общение невозможно без определенного уровня взаимопонимания
общающихся субъектов. Понимание — это определенная форма воспроизведения
объекта в знании, возникающая у субъекта в процессе взаимодействия с
познаваемой реальностью (Знаков В. В., 1994). В случае общения объектом
познаваемой реальности является другой человек, партнер по общению. При
этом понимание можно рассматривать с двух сторон: как отражение в сознании
взаимодействующих субъектов целей, мотивов, эмоций, установок друг друга; и
как принятие этих целей, позволяющих устанавливать взаимоотношения. Поэтому
в общении целесообразно говорить не вообще о социальной перцепции, а о
межличностной перцепции или восприятии. Некоторые же исследователи
предпочитают говорить не о восприятии, а о познании другого (Бодалев А. А.,
1965,1983).
Основными механизмами взаимопонимания в процессе общения являются
идентификация, эмпатия и рефлексия.
В проблематике общения
идентификация - это мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению
с целью познать и понять его мысли и представления. Под эмпатией также
понимается мысленный процесс уподобления себя другому человеку, но с целью
«понять» переживания и чувства познаваемого человека. Слово «понимание»
здесь используется в метафорическом смысле — эмпатия есть «аффективное
понимание».
Это означает два момента:
а) принятие личности человека в целостности;
б) собственная эмоциональная нейтральность, отсутствие оценочных
суждений о воспринимаемом (Соснин В. А., 1996).
Рефлексия в проблеме понимания друг друга — это осмысление индивидом
того, как он воспринимается и понимается партнером по общению. В ходе
взаимного отражения участников общения рефлексия является своеобразной
обратной связью, которая способствует формированию и стратегии поведения
субъектов общения, и коррекции их понимания особенностей внутреннего мира
друг друга.
Еще одним механизмом понимания в общении является межличностная
аттракция. Аттракция (от англ. — притягивать, привлекать) — это процесс
формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего,
результатом чего является формирование межличностных отношений. В настоящее
время формируется расширенная трактовка процесса аттракции как формирования
эмоционально-оценочных представлений друг о друге и о своих межличностных
взаимоотноццениях (как положительных, так и отрицательных) как своего рода
социальной установки с преобладанием эмоционально-оценочного компонента.
- 1. Предмет социальной психологии.
- 2. Общение и деятельность.
- 3. Общение и личностные взаимодействия.
- 4. Понятие о ролях, их формирование и принятие личностью
- 5.Зарождение социальной психологии на западе.
- 6. Социальная психология и социология
- 7. Социальные установки
- 8. Руководство как форма межличностных взаимодействий
- 9. Виды межличностных отношений (деловые, эмоциональные, официальные, неофициальные)
- 10. Общее понятие о межличностном познании
- 11. Понятие социальных групп
- 12. Манипуляция
- 13. Феномены групповой дифференциации: положение в группе, статус, роль групповых ожиданий, статуса и роли.
- 14. Формирование первого впечатления
- 15. Коммуникация как форма межличностных взаимодействий
- 16.Развитие социальной психологии в России
- 17. Обслуживание как форма межличностных взаимодействий
- 18. Развитие социальной психологии в Европе и сша
- 19. Классификация групп.
- 20. Феномены групповой интеграции: сплоченность, совместимость, внушаемость, конформность
- 21. Эффекты межличностного восприятия и понимания
- 22. Уровни общения: внутриличностный, межличностный и сверхличностный.
- 23. Разновидности общения: субъект-реальный партнер, субъект – субъектированный объект, субъект – воображаемый партнер.
- 24. Транзактный анализ
- 25. Лидерство в группе
- 26. Положительное и отрицательное влияния группы на личность
- 27. Эксперименты Аша.
- 28. Психологическая социальная психология, социологическая социальная психология
- 29. Функции общения: Обслуживание предметной деятельности, общение ради общения, приобщение партнеров к ценностям друг друга.
- 30. Общая характеристика общения
- 31. Функции общения: информационная, регуляционная, аффективная.
- 32. Человек как субъект и как объект в межличностных взаимодействиях.
- 33. Общие, возрастные и индивидуальные особенности понимания человека человеком
- 34. Психологическая характеристика конфликта.
- 35. Понятия об индивидуальном стиле общения.
- 36. Виды межличностных отношений: субъект-объектные, объект-субъектные, субъект-субъектные.
- 37. Социальная фасилитация.
- 38. Фундаментальная ошибка атрибуции
- 39. Сопротивление групповому давлению
- 40. Деиндивидуализация в группе
- 41. Общее понятие о психическом, личностном и социально-психологическом развитии личности.
- 42. Межличностные отношения в дошкольном и младшем школьном возрасте.
- 43. Взаимоотношения подростков
- 44. Отношения с людьми в ранней юности
- 45. Общение и воспитание
- 46. Развитие личности в школе.
- 47. Семья и воспитание
- 48. Формирование и изменение социальных установок.