13. Кризисные состояния, выход подростка из к-та
Кризисное состояние – определенный дисбаланс в жизни и деятельности человека, по причине которого возникают неразумные с точки зрения личности и неадекватные в социальном аспекте поведение, поступки и действия, а также срыв нервно-психического и соматического состояния. Кризисное состояние требует от личности больших усилий, чтобы выйти на привычный уровень жизнедеятельности, так как человек склонен путать необычность своей реакции на кризис с необычностью своего поведения.
Мысли и чувства человека в этот период жизни могут быть болезненными и непонятными не только ему самому, но и близким. Поэтому часто во время кризиса у подростка может возникнуть внутриличностный конфликт.
Для скорейшего выхода из состояния кризиса человеку важно принять свое поведение как поведение «нормальное». Ему должно быть объяснено, что его реакции — это следствие кризисных изменений, тогда он сможет активно участвовать в процессе восстановления, понимая при этом причины симптомов и их динамику.
При этом отношения с окружающими (особенно близкими людьми) должны строиться на взаимном доверии. Личность не должна чувствовать дополнительную опасность из-за того, что ее права ущемляются в таком важном для любого человека аспекте, как личностный рост и развитие.
Выход из конфликта, родившегося в период кризисного состояния, может быть продуктивным, если только подросток выйдет из самого кризисного состояния, так это и послужило причиной конфликта. Безусловно, у каждого человека свой путь восстановления из кризиса. Поэтому нужно понимать и ценить индивидуальные переживания.
Различают конструктивные и неконструктивные стратегии выхода из кризиса. Эффективные стратегии направлены на «работу» с самой проблемой, с содержанием возникшего противоречия и имеют своей целью преодоление тех препятствий, которые создает данная проблема на пути возможности самоактуализации личности, ее полноценной жизни.
Выход человека из кризиса продуктивен, если в результате он действительно «освобождается» от породившей его проблемы таким образом, что ее проживание делает его более зрелым, психологически адекватным и интегрированным.
Необходимые условия конструктивной стратегии:
1) осознание противоречия, анализ причин возникновения кризиса, его смысловая переработка;
2) активность личности, направленная на разрешение кризисной ситуации;
3) учет особенностей самого кризисного состояния;
4) наличие специфической мотивации разрешения кризиса, выражающейся в стремлении личности к непротиворечивости, восстановлению равновесия и внутренней гармонии.
Единственно конструктивная стратегия состоит в том, чтобы ощущать подлинность и естественность своего бытия. Научиться воспринимать себя нового с позитивной точки зрения — вот то главное, что поможет преодолеть психологические трудности кризисов.
- 1. Агрессия и агрессивность
- 2. Анализ ситуации, противоречий, действий оппонентов
- 3. Базисные категории конфликтологии
- 4. Виды к-ов в образовательном учреждении.
- 5. Последствия к-ов
- 6. Детская агрессия и агрессивность
- 7. Зависимость общения от этапов к-та
- 8. Информац.Готовность соц.Раб.К профилактике к-тов
- 9. Категориальная с-ма конфликтологии
- 12. Конфликтный работник
- 13. Кризисные состояния, выход подростка из к-та
- 14. Личностно-ориентированная модель управления к-том
- 15. Личностный, ситуационный, междисциплинарный подходы
- 16. Модели к-ов в ср
- 17. Общение как деятельность
- 18. Общение как способ влияния и условие жизнед-ти
- 19. Организационный и деятельностный подходы
- 20. Личностный и ситуационный подходы
- 21. Основ.Подходы исследования к-ов и компромиссов
- 22. Основные принципы исследования конфликтов
- 23. Основные стратегии поведения в конфликтных ситуациях
- 24. Пед.Технология предупреждения к-ов
- 25. Пед.Технология разрешения к-ов
- 26. Принципы разрешения конфликтов
- 27. Принципы разрешения пед.К-тов
- 28. Причины и последствия пед.К-тов
- 29. Причины к-тов в ср
- 30. Продуктивный диалог
- 31. Психол.Характиристики к-го учителя и руководителя
- 32. Решение проблемы навешивания ярлыков
- 33. Система готовности соц раб к разрешению к-ов
- 34. Система готовности соц раб к поддержке подростков
- 35. Соц.Роль к-ов
- 36. Соц.Роль внутриличностного к-та
- 37. Деструктивный путь развития к-ов
- 38. Конструктивный путь развития к-ов
- 39. Технология предупреждения и разрешения к-ов в соц.Сфере
- 40. Факторы, структура и типология к-ов