22. Основные принципы исследования конфликтов
Для обеспечения результативности исследования конфликтов важно использовать общенаучные принципы их изучения:
1. Пр.развития – выявление тенденций в эволюции и динамике. Под эволюцией конфликта понимается постепенное, непрерывное его развитие от простых к более сложным формам. Оценивая конфликт, важно помнить о том, что он был иным ранее и неизбежно будет изменяться в последующем.
2. Пр.всеобщей связи - необходимо не ограничиваться рассмотрением отдельных элементов К-та, а стремиться исследовать максимально большее количество связей К-та с другими явлениями и между его подструктурами.
3. Пр.системного подхода - рассматривание К-ов как сложно организованных объектов, состоящих из связанных подсистем и входящих, в системы более высокого уровня.
4. Пр.конкретно-исторического подхода - учет всех конкретных условий, в которых К-т развивается: места, времени, конкретной обстановки в конкретном коллективе. Нельзя ограничиваться в характеристике конкретного конфликта применением к нему знаний, уже имеющихся для конфликтов подобного вида.
5. Пр.объективности - минимизация влияние личных интересов, и других субъективных факторов на процесс и результаты исследования К-ов. Изучая конфликты, необходимо видеть их такими, каковы они есть.
Методологические принципы:
Пр.междисциплинарности - использование достижений всех отраслей конфликтологии. Опираясь на знания только одной науки -психологии, социологии или какой-либо другой,- конфликт ни глубоко изучить, ни регулировать невозможно.
Пр.преемственности - учет того, что уже сделано по проблеме конфликта.
Пр.эволюционизма - учет закономерности эволюции конкретных видов конфликтов при их исследовании. При изучении конкретных конфликтов важно выявлять не только динамику, но и предпосылки и тенденции их возникновения и развития.
Пр.личностного подхода - учета личностных особенностей конкретных людей, выступающих центральным звеном конфликтов всех уровней.
Пр.поиска скрытого содержания К-ов – учет не только доступной информации, но и скрытых, глубинных причин К-ов. Он означает: необходимость выявления неосознаваемых мотивов поведения людей в ходе конфликтов; обнаружение скрываемых целей.
Т.о. необходим системный подход к изучению К-ов, предполагающий определение общей для различных наук понятийной схемы его описания. Развитие общей и частных теорий конфликта выражается, главным образом, в расширении и углублении понятийных схем описания этого явления, в переходах от одних понятий к другим, фиксирующим более глубокую сущность конфликта, ранее не изученные его стороны.
- 1. Агрессия и агрессивность
- 2. Анализ ситуации, противоречий, действий оппонентов
- 3. Базисные категории конфликтологии
- 4. Виды к-ов в образовательном учреждении.
- 5. Последствия к-ов
- 6. Детская агрессия и агрессивность
- 7. Зависимость общения от этапов к-та
- 8. Информац.Готовность соц.Раб.К профилактике к-тов
- 9. Категориальная с-ма конфликтологии
- 12. Конфликтный работник
- 13. Кризисные состояния, выход подростка из к-та
- 14. Личностно-ориентированная модель управления к-том
- 15. Личностный, ситуационный, междисциплинарный подходы
- 16. Модели к-ов в ср
- 17. Общение как деятельность
- 18. Общение как способ влияния и условие жизнед-ти
- 19. Организационный и деятельностный подходы
- 20. Личностный и ситуационный подходы
- 21. Основ.Подходы исследования к-ов и компромиссов
- 22. Основные принципы исследования конфликтов
- 23. Основные стратегии поведения в конфликтных ситуациях
- 24. Пед.Технология предупреждения к-ов
- 25. Пед.Технология разрешения к-ов
- 26. Принципы разрешения конфликтов
- 27. Принципы разрешения пед.К-тов
- 28. Причины и последствия пед.К-тов
- 29. Причины к-тов в ср
- 30. Продуктивный диалог
- 31. Психол.Характиристики к-го учителя и руководителя
- 32. Решение проблемы навешивания ярлыков
- 33. Система готовности соц раб к разрешению к-ов
- 34. Система готовности соц раб к поддержке подростков
- 35. Соц.Роль к-ов
- 36. Соц.Роль внутриличностного к-та
- 37. Деструктивный путь развития к-ов
- 38. Конструктивный путь развития к-ов
- 39. Технология предупреждения и разрешения к-ов в соц.Сфере
- 40. Факторы, структура и типология к-ов