logo
Романов

31. Психол.Характиристики к-го учителя и руководителя

Конфликты обусловленные личностными качествами оппонентов- нецеленалравленны, не имеют объекта и представляют собой как бы самоцель для субъекта конфликтного взаимодействия. Инициатор такого конфликта - личность, для которой конфликтное взаимодействие является способом разрешения внутреннего противоречия. Особую роль в возникновении и обострении конфликтных состояний играет степень адекватности самооценки и уровня притязаний личности, отсутствие соответствия между естественными потребностями, импульсами и целями воли, деформация личности, патология психики, стереотипность отношений, поведения, взаимные предубеждения, психический дискомфорт, наличие неуверенности в себе и т.д.

На склонность человека к конфликтам так же оказывает влияние особенности темперамента. Люди с определенными характеристиками темперамента субъективно воспринимаются окружающими как лица с "тяжелым характером". Это низкая социальная эргичность, низкая социальная пластичность, высокими значениями предметной и социальной чувствительности. Данные характеристики темперамента как внутренние условия оказывают сильное влияние на восприятие различных противоречий и сложностей межличностных отношений, очевидно предрасположены к конфликтам. Конфликтные личности склонны играть конфликтные социальные роли. К высококонфликтным относятся роли: организатора (обеспечивает совместную деятельность, координирует ее, создает необходимую мотивацию); генератора идей (обеспечивает изменения в познавательной сфере, склонен к инновациям и переменам, выдвигает новые идеи); учителя (обеспечивает стабильность, формирует единый стиль деятельности - "школу", влияет на ценностные ориентации); мастера (высококвалифицированный специалист, берущий на себя ответственность в решении сложных профессиональных задач).

Конфликтный потенциал личности включает: локус контроля(контроль определяется как стабильная склонность личности определенным образом оценивать причинность жизненных событий) Роттера, коммуникативный контроль(высокий- человек   постоянно следит за собой, управляет выражением своих эмоций, гибко реагирует на изменение ситуации в общении. Средний- в общении непосредственен, искренне относится к другим, но сдержан в эмоциональных проявлениях, соотносит свои реакции с поведением окружающих его людей. Низкий- высокая импульсивность  в общении, открытость, раскованность, поведение мало подвержено изменениям в зависимости от ситуации общения. Экстраверсия –направленность интереса к внешнему миру - другим людям и предметам, подвижен, разговорчив, быстро устанавливает отношения и привязанности, внешние факторы являются для него движущей силой. Интроверт- погружен во внутренний мир своих мыслей, чувств и опыта, созерцателен, сдержан, стремится к уединению, склонен удаляться от объектов, его интерес сосредоточен на себе самом.