3. Базисные категории конфликтологии
Совокупность понятий конфликтологии условно можно подразделить на следующие группы:
1) структура конфликта,
2) динамика конфликта,
3) разрешение конфликта (управление конфликтом),
4) типология конфликтов.
Совокупность этих понятий раскрывает как объект, так и предмет науки о конфликте.
Под структурой любого объекта понимается совокупность его частей, элементов и связей, отношений между ними, обеспечивающих его целостность. Основными элементами конфликтного взаимодействия являются:
1) объект конфликта. Та ценность, которая способна удовлетворить потребность, из-за овладения которой возникает конфликт, и является его объектом. Предмет – это внутренняя субъективная причина конфликта.
2) участники конфликта. Основные участники, группы поддержки и другие участники. Могут быть отдельные индивиды, социальные группы, организации, государства. Главными участниками конфликта являются противодействующие стороны или противники.
3) социальная среда, условия конфликта (конкретно-исторические социально-психологические условия)
4) субъективное восприятие конфликта и его личностные элементы.
Динамика конфликта Можно выделить следующие три основные стадии развития конфликта: 1) латентную стадию (предконфликтная ситуация), 2) стадию открытого конфликта, 3) стадию разрешения (завершения) конфликта.
Разрешение конфликта 5 моделей: принуждение, уход, уступка, компромисс, сотрудничество.
Типология конфликта
В зависимости от сторон: на внутриличностные, межличностные, между личностью и группой, межгрупповые, международные.
В аспекте потребностей: материальные, статусно – ролевые, духовные.
По направленности: горизонтальные - между деловыми партнерами, коллегами по работе; вертикальные — между подчиненными и начальством. Смешанные - представлены и коллеги, и руководители разных уровней.
По временным параметрам: кратковременные, быстротечные, длительные, продолжающиеся годами и десятилетиями.
По критерию результативности: конструктивные и деструктивные.
- 1. Агрессия и агрессивность
- 2. Анализ ситуации, противоречий, действий оппонентов
- 3. Базисные категории конфликтологии
- 4. Виды к-ов в образовательном учреждении.
- 5. Последствия к-ов
- 6. Детская агрессия и агрессивность
- 7. Зависимость общения от этапов к-та
- 8. Информац.Готовность соц.Раб.К профилактике к-тов
- 9. Категориальная с-ма конфликтологии
- 12. Конфликтный работник
- 13. Кризисные состояния, выход подростка из к-та
- 14. Личностно-ориентированная модель управления к-том
- 15. Личностный, ситуационный, междисциплинарный подходы
- 16. Модели к-ов в ср
- 17. Общение как деятельность
- 18. Общение как способ влияния и условие жизнед-ти
- 19. Организационный и деятельностный подходы
- 20. Личностный и ситуационный подходы
- 21. Основ.Подходы исследования к-ов и компромиссов
- 22. Основные принципы исследования конфликтов
- 23. Основные стратегии поведения в конфликтных ситуациях
- 24. Пед.Технология предупреждения к-ов
- 25. Пед.Технология разрешения к-ов
- 26. Принципы разрешения конфликтов
- 27. Принципы разрешения пед.К-тов
- 28. Причины и последствия пед.К-тов
- 29. Причины к-тов в ср
- 30. Продуктивный диалог
- 31. Психол.Характиристики к-го учителя и руководителя
- 32. Решение проблемы навешивания ярлыков
- 33. Система готовности соц раб к разрешению к-ов
- 34. Система готовности соц раб к поддержке подростков
- 35. Соц.Роль к-ов
- 36. Соц.Роль внутриличностного к-та
- 37. Деструктивный путь развития к-ов
- 38. Конструктивный путь развития к-ов
- 39. Технология предупреждения и разрешения к-ов в соц.Сфере
- 40. Факторы, структура и типология к-ов