logo
Романов

3. Базисные категории конфликтологии

Совокупность понятий конфликтологии условно можно подразделить на следующие группы:

1) структура конфликта,

2) динамика конфликта,

3) разрешение конфликта (управление конфликтом),

4) типология конфликтов.

Совокупность этих понятий раскрывает как объект, так и предмет науки о конфликте.

Под структурой любого объекта понимается совокупность его частей, элементов и связей, отношений между ними, обеспечивающих его целостность. Основными элементами конфликтного взаимодействия являются:

1) объект конфликта. Та ценность, которая способна удовлетворить потребность, из-за овладения которой возникает конфликт, и является его объектом. Предмет – это внутренняя субъективная причина конфликта.

2) участники конфликта. Основные участники, группы поддержки и другие участники. Могут быть отдельные индивиды, социальные группы, организации, государства. Главными участниками конфликта являются противодействующие стороны или противники.

3) социальная среда, условия конфликта (конкретно-исторические социально-психологические условия)

4) субъективное восприятие конфликта и его личностные элементы.

Динамика конфликта Можно выделить следующие три основные стадии развития конфликта: 1) латентную стадию (предконфликтная ситуация), 2) стадию открытого конфликта, 3) стадию разрешения (завершения) конфликта.

Разрешение конфликта 5 моделей: принуждение, уход, уступка, компромисс, сотрудничество.

Типология конфликта

В зависимости от сторон: на внутриличностные, межличностные, между личностью и группой, межгрупповые, международные.

В аспекте потребностей: материальные, статусно – ролевые, духовные.

По направленности: горизонтальные - между деловыми партнерами, коллегами по работе; вертикальные — между подчиненными и начальством. Смешанные - представлены и коллеги, и руководители разных уровней.

По временным параметрам: кратковременные, быстротечные, длительные, продолжающиеся годами и десятилетиями.

По критерию результативности: конструктивные и деструктивные.