logo
Романов

40. Факторы, структура и типология к-ов

Конфликт - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов двух или нескольких человек. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, противоположные цели или средства их достижения, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т.д. Конфликт разрастается, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя (пусть даже неумышленно) интересы другой стороны. Факторы: внешняя среда, индивидуальные психологические особенности личности, индивидуальная оценка ситуации и т.д.

Чаще всего конфликт возникает из-за мелочи: неудачно сказанное слово, незначительный инцидент - и вот уже конфликт. Инцидент приводит к конфликту только при наличии противоречий, ждущих своего решения. Инцидент может спровоцировать любое неосторожное сказанное слово, какое-то действие.

Структура конфликта: стороны (участники) конфликта, условия его протекания, образы ситуации, возможные действия участников, исходы конфликтных действий, предмет конфликта, под которым понимается всё то, по поводу чего возникло противоборство. В психологической структуре конфликтов выделяют несколько компонентов: 1. Познавательные компоненты. 2. Эмоциональные компоненты конфликта представляют собой совокупность переживаний его участников. 3. Волевые компоненты проявляются как совокупность усилий, направленных на преодоление разногласий и иных трудностей, возникающих в результате противоборства сторон, и на достижение целей, преследуемых участниками конфликта. 4. Мотивационные компоненты конфликта образуют его ядро и характеризуют сущность несовпадения позиций участников противоборства.

Динамика конфликта 1) предконфликтная стадия; 2) стадия, связанная с возникновением объективной конфликтной ситуации; 3) интеллектуальный этап развития; 4) критический этап развития; 5) спад напряжённости в противодействии; 6) сопоставление официальных и неофициальных оценок поведения; 7) разрешение конфликта либо выход из него одной из сторон.

функции конфликтов: деструктивную и конструктивную.

Типология конфликтов: 1. Подлинный конфликт; 2. Случайный или условный конфликт; 3. Смещённый конфликт; 4. Неверно приписанный конфликт; 5. Латентный (скрытый) конфликт; 6. Ложный конфликт; 7. Деловой; 8. позитивный.