23. Основные стратегии поведения в конфликтных ситуациях
Конфликтное поведение заключается в противоположно направленных действиях, в которых реализуются процессы мыслительной, эмоциональной и волевой сфер оппонентов.
Поскольку действия оппонентов в конфликтной ситуации в большой степени влияют друг на друга, а также вытекают из предыдущих действий оппонента, то есть взаимообусловливаются, то в любом конфликте они обязательно приобретают характер взаимодействия.
Стратегия поведения в конфликте — ориентация личности (группы) по отношению к конфликту, установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта.
Как правило, в конфликте мы не встретим случаев, когда используется только лишь одна стратегия. Скорее можно говорить о доминировании одной из них. Эти ведущие стратегии могут быть представлены следующим образом (К. Томас):
1. Избегание (бездействие) — участник находится в ситуации конфликта, проблема осознается, но активные действия по его разрешению не предпринимаются. Используется, когда: источник разногласий несущественен по сравнению с более важными задачами; необходимо время, чтобы восстановить спокойствие; неудачное время надвигающегося конфликта. Межличностные отношения серьезным изменениям не подвергаются.
2. Приспособление (уступка) - направленность на личные интересы низкая, оценка возможности интересов соперника высокая. Ч-к умышленно жертвует своими интересами, понимая, что лучше выступить с инициативой уступки и не оказаться проигравшим. В отличие от борьбы приоритет все же отдается личным отношениям. Стратегия оправдана, если условия К-та еще не созрели, не набрали критической массы;
3. Соперничество (конкуренция) предусматривает исключительную заинтересованность в достижении собственных целей, как правило, за счет навязывания другой стороне предпочтительного для себя решения.
4. Компромисс - урегулирование разногласий путем взаимных уступок, эффективен в случаях, когда у сторон одинаково убедительные аргументы; необходимо принять срочное решение при дефиците времени; компромисс позволит вам сохранить взаимоотношения с оппонентом, вы предпочитаете получить хоть что-то, чем потерять все.
5. Сотрудничество – совместная выработка решения, максимально удовлетворяющая интересы всех сторон. Самая оптимальная модель: высокий уровень активности, выраженности интересов; строится на основе баланса интересов; признает ценность межличностных отношений.
В конфликте нет случаев, когда используется одна стратегия. Можно говорить о доминировании одной из них. Часто приходится сталкиваться с комбинациями стратегий. Соперничество — наиболее часто применяемая стратегия (более чем в 90 % конфликтов).
- 1. Агрессия и агрессивность
- 2. Анализ ситуации, противоречий, действий оппонентов
- 3. Базисные категории конфликтологии
- 4. Виды к-ов в образовательном учреждении.
- 5. Последствия к-ов
- 6. Детская агрессия и агрессивность
- 7. Зависимость общения от этапов к-та
- 8. Информац.Готовность соц.Раб.К профилактике к-тов
- 9. Категориальная с-ма конфликтологии
- 12. Конфликтный работник
- 13. Кризисные состояния, выход подростка из к-та
- 14. Личностно-ориентированная модель управления к-том
- 15. Личностный, ситуационный, междисциплинарный подходы
- 16. Модели к-ов в ср
- 17. Общение как деятельность
- 18. Общение как способ влияния и условие жизнед-ти
- 19. Организационный и деятельностный подходы
- 20. Личностный и ситуационный подходы
- 21. Основ.Подходы исследования к-ов и компромиссов
- 22. Основные принципы исследования конфликтов
- 23. Основные стратегии поведения в конфликтных ситуациях
- 24. Пед.Технология предупреждения к-ов
- 25. Пед.Технология разрешения к-ов
- 26. Принципы разрешения конфликтов
- 27. Принципы разрешения пед.К-тов
- 28. Причины и последствия пед.К-тов
- 29. Причины к-тов в ср
- 30. Продуктивный диалог
- 31. Психол.Характиристики к-го учителя и руководителя
- 32. Решение проблемы навешивания ярлыков
- 33. Система готовности соц раб к разрешению к-ов
- 34. Система готовности соц раб к поддержке подростков
- 35. Соц.Роль к-ов
- 36. Соц.Роль внутриличностного к-та
- 37. Деструктивный путь развития к-ов
- 38. Конструктивный путь развития к-ов
- 39. Технология предупреждения и разрешения к-ов в соц.Сфере
- 40. Факторы, структура и типология к-ов