logo
Романов

24. Пед.Технология предупреждения к-ов

Предупреждение К-та - деятельность, направленная на недопущение его возникновения и разрушительного влияния. К-ты гораздо легче предупредить, чем затем разрешить. Чем острее и длительнее К-т, тем труднее его закончить.

Предупреждению К-ов служит: создание благоприятной атмосферы как в классе, так и в пед.коллективе, повышение психол.культуры администрации, педагогов, учащихся, овладение приемами саморегуляции эмоциональных состояний в общении.

Заметную роль в предотвращении К-ов играет дисциплина - надо уметь обеспечивать ребенку необходимую для его полноценного развития свободу в рамках разумно­го подчинения порядку.

Большое влияние на К-ное поведение школьни­ков оказывает личность учителя. Учитель должен быть положительным примером для учащихся, уметь постоянно контролировать свои отрицательные эмоции.

Опытные учителя для предупреждения К-ов проводят индивид.беседы с учащимися, в ходе которых выясняют их позицию и разъясняют свою. При этом учителю рекомендуется:

1) проявлять внимание к учащемуся, уважительное отношение, сочувствие, терпимость к его слабостям, выдержку, спокойный тон;

2) постоянно поддерживать с учащимся обратную связь, смотреть ему в глаза, следить за изменением у него позы, мимики;

3) попытаться мысленно поставить себя на место учащегося и понять, какие события привели его в это состояние;

4) дать ученику выговориться, не перебивать его;

5) подчеркнуть общность цели, интересов, показать школьнику заинтересованность в решении его проблемы;

подчеркнуть лучшие качества учащегося, которые помогут ему самому преодолеть конфликтную ситуацию, справиться со своим состоянием.

Предупреждению К-ов служит и развитие сплоченности коллектива: совместные мероприятия; совместное решение проблем; делегирование полномочий.

В рамках предупреждения К-ов необходимо помнить о таких принципах, как:

- пр.позитивного функционализма (К-т стимулирует изменения, открывает дорогу инновациям, способствует раскрытию творческого потенциала);

- пр.управляемости конфликта (негативные последствия столкновения могут быть минимизированы, позитивные функции усилены);

- индивидуально-личностный подход (понимание внутренних противоречий и К-ов личности – ключ к объяснению происходящего с ним);

- идея социального научения (стратегия поведения людей в К-тах – результат научения их тем или иным моделям взаимодействия);

- пр.развития как преодоления противоречий, разрешения К-ов.