logo search

1. 2. Представления о личности в отечественной социальной психологии

Взгляды на социально-психологические проблемы личности фор­мировались представителями разных школ и направлений отече­ственной психологии. Остановимся на краткой характеристике основных подходов к разработке социальной психологии лично­сти и авторских концепциях, представляющих эти подходы.

Социально-психологические проблемы личности с позиций психологии отношений

Основоположником психологии отношений в России был А. Ф. Лазурский. По мнению Лазурского. отношение является системообразуюшим фактором структуры личности.

Характеризуя личность как сложное целое, он разделил ее проявления на два рода: эндопсихические и экзопсихические.

Эндопсихика — это совокупность всех взаимосвязанных и взаимозависимых психических элементов и функций. Это — «внутренний механизм чело­веческой личности» (Лазурский, 1997, с. 9).

Экзопсихика определяется отношением личности к внешним объектам, к среде. Понятие среды берется в самом широком смысле слова.

Фундамен­том личности, по мнению Лазурского, выступают два вида отноше­ний:

1) отношения между личностью и окружающей средой;

2) отно­шения между эндо и экзопсихическими ее проявлениями.

Поставив задачу создания научно обоснованной классифика­ции личностей, Лазурский сформулировал важное для социаль­ной психологии положение: «идеальной классификацией должна считаться такая, которая в каждом из своих типов давала бы не только субъективные особенности данного человека, но также его мировоззрение и социальную физиономию, поскольку, конечно, они стоят в связи с его характером; другими словами, классифика­ция личностей должна быть не только психологической, но и психосоци­альной в широком смысле этого слова» (Лазурский, 1997, с. 78).

В разработку концепции психологии отношений большой вклад внес В. Н. Мясищев. Исходным для психологии личности, по Мясищеву, является характеристика сущности человека как ансамбля об­щественных отношений.

Общественные отношения существуют в двух формах: как объективные отношения и как субъективные отно­шения. Последние им называются также отношениями личности, психологическими, внутренними, жизненными отношениями.

Отра­жая объективные общественные отношения, эти субъективные отно­шения «в наибольшей степени характеризуют личность каждого чело­века... Именно эти внутренние отношения в действительности состав­ляют ядро личности».

Психологические отно­шения составляют системообразующее качество личности. В том виде они представляют целостную систему индивидуальных, из­бирательных, сознательных связей с различными сторонами объек­тивной действительности.

В системе отношений центральное место занимают отношения человека к обществу, общности, коллективу, группе, к самому себе. Самые важные и содержательные отношения складываются в меж­личностном взаимодействии.

Для понимания личности важен ха­рактер преобладающих отношений, меняющихся по степени или уровню развития. Уровни развития системы отношений определя­ются:

1) уровнем отношений личности: идейный, конкретно-личный и витальный;

2) сравнительной ролью общественно-коллективисти­ческих и индивидуально-эгоистических тенденций во взаимоотно­шениях с людьми;

3) избирательно положительным или отрицатель­ным характером отношений к тем или иным объектам в той или иной форме деятельности.

По этим основаниям выделяется три уровня в развитии системы отношений.

Система отношений образуется в результате развития, воспитания и самовоспитания человека. Эти процессы протекают в ус­ловиях общения и общественной практики.

Значительным шагом в развитии психологии отношений и ее применении к разработке социально-психологических проблем лич­ности является концепция Б. Ф. Ломова. Главное в этой концепции в этой связи:

1) характеристика общественных отношений как обще­го основания свойств личности;

2) анализ социально-психологичес­кого аспекта направленности личности;

3) развернутая характерис­тика субъективных отношений.

По мнению Ломова, для раскрытия объективного основания психических свойств личности необходим анализ отношения «индивид—общество».

В этой системе в качестве такого основания выступают общественные отношения.

Личность как член общества «необходимым образом включена (сознает ли она это или не сознает) в систему общественных отношений.

Ее мотивы, стремления, установки, привычки, симпатии и антипатии зависят от того, каково ее объективное отношение к производству, обмену и потреблению, какими гражданскими правами она обладает, как включена в политическую и идеологическую жизнь общества».