logo

3.1. Исследования социальной установки в отечественной психологии

При исследовании личности в социаль­ной психологии важнейшее место занимает проблема социальной установ­ки. Если процесс социализации объяс­няет, каким образом личность усваивает социальный опыт и вмес­те с тем активно воспроизводит его, то формирование социальных установок личности отвечает на вопрос: как усвоенный социаль­ный опыт преломлен личностью и конкретно проявляет себя в ее действиях и поступках.

Уместно напомнить определение установки, данное Д.Н. Уз­надзе: «Установка является целостным динамическим состоянием субъекта, состоянием готовности к определенной активности, со­стоянием, которое обусловливается двумя факторами: потребнос­тью субъекта и соответствующей объективной ситуацией» (Узнад­зе, 1901). Настроенность на поведение для удовлетворения данной потребности и в данной ситуации может закрепляться в случае повторения ситуации, тогда возникает фиксированная установка в отличие от ситуативной.

Сама идея выявления особых состояний личности, предшествующих ее реальному поведению, присутствует у многих исследо­вателей. Прежде всего этот круг вопросов обсуждался И.Н. Мясищевым в его концепции отношений человека. Отношение, пони­маемое «как система временных связей человека как личности-субъекта со всей действительностью или с ее отдельными сторона­ми» (Мясищев, 1960. С. 150), объясняет как раз направленность будущего поведения личности. Отношение и есть своеобразная предиспозиция, предрасположенность к каким-то объектам, кото­рая позволяет ожидать раскрытия себя в реальных актах действия. Отличие от установки здесь состоит в том, что предполагаются различные, в том числе и социальные объекты, на которые это отно­шение распространяется, и самые разнообразные, весьма сложные с социально-психологической точки зрения ситуации. Сфера дей­ствий личности на основе отношений практически безгранична.

В специфической теоретической схеме эти процессы анализируются и в работах Л.И. Божович (Божович, 1969). При исследова­нии формирования личности в детском возрасте ею было установ­лено, что направленность складывается как внутренняя позиция личности по отношению к социальному окружению, к отдельным объектам социальной среды. Хотя эти позиции могут быть различ­ными по отношению к многообразным ситуациям и объектам, в них возможно зафиксировать некоторую общую тенденцию, кото­рая доминирует, что и представляет возможность определенным образом прогнозировать поведение в неизвестных ранее ситуаци­ях по отношению к неизвестным ранее объектам.