logo

4.3. Гуманизация и смыслообразование личности

В настоящее время все большее распространение в диагностике и развитии личности получает психосемантический подход. Указанный под­ход ориентируется на семантические составляющие личности (личностные смыслы) и ее окружения. Применение методов, развитых в рамках этого подхода, представляется очень плодо­творным для гуманизации личности.

Гуманизация личности — изменение личностных смыслов, которые начинают включать нравственно значимые образования и гуманистические ориентации.

С точки зрения психосемантического подхода гуманизация личности представляет собой изменение личностных смыслов (по структуре, содержанию и взаимосвязи), которые начинают включать нравственно значимые образования и гуманистиче­ские ориентации. При этом целью процесса образования стано­вятся формирование и развитие системы личностных смыслов учащихся, гуманистических по сути и адекватных их жизнедея­тельности как "здесь и теперь", так и в более длительной вре­менной перспективе.

Формирование гуманистического отношения к людям и к содержанию собственной профессии можно осуществлять через выявление латентных (скрытых) эмоционально-оценочных ори­ентаций обучающихся. Отметим, что эти ориентации представ­ляют собой некоторые менее структурированные образования (своеобразные "эмоциональные тональности"), позволяющие передавать эмоциональное отношение, развивать мотивы, на­правленность, потребность в избранной профессии, ее гумани­стическую оформленность.

Глубинные личностные смыслы являются структурными элементами направленности личности. Их формирование предпо­лагает привлечение межмодальных, контекстуальных, систем­ных методов воздействия, в том числе в целях развития и само­развития. Это обусловлено тем, что непосредственное формиро­вание личностных смыслов возможно лишь в кризисные перио­ды развития личности или в моменты состояний, соответствую­щих характеру внешних воздействий на нее.

Развитие совокупности таких личностных смыслов требует системной технологии "осмысленного" образования, опираю­щейся на методы психосемантики. Подобная технология позво­ляет формировать у старших школьников навыки конструиро­вания семантической среды, которая обеспечивала бы развитие профессионально значимых личностных образований. В этой среде могло бы осуществляться компенсирование возможных личностных недостатков. Например, если у преподавателя не­достаточно развита целеустремленность, то он может подбирать из своего профессионального окружения людей более целена­правленных, чем он, и, в силу системности процесса общения, приобретать профессионально важные качества. Опережающее конструирование физической и социальной среды, трансформа­ция личностных смыслов через личностно значимое общение и подобные приемы и методы позволяют изменять поведение и личность субъектов образования в заданном направлении.

Важной задачей развития личности является формирование у нее гуманистического измерения. Подобную задачу может ре­шить гуманистическое образование, основным методом которо­го является системный диалог. Такой диалог призван задейство­вать различные уровни, аспекты и модальности личности пре­подавателя и учащихся, по форме он плюралистичен, полимодален и, в определенном плане, иерархичен.