logo

Системный подход к социальной психологии личности

Новые социально-психологические идеи о личности представле­ны системным подходом, сформулированным и развитым Б. Ф. Ломо­вым.

Основанием качеств человека является социальная система. В этой системе существуют все связи и отношения человека с другими людьми и их общностями, обеспечивающие необходимые условия его существования и развития.

Человек является компонен­том социальной системы. Его принадлежность к этой системе опреде­ляет социальные качества человека.

С позиций системного подхода задача научного исследования заключается в раскрытии законов образования целого, законов строения целого, законов развития целого, отношений системы с другими системами, взаимодействия системы с внешним миром.

Субъектно-деятельностный подход к исследованию социальной психологии личности

Социально-психологические представления о личности с пози­ций субъектно-деятельностного подхода содержатся в трудах С. Л. Ру­бинштейна.

Высказав кардинальное положение о вклю­чении человека в состав бытия, Рубинштейн считает субъектность наиглавнейшим механизмом этой включенности.

Взаимоотношения человека с миром осуществляются в разных формах — познаватель­ной, деятельностной и отношенческой.

В последней заключается отношение человека к другому человеку. Все эти формы отношений, составляющих сущность субъекта, складываются в деятельности.

Деятельность выступает как один из типов ак­тивности субъекта, как способ его отношения к действительности.

Активность субъекта выражается, по мнению Рубинштейна, в фор­мах самодетерминации, самопричинения, самодеятельности. В этих формах отражается сущностная характеристика субъекта.

Деятельностный подход к психологии личности

Он разработан А. Н. Леонтьевым и явился одним из методоло­гических принципов отечественной социальной психологии лич­ности.

Ключом к подлинно научному пониманию личности Леонтьев считал «исследование процесса порождения и трансформа­ции личности человека в его деятельности, протекающей в конк­ретных социальных условиях...» (Леонтьев, 1975).

Деятельность порождает все психические феномены, качества, особенности, процессы и состояния.

В отличие от индивида личность «ни в каком смысле не является предшествующей к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается».

В концепции Леонтьева категории личность, сознание, дея­тельность выступают в своем диалектическом взаимодействии, трие­динстве. Это триединство отражено и в названии его последней кни­ги: «Деятельность. Сознание. Личность».

Наиболее полная реализация деятельностного подхода в социаль­ной психологии личности представлена в концепции деятельностного опосредования межличностных отношений, разработанной А. В. Петровс­ким.

Социально-психологический акцент этой концепции состоит в том, что основополагающими категориями в ней являются: личность, деятельность и коллектив. Важность этих категорий вынесена в назва­ние его книги «Личность. Деятельность. Коллектив».

Суть концепции деятельностного опосредования сводится к следующему. Межлично­стные отношения в группе опосредованы содержанием и ценностями группы.

Со­циально-психологические явления в группе определяются содержани­ем этой деятельности, многоуровневой структурой групповой актив­ности, уровнем развития групп.

Вектор этого развития — от диффузной группы до развития коллектива, который представляет собой группу, где «межличностные отношения опосредуются общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности» (Пет­ровский, 1982).

Структурно-динамический подход в психологии личности

Для социальной психологии большое значение имеют взгляды социальных психологов - А. Г. Ковалева, К. К. Платонова, Б. Д. Парыгина — на структуру личности.

В этих концепциях заложены основания для целостного пони­мания личности в ее специфическом качестве как предмета соци­альной психологии, определяются социально-психологические качества личности.

Социально-психологические определения понятия "личность"

По мнению Г. М. Анд­реевой, «социальная психология пользуется определением личности, которое дает общая психология, выясняет каким образом, т. е. прежде всего, в каких конкретных группах личность, с одной стороны, усваивает социальные влияния (через какую из систем ее деятельности), и, с дру­гой стороны, каким образом, в каких конкретных группах она реализу­ет свою социальную сущность (через какие конкретные виды совмес­тной деятельности)».

Социальная психология осуще­ствляет синтез социологического и общепсихологического подхо­дов в исследовании личности, интегрируя на основе данных кон­кретно-научных исследований.

Специфика социально-психологического подхода состоит в том, чтобы «раскрыть всю структурную сложность личности, которая является одновремен­но как объектом, так и субъектом общественных отношений и пред­ставляет собой органическое единство социального и биологически всеобщего, специфического и индивидуально неповторимого».