1.1. Организационно-методический раздел
В современной психологической науке и практике невозможно понимание феномена личности вне ее социального контекста. В этой связи возникает необходимость обобщенного знания о факторах, механизмах, условиях и закономерностях процессов функционирования личности, как социально обусловленного феномена. Многообразие подходов к личности широко представлено в курсе «Психология личности». Однако в рамках данного курса акцент в изучении делается на структурно-содержательных компонентах личности.
В программе курса «Социальная психология личности» представлен подход к проблеме социально обусловленных процессов становления и функционирования личности, позволяющий синтезировать понятийные структуры психологического знания о человеке, его объяснительные принципы и проблемы. Этот подход реализуется посредством ориентации на метод обобщенного, теоретического анализа, цель которого - выявить закономерный и системный характер научных представлений о функционировании личности в социуме.
Настоящий курс, сочетая в себе интегрированное изучение теории, методологии и практики, в рамках различных психологических школ направлен на формирование индивидуально ориентированного обобщенного теоретического подхода к личности.
Цели курса:
Способствовать:
а) формированию и развитию у студентов - целостного мировоззрения и социальной ориентации применительно к личности и социальным аспектам ее развития и функционирования;
б) приобретению теоретических знаний, необходимых будущим специалистам-психологам в их практической деятельности;
Задачи курса:
-
Сформировать у студентов чёткое представление о месте и роли социальной психологии личности в системе наук о человеке.
-
Ознакомить студентов с основными научно-теоретическими подходами к проблеме личности в её социально-психологическом контексте.
-
Сформировать у студентов представление о личности, как о системном, социально обусловленном свойстве индивида
-
В процессе всех форм занятий по дисциплине развивать у студентов профессионально значимые качества психолога-практика.
В результате изучения дисциплины студенты должны:
Знать:
-
ключевые понятия социальной психологии личности
-
специфику социально-психологического подхода к изучению личности.
-
методы социально-психологического изучения личности
-
структуру личности в социальной психологии
-
социально-психологические закономерности функционирования личности в группе
-
специфику проявления социально-психологических особенностей личности в условиях групповой деятельности
-
социально-психологические основы профилактики влияния негативных факторов на процесс социализации личности
Уметь:
-
на основе накопленных теоретических знаний, навыков исследовательской работы и информационного поиска ориентироваться в современных социально-психологических концепциях личности, грамотно ставить и решать исследовательские и практические задачи;
-
самостоятельно провести социально-психологическое исследования личности (с помощью методов наблюдение, опроса, тестирования, интервьюирования, социометрии и т.п.)
-
анализировать социально-психологические явления и процессы, происходящие в различных социальных группах (в семье, школьных классах, трудовых коллективах и т.п.)
-
самостоятельно анализировать влияние различных социально-психологических факторов на процесс формирования и развития социальной идентичности личности.
Иметь представление:
-
об истории и современном состоянии проблемы личности в зарубежной и отечественной науке в её социально-психологическом контексте
-
об основных механизмах регуляции социального поведения личности
-
о значимости и возможностях использования социально-психологических знаний о личности для эффективного выполнения задач в различных сферах профессиональной деятельности практического психолога (педагогической, консультативной, психокоррекционной, кадровой и т.п.)
Место курса в профессиональной подготовке студентов
Место курса в профессиональной подготовке выпускника определяется значением основ "Социальной психологии личности" в деятельности психолога-практика. Он органично связан с курсами «Общей психологии», "Экспериментальной психологии", «Психологии общения», «Конфликтологии» и др.
- I. Рабочая учебная программа дисциплины
- 1.1. Организационно-методический раздел
- 1.2. Распределение часов курса по темам и видам работ Очная форма обучения
- Очно-заочная форма обучения
- Заочная форма обучения
- 1.3. Содержание курса
- Тема 1. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии личности
- Тема 2. Социализация личности
- Тема 3. Социальные установки личности
- Тема 4. Социальное развитие личности
- Тема 5. Личность в системе межличностных отношений.
- Тема 6. Личность и социальный контроль
- II. Текст лекций
- Тема 1. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии личности
- 1. 1. Представления о личности в зарубежной социальной психологии
- 1. 2. Представления о личности в отечественной социальной психологии
- Социально-психологические проблемы личности с позиций теории установки
- Системный подход к социальной психологии личности
- 1. 3. Социально-психологические особенности личности
- Тема 2. Социализация личности
- 2.1. Феномены социализации
- 2.2. Механизмы социализации
- 2.3. Факторы социализации
- Тема 3. Социальные установки личности
- 3.1. Исследования социальной установки в отечественной психологии
- 3.2. Становление проблемы аттитюда в зарубежной социальной психологии
- Тема 4. Социальное развитие личности
- 4.1. Феноменология развития личности
- 4.2. Разностороннее развитие личности
- 4.3. Гуманизация и смыслообразование личности
- Тема 5. Личность в системе межличностных отношений.
- Личность в условиях совместной деятельности и общения.
- 5.2. Принципы всестороннего развития личности в группе.
- 5. 3. Коммуникативная компетентность личности
- Основные характеристики общения
- Тема 6. Личность и социальный контроль
- 6.1. Понятие «социальный контроль».
- 6.2. Методы социального контроля.
- III. Семинарские занятия
- 3.1. Темы семинарских занятий
- Тема 1. Теоретические и методологические проблемы социальной
- Вопросы:
- Литература.
- Тема 2. Исследование и оценка личности в социальной психологии Вопросы:
- Литература.
- Тема 3. Представление о личности в рамках психологических теорий Вопросы:
- Литература.
- Тема 4. Социализация личности: уровни, содержание, механизмы Вопросы:
- Литература
- Тема 5. Социальная идентичность и регуляция социального поведения личности Вопросы:
- Литература
- Тема 6. Регуляция социального поведения личности Вопросы:
- Литература
- 3.2. Методические указания преподавателю по подготовке и проведению семинарских занятий
- 3.3. Методические указания студентам по подготовке к семинару
- IV. Задания для самостоятельной работы
- V. Вопросы для подготовки к зачёту
- VI. Рекомендованная литература по дисциплине
- Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учеб. Пособ. / Под ред. В.А. Лабунской. - м.: Гардарики, 1999.
- Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / н. П. Фетискин, в. В.Козлов, г. М. Мануйянов.- м.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.
- Фернхем а. Личность и социальное поведение / а.Фернхем, п. Хейвен. - сПб.: Питер, 2001.
- Интернет ресурсы
- VII. Глоссарий