logo

4.2. Разностороннее развитие личности

Гармоничное развитие личности предполагает формирование разнообразных мотивов, способностей и интересов. Развитие таких образований означает появление их многообразия, иерархичности, повышение степени содержательности. Они начи­нают соответствовать различным сферам человеческой жизнедея­тельности, что, разумеется, не исключает выделения личностью че­го-либо одного, наиболее значимого для себя.

Разностороннее развитие способностей означает, что человек успешен не только в одной, узко специальной деятельности. Ему могут быть доступны разные сферы деятельности. Для та­кого человека должно быть характерно высокое развитие каких-либо специальных способностей (технических, изобразитель­ных, музыкальных, поэтических и т.д.) на фоне достаточно вы­сокого общего уровня развития.

Когда речь идет об идеале разносторонне развитой личности, то подразумевается, что данное развитие будет гармоническим. Гармонические отношения между личностью и миром означают гармонию между тем, что личность требует от других, и тем, что она может и должна им дать.

Гармоническая личность находится в единстве с миром, людьми и собой. Такой человек является непосредственно нравственной личностью. Нарушение нравственных норм сопряжено для него с нарушением целостности собственной личности.

Становление гармонично развитого человека связано с формированием иерархической структуры мотивов или ценностей: доминированием высших уровней над низшим. Уровень моти­вов или ценностей определяется мерой их общности, начиная с личных мотивов (самых низких), через интересы близких лю­дей, коллектива, общества — вплоть до общечеловеческих уни­версальных целей. Наличие таких иерархий в личности не нару­шает ее гармонии, так как сложность, множественность интере­сов, полинаправленность при наличии доминанты обеспечива­ют многообразие связей с миром, общую устойчивость. Напро­тив, простота личности (наличие единственной цели, погружен­ность в одну деятельность, сужение круга общения и решаемых проблем) зачастую приводит к ее дисгармоничности.