4.2. Разностороннее развитие личности
Гармоничное развитие личности предполагает формирование разнообразных мотивов, способностей и интересов. Развитие таких образований означает появление их многообразия, иерархичности, повышение степени содержательности. Они начинают соответствовать различным сферам человеческой жизнедеятельности, что, разумеется, не исключает выделения личностью чего-либо одного, наиболее значимого для себя.
Разностороннее развитие способностей означает, что человек успешен не только в одной, узко специальной деятельности. Ему могут быть доступны разные сферы деятельности. Для такого человека должно быть характерно высокое развитие каких-либо специальных способностей (технических, изобразительных, музыкальных, поэтических и т.д.) на фоне достаточно высокого общего уровня развития.
Когда речь идет об идеале разносторонне развитой личности, то подразумевается, что данное развитие будет гармоническим. Гармонические отношения между личностью и миром означают гармонию между тем, что личность требует от других, и тем, что она может и должна им дать.
Гармоническая личность находится в единстве с миром, людьми и собой. Такой человек является непосредственно нравственной личностью. Нарушение нравственных норм сопряжено для него с нарушением целостности собственной личности.
Становление гармонично развитого человека связано с формированием иерархической структуры мотивов или ценностей: доминированием высших уровней над низшим. Уровень мотивов или ценностей определяется мерой их общности, начиная с личных мотивов (самых низких), через интересы близких людей, коллектива, общества — вплоть до общечеловеческих универсальных целей. Наличие таких иерархий в личности не нарушает ее гармонии, так как сложность, множественность интересов, полинаправленность при наличии доминанты обеспечивают многообразие связей с миром, общую устойчивость. Напротив, простота личности (наличие единственной цели, погруженность в одну деятельность, сужение круга общения и решаемых проблем) зачастую приводит к ее дисгармоничности.
- I. Рабочая учебная программа дисциплины
- 1.1. Организационно-методический раздел
- 1.2. Распределение часов курса по темам и видам работ Очная форма обучения
- Очно-заочная форма обучения
- Заочная форма обучения
- 1.3. Содержание курса
- Тема 1. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии личности
- Тема 2. Социализация личности
- Тема 3. Социальные установки личности
- Тема 4. Социальное развитие личности
- Тема 5. Личность в системе межличностных отношений.
- Тема 6. Личность и социальный контроль
- II. Текст лекций
- Тема 1. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии личности
- 1. 1. Представления о личности в зарубежной социальной психологии
- 1. 2. Представления о личности в отечественной социальной психологии
- Социально-психологические проблемы личности с позиций теории установки
- Системный подход к социальной психологии личности
- 1. 3. Социально-психологические особенности личности
- Тема 2. Социализация личности
- 2.1. Феномены социализации
- 2.2. Механизмы социализации
- 2.3. Факторы социализации
- Тема 3. Социальные установки личности
- 3.1. Исследования социальной установки в отечественной психологии
- 3.2. Становление проблемы аттитюда в зарубежной социальной психологии
- Тема 4. Социальное развитие личности
- 4.1. Феноменология развития личности
- 4.2. Разностороннее развитие личности
- 4.3. Гуманизация и смыслообразование личности
- Тема 5. Личность в системе межличностных отношений.
- Личность в условиях совместной деятельности и общения.
- 5.2. Принципы всестороннего развития личности в группе.
- 5. 3. Коммуникативная компетентность личности
- Основные характеристики общения
- Тема 6. Личность и социальный контроль
- 6.1. Понятие «социальный контроль».
- 6.2. Методы социального контроля.
- III. Семинарские занятия
- 3.1. Темы семинарских занятий
- Тема 1. Теоретические и методологические проблемы социальной
- Вопросы:
- Литература.
- Тема 2. Исследование и оценка личности в социальной психологии Вопросы:
- Литература.
- Тема 3. Представление о личности в рамках психологических теорий Вопросы:
- Литература.
- Тема 4. Социализация личности: уровни, содержание, механизмы Вопросы:
- Литература
- Тема 5. Социальная идентичность и регуляция социального поведения личности Вопросы:
- Литература
- Тема 6. Регуляция социального поведения личности Вопросы:
- Литература
- 3.2. Методические указания преподавателю по подготовке и проведению семинарских занятий
- 3.3. Методические указания студентам по подготовке к семинару
- IV. Задания для самостоятельной работы
- V. Вопросы для подготовки к зачёту
- VI. Рекомендованная литература по дисциплине
- Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учеб. Пособ. / Под ред. В.А. Лабунской. - м.: Гардарики, 1999.
- Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / н. П. Фетискин, в. В.Козлов, г. М. Мануйянов.- м.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.
- Фернхем а. Личность и социальное поведение / а.Фернхем, п. Хейвен. - сПб.: Питер, 2001.
- Интернет ресурсы
- VII. Глоссарий