logo

2.2. Механизмы социализации

Социализация — процесс и результат включения индивида в социальные отношения. Она осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки, т.е. способность общаться и взаимо­действовать с другими людьми.

В процессе социализации осуществляется включение индивида в социальные отношения и благодаря этому может происходить изменение его психики. Известно, что у человека есть психические процессы, отличающиеся от психических процессов у животных. Констатируя такое отличие, Л.С. Выготский выделяет "низшие психические функции" (НПФ) и "высшие" (ВПФ). Низшие психические функции (нагляд­но-действенное мышление, непроизвольное внимание, эмоцио­нальная память и др.) есть у животных и человека. Если человек не имеет возможности взаимодействовать с другими людьми, то его психика исчерпывается только НПФ.

Социализация начинается с воздействий на индивида, посколь­ку родители ребенка уже социализованы, а ребенок может на них воздействовать первоначально лишь как биологическое существо (например, если ребенок хочет есть, то сообщает это криком), затем он становится способен взаимодействовать со взрослыми и далее, воспроизводить имеющийся у него социальный опыт в своей деятельности.

Развиваясь, личность становится субъектом социальных отношений, способным оказывать воздействие на другого человека, но, в силу диалогичности сознания (М. Бахтин, В. Столин), реф­лексии, человек может воздействовать и на себя как социальный объект. Такие воздействия не считаются социализацией, но мо­гут составлять основу развития личности.

Таким образом, соотношение понятий "социализация" и "раз­витие личности" может быть представлено так же, как и соотно­шение понятий "социализация" и "развитие психики" (рис. 2). При этом следует учитывать, что внесоциальное развитие психи­ки основано на процессах созревания, биологических законах "раз­вертывания" программ поведения, а развитие личности вне со­циальных взаимодействий представляет собой форму активности личности, которая первоначально проявилась в результате социа­лизации.

Социализация — многогранный процесс усвоения человеком опыта общественной жизни, превращения его из природного существа в общественное. В результате социализации человек усваивает стереотипы поведения, нормы и ценностные ориента­ции социальной среды, в которой он функционирует. Социа­лизацию можно рассматривать как тройственный процесс адап­тации, развития личности и отказ от наивных детских представ­лений.

Социализация личности на индивидуальном уровне включа­ет ряд процессов.

1. Личности людей формируются, взаимодействуя друг с дру­гом. На характер этих взаимодействий оказывают влияние такие факторы, как возраст, интеллектуальный уровень, пол и т.п.

2. Окружающая среда также может воздействовать на лич­ность ребенка.

3. Личность формируется на основе собственного индивидуального опыта.

4. Важным аспектом формирования личности является куль­тура .

К ведущим феноменам социализации следует отнести усвое­ние стереотипов поведения, действующих социальных норм, обычаев, интересов, ценностных ориентаций и т.п. Стереотипы поведения формируются путем сигнальной наследственности, т.е. через подражание взрослым в раннем детстве. Они очень ус­тойчивы и могут быть основой психической несовместимости (например, в семье, этносе).

Существует несколько социально-психологических механиз­мов социализации:

1) идентификация — отождествление индивида с некото­рыми людьми или группами, позволяющее усваивать разнооб­разные нормы, отношения и формы поведения, которые свойст­венны окружающим. Примером идентификации является полоролевая типизация — процесс приобретения индивидом психи­ческих особенностей и поведения, характерных для представи­телей определенного пола;

2) подражание — сознательное или бессознательное воспроизведение индивидом модели поведения, опыта других людей (в частности, манер, движений, поступков и т.д.);

3) внушение — воздействие на поведение и психику чело­века, предполагающее некритическое восприятие им особенно­стей информации. Внушение — процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он общается;

4) фасилитация — стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других, в результате которого их деятельность протекает свободнее и интенсивнее ("фа­силитация" означает "облегчение");

5) конформность — осознание расхождения во мнениях с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, реализуемое в поведении (Немов, 1994).