logo

Основные характеристики общения

Общение характеризуется: содержанием, функцией, манерой и стилем.

Содержание общения. Общение может иметь различное содержание, которое выражается в следующем: 1.Передача от человека к человеку информации. 2.Восприятие партнерами по общению друг друга. 3.Взаимооценка партнерами по общению друг друга. 4.Взаимовлияние партнеров по общению друг на друга. 5.Взаимодействие партнеров друг с другом. 6.Управление групповой или массовой деятельностью и т.д.

Функции общения. Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения.

Различают четыре основные функции общения. Реализация личностью своей субъективности в общении связана: Во-первых, с наличием необходимого уровня коммуникативной компетентности; Во-вторых, с владением опытом ролевой самоорганизации в ситуациях общения; В-третьих, с отсутствием психофизических зажимов.

Компетентная компетентность складывается из способностей: - давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться; - социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на специфику ситуации; - осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации.

В общении руководителю необходимо умение найти правильное слово, правильный тон, верную "пристройку" к партнеру, чтобы стремление убедить в чем-либо достигало необходимой цели. Особенно это важно в ситуации делового общения.

Современная аудитория делового общения - это не сумма слушателей, это общность людей, где каждый обладает определенным уровнем: образованности (определяющей профессиональные и личностные предпочтения); информированности (т.е. осведомленности о текущем моменте) персонифицированности (выражающейся в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды).

Чтобы эффективно взаимодействовать, руководителю необходим социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации т. е. той ситуации, в которой предстоит организовать общение.

Прогноз формируется в процессе анализа коммуникативной ситуации на уровне

Коммуникативных установок (уровень отношения людей (т.е. партнеров) к общению в целом). Коммуникативная установка партнера - это своеобразная программа поведения личности в процессе общения. Уровень установки может прогнозироваться в ходе выявления предметно-тематических интересов партнера, эмоционально-оценочных отношений к различным событиям, отношения к форме общения; включенности партнеров в систему коммуникативного взаимодействия. Это определяется в ходе изучения частоты коммуникативных контактов, типа темперамента партнера, его предметно-практических предпочтений; эмоциональных оценок форм общения. Обобщенные эмоциональные реакции типа "интересно - неинтересно", "удовлетворен - не удовлетворен" характеризуют эмоциональные суждения о публичном общении.

При таком подходе к характеристике коммуникативной компетенции целесообразно рассмотреть общение как системно-интегрирующий процесс.