IV. Задания для самостоятельной работы
1. Составьте логическую схему базы знаний по теме курса.
2. Раскройте сущность научных подходов к развитию личности: психосексуальный, психосоциальный, когнитивный, бихевиористический, гуманистический, деятельностный, акмеологический или системный.
3. Выявите ошибки в предложениях:
а) Альтруизм — безнравственная норма, небескорыстное и неуважительное отношение к другим людям, неготовность сопереживать, действовать в их интересах, поступившись своими.
б) Мадригальность — пограничность, периферийность или промежуточность по отношению к каким-либо социальным общностям (национальным, культурным, религиозным и др.).
в) Эмоциональность — совокупность качеств личности, определяющих динамику возникновения, протекания и прекращения волевых состояний; чувствительность к эмоциогенным ситуациям.
г) Реактивность — характеристика личности, определяющая интенсивность, продолжительность, частоту и разнообразие выполняемых действий или деятельностей какого-либо рода.
4. Задание на установление соответствия. В первой колонке таблицы дается понятие, во второй - его определение. Необходимо дать соответствующее (правильное) определение понятиям.
Понятия |
Определения |
Негативизм
Аттракция
Заражение Аффилиация
|
— чувственное состояние человека, которое определяется соотношением между системой потребностей и оценкой вероятности их удовлетворения в связи с окружающими условиями. — необоснованное противодействие всему, что исходит от других людей, которое свидетельствует о слабости воли, неумении владеть собой. — стремление человека быть в обществе других людей. — привлекательность, возникающая при восприятии человека человеком.
|
5. Постройте классификацию стадий когнитивного развития:
а)
б)
в)
г)
6. Из перечисленного выберите то, что Л. Кольберг выделяет как уровни развития личности: а) преднравственный уровень, б) нравственный уровень, в) конвенциональный уровень, г) ориентационный уровень, д) постконвенциональный уровень.
7. Назовите общим термином совокупность перечисленных понятий:
а) индивид, б) персона и в) индивидуальность.
8. Как называется наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин, изучающих феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии.
9. Верны ли следующие утверждения?
Аттитюд — социальная фиксированная установка, предрасположенность к определенному поведению личности в ситуациях общения с другими людьми.
Самоактуализация — стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.
Варианты ответов: (да, да), (да, нет), (нет, да), (нет, нет).
10. Составьте из предложенных слов название понятия, которое определяется как процесс формирования личности, социального качества индивида в результате его социализации и воспитания.
1) воспитание а) индивидуальности
2) формирование б) личности
3) развитие в) индивида
- I. Рабочая учебная программа дисциплины
- 1.1. Организационно-методический раздел
- 1.2. Распределение часов курса по темам и видам работ Очная форма обучения
- Очно-заочная форма обучения
- Заочная форма обучения
- 1.3. Содержание курса
- Тема 1. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии личности
- Тема 2. Социализация личности
- Тема 3. Социальные установки личности
- Тема 4. Социальное развитие личности
- Тема 5. Личность в системе межличностных отношений.
- Тема 6. Личность и социальный контроль
- II. Текст лекций
- Тема 1. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии личности
- 1. 1. Представления о личности в зарубежной социальной психологии
- 1. 2. Представления о личности в отечественной социальной психологии
- Социально-психологические проблемы личности с позиций теории установки
- Системный подход к социальной психологии личности
- 1. 3. Социально-психологические особенности личности
- Тема 2. Социализация личности
- 2.1. Феномены социализации
- 2.2. Механизмы социализации
- 2.3. Факторы социализации
- Тема 3. Социальные установки личности
- 3.1. Исследования социальной установки в отечественной психологии
- 3.2. Становление проблемы аттитюда в зарубежной социальной психологии
- Тема 4. Социальное развитие личности
- 4.1. Феноменология развития личности
- 4.2. Разностороннее развитие личности
- 4.3. Гуманизация и смыслообразование личности
- Тема 5. Личность в системе межличностных отношений.
- Личность в условиях совместной деятельности и общения.
- 5.2. Принципы всестороннего развития личности в группе.
- 5. 3. Коммуникативная компетентность личности
- Основные характеристики общения
- Тема 6. Личность и социальный контроль
- 6.1. Понятие «социальный контроль».
- 6.2. Методы социального контроля.
- III. Семинарские занятия
- 3.1. Темы семинарских занятий
- Тема 1. Теоретические и методологические проблемы социальной
- Вопросы:
- Литература.
- Тема 2. Исследование и оценка личности в социальной психологии Вопросы:
- Литература.
- Тема 3. Представление о личности в рамках психологических теорий Вопросы:
- Литература.
- Тема 4. Социализация личности: уровни, содержание, механизмы Вопросы:
- Литература
- Тема 5. Социальная идентичность и регуляция социального поведения личности Вопросы:
- Литература
- Тема 6. Регуляция социального поведения личности Вопросы:
- Литература
- 3.2. Методические указания преподавателю по подготовке и проведению семинарских занятий
- 3.3. Методические указания студентам по подготовке к семинару
- IV. Задания для самостоятельной работы
- V. Вопросы для подготовки к зачёту
- VI. Рекомендованная литература по дисциплине
- Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учеб. Пособ. / Под ред. В.А. Лабунской. - м.: Гардарики, 1999.
- Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / н. П. Фетискин, в. В.Козлов, г. М. Мануйянов.- м.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.
- Фернхем а. Личность и социальное поведение / а.Фернхем, п. Хейвен. - сПб.: Питер, 2001.
- Интернет ресурсы
- VII. Глоссарий