VII. Глоссарий
Авторитетность - способность человека иметь определенный вес среди людей, пользоваться их признанием и уважением.
Агрессивность (враждебность) - поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, вред.
Альтруизм - черта характера, побуждающая человека бескорыстно приходить на помощь другим людям.
Атрибуция каузальная - приписывание причины наблюдаемому действию или поступку человека.
Аттракция - привлекательность, влечение одного человека к другому, сопровождающееся положительными эмоциями.
Барьер психологический - внутреннее препятствие психологической природы (нежелание, боязнь, неуверенность и т.п.), мешающее человеку успешно выполнять некоторые действия. Часто возникает в деловых и личных взаимоотношениях людей и препятствует установлению открытых и доверительных отношений между ними.
Бессознательное - характеристика психологических свойств, процессов и состояний человека, находящихся вне сферы его сознания, но оказывающих такое же влияние на его поведение, как и сознание.
Брейнсторминг - специальный метод организации совместной творческой работы людей, рассчитанный на повышение их умственной активности и решение сложных интеллектуальных задач.
Вербальный - относящийся к звуковой человеческой речи.
Внушение - неосознанное влияние одного человека на другого, вызывающее определенные изменения в его психологии и поведении.
Выразительные движения (экспрессия) - система данных от природы или выученных движений (жесты, мимика, пантомимика), при помощи которых человек невербальным путем передает информацию о своих внутренних состояниях или внешнем мире другим людям.
Гендерная роль – набор ожидаемых образцов поведения (норм) для мужчин и женщин.
Группа - совокупность людей, выделенная на основе какого-либо одного или нескольких, общих для них признаков.
Деиндивидуализация – утрата самосознания и боязни оценки; возникает в групповых ситуациях, которые обеспечивают анонимность и не концентрируют внимание на отдельном индивиде.
Деятельность - специфический вид человеческой активности, направленный на творческое преобразование, совершенствование окружающего мира и самого себя.
Жест - движение рук человека, выражающее его внутреннее состояние или указывающее на какой-либо объект во внешнем мире.
Заражение (заражение эмоциональное) - психологический термин, обозначающий бессознательную передачу от человека к человеку каких-либо эмоций, состояний и побуждений.
Зеркальное восприятие – взаимно негативные представления друг о друге, часто возникающие у конфликтантов; например, своя сторона считается нравственной и миролюбивой, а другая злонамеренной и агрессивной.
Значение - содержание, которое вкладывают в данное слово или понятие все употребляющие его люди.
Идентификация - отождествление. Установление сходства одного человека с другим, направленное на его вспоминание и собственное развитие идентифицируемого с ним лица. Выступает как один из механизмов социализации.
Индивид - отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных и психологических.
Индивидуальность - своеобразное сочетание индивидных (см. индивид) свойств человека, отличающее его от других людей.
Инициатива - проявление человеком активности, не стимулированной извне и не определяемой независящими от него обстоятельствами.
Инстинкт - врожденная, малоизменяемая форма поведения, обеспечивающая приспособление организма к типичным условиям его жизни.
Интеллект социальный – когнитивный компонент коммуникативных способностей.
Интеракция - взаимодействие.
Интроверсия - обращенность сознания человека к самому себе; поглощенность собственными проблемами и переживаниями, сопровождаемая ослаблением внимания к тому, что происходит вокруг.
Интуиция - способность быстро находить верное решение задачи и ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, а также предвидеть ход событий.
Инфантилизм - проявление детских черт в поведении взрослого человека. Часто является следствием низкого уровня социализированности.
Катарсис - очищение. Душевное облегчение, наступающее у человека после сильных эмоциональных переживаний типа аффекта или стресса.
Климат социально-психологический - общая социально-психологическая характеристика состояния малой группы, в особенности человеческих взаимоотношений, сложившихся в ней.
Конфликт внутриличностный - состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанной с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений и потребностей. Внутриличностный конфликт может проецироваться вовне и переходить в межличностный конфликт.
Конфликт межличностный - трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми и вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, целей и потребностей.
Конформизм - некритическое принятие человеком чужого мнения, сопровождаемое отказом от собственного мнения.
Кризис - состояние душевного расстройства, вызванное длительной неудовлетворенностью человека собой или своими взаимоотношениями с окружающим миром.
Лидер - член группы, чей авторитет, власть или полномочия безоговорочно признаются остальными членами этой группы, готовыми следовать за ним.
Личностное пространство – буферное пространство, которое человек предпочитает сохранять вокруг себя. Размер этого пространства зависит от специфики ситуации, культурно-этнических стереотипов, степени близости с собеседником.
Малая группа - небольшая по численности совокупность людей, включающая от 3 до 20-30 человек, занятых общим делом и имеющих прямые личные контакты друг с другом.
Мимика - совокупность движений частей лица человека, выражающих его состояние или отношение к тому, что он воспринимает (представляет, обдумывает, припоминает и т.п.).
Мотив - внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека.
Нормы социальные - принятые в данном обществе или группе правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей.
Пантомимика - система выразительных движений, совершаемых при помощи тела.
Подражание - сознательное или бессознательное поведение человека, направленное на воспроизведение поступков и действий других людей.
Поступок - сознательно совершенное человеком и управляемое волей социальное действие, исходящее из определенных убеждений.
Психологическая совместимость людей - способность людей находить взаимопонимание, налаживать деловые и личные контакты, сотрудничать друг с другом.
Рефлексия - способность сознания человека сосредоточиться на самом себе.
Речь - система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации.
Роль - понятие, обозначающее поведение человека в определенной жизненной ситуации, которая соответствует занимаемому им положению (например, роль руководителя, подчиненного и т.д.).
Самообладание - способность человека сохранять внутреннее спокойствие, действовать разумно и взвешенно в сложных жизненных ситуациях.
Самоопределение личности - самостоятельный выбор человеком своего жизненного пути, целей, ценностей, нравственных норм, будущей профессии и условий жизни.
Самооценка - оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков.
Саморегуляция - процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками.
Самосознание - осознание человеком самого себя, своих собственных качеств.
Симпатия - чувство эмоциональной предрасположенности к человеку, повышенный интерес и влечение к нему.
Совместимость - способность людей работать вместе, успешно решать задачи, требующие от них согласованности действий и хорошего взаимопонимания.
Сопереживание - испытание человеком тех же самых чувств и эмоций, которые характерны для находящихся рядом с ним людей.
Соперничество - стремление человека к соревнованию с другими людьми, желание одержать верх над ними, победить, превзойти.
Сотрудничество - стремление человека к согласованной, слаженной работе, с людьми. Готовность поддержать и оказать им помощь. (Противоположно соперничеству.)
Социально-психологический тренинг - теория и практика специального психотерапевтического воздействия на людей, рассчитанная на улучшение их общения и приспособление к условиям жизни.
Статус - положение человека в системе внутригрупповых отношений, определяющее степень его авторитета в глазах остальных участников группы.
Стереотип физической привлекательности – презумпция того, что физически привлекательные люди обладают социально желательными чертами, по принципу: что красиво, то и хорошо.
Стремление - желание и готовность действовать определенным образом.
Стресс - состояние душевного (эмоционального) и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно действовать в сложившейся ситуации. Причиной стресса может служить скученность людей, дефицит времени, ситуация высокой личной ответственности.
Суггестия - внушение.
Теория социального научения – теория, согласно которой мы учимся социальному поведению посредством наблюдения и иитации и под воздействием вознаграждений и наказаний.
Тест - стандартизированная психологическая методика, предназначенная для сравнительной количественной оценки у человека изучаемого психического качества.
Тестирование - процедура применения тестов на практике.
Тревожность - свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях.
Установка социальная – благоприятная или благоприятная оценочная реакция, которая выражается в мнениях, чувствах и целенаправленном поведении.
Фанатизм - чрезмерная увлеченность человека чем-либо, сопровождаемая снижением контроля за своим поведением, некритичностью в суждениях об объекте своей увлеченности.
Характер - совокупность свойств личности, определяющих типичные способы ее реагирования на жизненные обстоятельства.
Черта личности - устойчивое свойство личности, определяющее характерное для нее поведение.
Чувство - высшая, культурно обусловленная эмоция человека, связанная с некоторым социальным объектом.
Экстраверсия - обращенность сознания и внимания человека в основном на то, что происходит вокруг него. (Противоположна интроверсии).
Эмоции - элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и процесса удовлетворения актуальных потребностей.
Эмоциональность - характеристика личности, проявляющаяся в частоте возникновения разнообразных эмоций и чувств.
Эмпатия - способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний.
Эффект гомогенности «чужой группы» - восприятие членов «чужой» группы более похожими друг на друга, чем членов «своей» группы, по принципу: «они похожие – мы разные».
Эффект нахождения в поле зрения – тенденция испытывать большую расположенность и давать более позитивную оценку ранее незнакомым раздражителям после их неоднократного появления в поле зрения оценивающего.
Эффект новизны - закономерность, подчеркивающая, что последняя по времени поступления информация иногда оказывает наибольшее влияние. Встречается реже, чем эффект первичности.
Эффект первичности – закономерность, подчеркивающая, что при прочих равных условиях воздействие информации, предоставленной первой, обычно сильнее.
- I. Рабочая учебная программа дисциплины
- 1.1. Организационно-методический раздел
- 1.2. Распределение часов курса по темам и видам работ Очная форма обучения
- Очно-заочная форма обучения
- Заочная форма обучения
- 1.3. Содержание курса
- Тема 1. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии личности
- Тема 2. Социализация личности
- Тема 3. Социальные установки личности
- Тема 4. Социальное развитие личности
- Тема 5. Личность в системе межличностных отношений.
- Тема 6. Личность и социальный контроль
- II. Текст лекций
- Тема 1. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии личности
- 1. 1. Представления о личности в зарубежной социальной психологии
- 1. 2. Представления о личности в отечественной социальной психологии
- Социально-психологические проблемы личности с позиций теории установки
- Системный подход к социальной психологии личности
- 1. 3. Социально-психологические особенности личности
- Тема 2. Социализация личности
- 2.1. Феномены социализации
- 2.2. Механизмы социализации
- 2.3. Факторы социализации
- Тема 3. Социальные установки личности
- 3.1. Исследования социальной установки в отечественной психологии
- 3.2. Становление проблемы аттитюда в зарубежной социальной психологии
- Тема 4. Социальное развитие личности
- 4.1. Феноменология развития личности
- 4.2. Разностороннее развитие личности
- 4.3. Гуманизация и смыслообразование личности
- Тема 5. Личность в системе межличностных отношений.
- Личность в условиях совместной деятельности и общения.
- 5.2. Принципы всестороннего развития личности в группе.
- 5. 3. Коммуникативная компетентность личности
- Основные характеристики общения
- Тема 6. Личность и социальный контроль
- 6.1. Понятие «социальный контроль».
- 6.2. Методы социального контроля.
- III. Семинарские занятия
- 3.1. Темы семинарских занятий
- Тема 1. Теоретические и методологические проблемы социальной
- Вопросы:
- Литература.
- Тема 2. Исследование и оценка личности в социальной психологии Вопросы:
- Литература.
- Тема 3. Представление о личности в рамках психологических теорий Вопросы:
- Литература.
- Тема 4. Социализация личности: уровни, содержание, механизмы Вопросы:
- Литература
- Тема 5. Социальная идентичность и регуляция социального поведения личности Вопросы:
- Литература
- Тема 6. Регуляция социального поведения личности Вопросы:
- Литература
- 3.2. Методические указания преподавателю по подготовке и проведению семинарских занятий
- 3.3. Методические указания студентам по подготовке к семинару
- IV. Задания для самостоятельной работы
- V. Вопросы для подготовки к зачёту
- VI. Рекомендованная литература по дисциплине
- Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учеб. Пособ. / Под ред. В.А. Лабунской. - м.: Гардарики, 1999.
- Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / н. П. Фетискин, в. В.Козлов, г. М. Мануйянов.- м.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.
- Фернхем а. Личность и социальное поведение / а.Фернхем, п. Хейвен. - сПб.: Питер, 2001.
- Интернет ресурсы
- VII. Глоссарий