logo

Социально-психологические проблемы личности с позиций теории установки

Основателем отечественной теории установки является Д. Н. Уз­надзе.

Поведение и жиз­недеятельность субъекта вытекают из наличия у него потребностей. Для их удовлетворения необходима определенная ситуация. Наличие потребностей и ситуации вызывает особое состояние, которое харак­теризует его склонность, направленность, готовность совершать оп­ределенные действия. Это состояние и есть установка.

Узнадзе харак­теризует установку как модификацию живого существа, соответству­ющую объективному ходу вещей, как особое состояние личности, модус ее в конкретных условиях.

Это — личностный фактор, конкрет­ная определенность личности в каждый данный момент.

ИМ были выде­лены формы взаимосвязи человека с действительностью:

1) формы связи живого организма с предметами внешнего мира;

2) формы ди­станционной взаимосвязи индивида и предмета;

3) форма сознатель­ного отношения человека к действительности.

Комплексный подход к изучению личности

Комплексный подход является одним из методологических ос­нований социальной психологии личности. Он сформулирован и реализован Б. Г. Ананьевым. Анализируя особенности современно­го научного знания о человеке, Ананьев отметил, что проблема че­ловека становится общей проблемой всей науки в целом.

Личность является комплексной проблемой современной науки. В ее изучении как специальный выделяется социально-психологический аспект.

По мнению Ананьева, в изучении человека как личности особо выде­ляется «статус личности, т. е. ее положение в обществе (экономичес­кое, политическое, правовое и т. д.); общественные функции, осуще­ствляемые личностью в зависимости от этого положения и истори­ческой эпохи; мотивация ее поведения и деятельности в зависимо­сти от целей и ценностей, образующих внутренний мир; мировоззрение и вся совокупность отношений личности к окружающему миру (при­роде, обществу, труду, другим людям, самому себе); характер и склонности» (Ананьев, 1980).

Вся эта сложная система субъективных свойств и качеств человека, его социально-психоло­гических феноменов определяет его деятельность и поведение.

При характеристике человека как субъекта социально-психоло­гический аспект личности выступает как наиболее выраженный. В этом качестве личность выступает в нескольких ипостасях: «она — объект и субъект исторического процесса, объект и субъект обще­ственных отношений, субъект и объект общения, наконец, что осо­бенно важно, субъект общественного поведения — носитель нрав­ственного сознания» (Ананьев, 1980).

Для психологического исследования личности центральным является понимание ее как субъекта труда, познания и общения.

Основу динамической струк­туры личности составляет система социальных взаимозависимостей человека.

Необходимость изучения личности в системе социальных свя­зей и отношений, по мнению Ананьева, обусловило то, что исто­рическое, социологическое и социально-психологическое иссле­дование личности составляет единый и основной путь ее изуче­ния, определяющий собственно психологическое исследование.