12. Юридически значимые эмоциональные состояния: понятие, характеристика отдельных видов.
Согласно фундаментальному исследованию Левитова, состояние - это усталость или скука, растерянность или решительность, аффект или сомнение. Состояния имеют отношение к мотивации и воле, познанию и эмоциям, самочувствию и уровню бодрствования. Состояние может быть нормальным, гипнотическим, аномальным, патологическим, индивидуальным, групповым (массовым), длительным и не очень, сильным, глубоким, более или менее однородным, например, эмоциональное состояние может быть вплетено в другие психические состояния (внимания, мышления, воли и т.п.).
Есть все основания считать, что, во-первых, эмоциональные состояния - особый, отдельный вид во множестве (роде) психических состояний, во-вторых, что эмоциональные состояния будут влиять на познавательную и регулирующую функции психики (подобно функциям эмоций, к которым они относятся). Степень этого влияния будет зависеть от глубины, силы, продолжительности эмоционального состояния. Эти параметры эмоций являются важными в их характеристике и классификации. Выделяя юридически значимые эмоциональные состояния, мы, помимо формы психического, вводим критерий глубины переживания. Сила эмоций, характеризуется тем, насколько они захватывают человека в данный момент и насколько ярко выражаются во внешних проявлениях, а глубина - тем, "... насколько эмоции затрагивают существенные стороны жизни человека, связываются с его основными жизненными отношениями к действительности и оказывают значительное влияние на его последующие переживания, мысли, стремления, на все его поведение. Сильные чувства могут быть в то же время и глубокими, но сила и глубина чувства не всегда совпадают друг с другом". С мнением о несовпадении силы и глубины мы встречаемся в исследованиях Штерна и Крюгера.
Причин несовпадения выраженной интенсивности (силы) и глубины эмоций может быть много: это и другое состояние или чувство, на фоне которого проявляется и за счет чего усиливается эмоция, и желание сыграть переживание или проявление акцентуации по демонстративному или гипертимному типу и кратковременность переживания, и другое.
Таким образом, юридически значимым является такое эмоциональное состояние, которое характеризуется не только целостностью и своеобразием в зависимости от вида, но и своим влиянием на субъекта деятельности, страдательностью переживающего человека, что выражается в снижении уровня психического отражения и регуляции и специфике их взаимосвязи: нарушении (в пределе нормы) единства сознания и деятельности и/или целостности деятельности, проявляющемся в своих крайних вариантах либо пассивной созерцательностью переживающего человека, либо его чрезмерной неупорядоченной активностью.
На сегодняшний день в психологии существуют описания ряда сильных, глубоких, длительных эмоциональных состояний. Это аффект, стресс, или психическая напряженность, состояние фрустрации, тревожности, персевераций, состояние агрессии, отчаяния, испуга, страха, паники, безнадежности, апатии, ревности, страсти и т.п. Они могут негативно сказаться на функционировании сознания и проявлении поведения.
Все перечисленные негативные эмоциональные состояния отличаются по:
- характеру вызвавшей их ситуации;
- депривации личностно или жизненно значимой потребности;
- феноменологии проявления;
- особенностям функционирования сознания и деятельности.
Различия по этим характеристикам не являются достаточными, т.к. эмоции в ситуации развиваются, сливаются, переключаются, при этом феноменология некоторых из них идентична.
Итак, что следует считать эмоциогенными (стрессогенными), экстремальными обстоятельствами? Согласно исследованиям В. Д. Небылицина (1976), во-первых, это ситуации которые характеризуются объективными параметрами, предъявляющими человеку требования, выходящие за пределы функционального диапазона его приспособительных возможностей. Во-вторых, ситуации, в основе эмоциогенности которых лежит субъективная оценка, т.е. индивидуальное отражение объективной реальности в сознании человека и осознание степени ее опасности, представление о масштабах возможной угрозы, предположения о возможных последствиях.
Таким образом, по В. Д. Небылицыну, экстремальными или чрезвычайными ситуациями следует считать такие, которые ощущаются и переживаются как источник дискомфорта, Воздействующие факторы делятся на внешние и внутренние.
Внешние:
1. Вид воздействия, его содержательные, специфические особенности.
2. Продолжительность воздействия.
3. Интенсивность.
4. Объективная трудность достижения цели.
5. Ограниченность времени достижения цели.
6. Дефицит информации или неопределенность возможных исходов.
7. Физические, микроклиматические, гигиенические, экологические и другие факторы, препятствующие деятельности.
Внутренние:
1. Субъективная значимость воздействия.
2. Особенности предшествующего опыта деятельности в аналогичных условиях.
3. Уровень развития неспецифической и специфической адаптации - здоровья, выносливости, тренированности и степени развития навыков и умений действовать в данных условиях.
4. Степень готовности к деятельности в данных условиях.
5. Отношение к деятельности, мотивы и степень стремления к достижению цели.
Так как классификация критических ситуаций и состояний по одному и тому же основанию является более строгим научным подходом, чем их перечисление, для рассмотрения видов юридически значимых эмоциональных состояний воспользуемся типологией, предложенной Ф. Е. Василюком. Таким образом, внешние и внутренние условия, тип активности и специфическая жизненная необходимость являются главными пунктами, по которым критические ситуации в концепции Ф. Е. Василюка отличаются друг от друга, переводя функционирование психики в режим переживания.
1) стрессовые состояния
Стресс функционирует на уровне витальности, проявляясь жизнедеятельности организма, и обусловлен внутренней необходимостью здесь-и-теперь удовлетворения.
Г Селье, создатель этого понятия, определял стресс как "неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование". Проявление стрессового состояния связано с превышением, в связи с требованиями среды, внутренних ресурсов, что создает угрозу для личного благополучия. Вот почему именно когнитивным процессам отводится решающая роль в механизме возникновения стресса.
Анализируя существенность влияния стрессового состояния на сознание и поведение, Коченов писал, что наиболее типичным изменением психической деятельности в стрессе является потеря гибкости, пластичности поведения. Нарушается процесс выбора целей действий, стройность и последовательность в осуществлении сложных интеллектуальных навыков и двигательных актов, что создает условия для "высвобождения" стереотипных, автоматизированных движений. Происходят ошибки в восприятии окружающей действительности, уменьшается объем внимания, образуются провалы памяти, нарушается оценка временных интервалов, появляются затруднения в понимании ситуации в целом, Длительное и сильное стрессовое состояние может привести к "полному расстройству деятельности вплоть до появления нервно-эмоционального срыва"
Психический стресс подразделяется на информационный и эмоциональный. И оба они могут быть отнесены к юридически значимым. Информационный стресс возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности за последствия принятых решений. Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и прочее и может привести к изменениям протекания психических процессов, эмоциональным сдвигам, трансформации мотивационной сферы деятельности, нарушениям двигательного и речевого поведения.
Согласно многим исследованиям, нервно-психическое напряжение может быть разной степени. Обычно, их выделяется три, и только самая сильная степень - последняя –оказывает существенное деструктивное влияние на психику. Эмоциональный стресс, как и аффект, может возникнуть у человека подвергшегося нападению, угрозе, насилию, и может уменьшить способность соотносить свои действия с требованиями ситуации, усилить оценку угрожающего фактора и т.п.
2) кризисные состояния
Кризис функционирует на уровне жизни как целого, проявляясь в волевой активности, и обусловлен внутренней необходимостью реализации жизненного замысла.
Ориентируясь на довольно традиционное определение кризиса как неразрешаемого противоречия или осознания неразрешаемости, мы полагаем, что человек поставлен в ситуацию, в которой либо депривирована фундаментальная потребность (смыслообразующий мотив), либо для этого "создается потенциальная или актуальная угроза", от которой в реальном взаимодействии человек "не может уйти и которую не может разрешить в короткое время и привычным способом». Более того, в кризисе вернуть ситуацию к исходной, которая имела для человека жизненный смысл, нельзя.
Выходом из кризиса являются не внешние, а внутренние изменения, достичь которых порой можно только с психотерапевтической помощью Личностный рост, осуществляемый многими направлениями психотерапии по-разному, позволяет переоценить ситуацию.
Кризис, на наш взгляд, является вторичной, т.е. производной эмоцией. Дж. Каплан описал четыре стадии кризиса, которые следуют одна за другой по нарастающей:
1) первичный рост напряжения, стимулирующий привычные способы разрешения проблемы;
2) дальнейший рост напряжения в условиях, когда эти способы оказались безрезультатными;
3) еще большее увеличение напряжения, требующее мобилизации внешних и внутренних источников;
4) если все оказывается тщетным, наступает четвертая стадия, характеризуемая повышением тревоги и депрессии, чувством беспомощности и безнадежности, дезорганизацией личности.
Аффективное поведение можно отнести к проявлению третьей стадии развития кризиса (по Дж. Каплану). Однозначно сказать, что аффективное поведение является неудачным разрешением критической ситуации, нельзя, т.к. человек сохраняет себя и имеет возможность, например, после преступления, продолжать "реализовывать свой жизненный замысел". Для удачности разрешения кризиса не хватает признака личностного роста, поскольку "воля" присутствует в нем своеобразно: только своим изначальным компонентом - импульсом к действию эмоционально мобилизованных сил после осознания неразрешимости противоречий сложившейся ситуации.
Аффектом в психологии называют "сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями" (Леонтьев.). Рубинштейн рассматривал аффект и как состояние, и как процесс: "Аффект - это стремительный и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать и не подчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии. Именно аффект по преимуществу связан с шоками-потрясениями, выражающимися в дезорганизации деятельности. Дезорганизующая роль аффекта может выразиться в дезорганизации моторного аспекта деятельности в силу того, что в аффективном состоянии в нее вклиниваются непроизвольные, органически детерминированные реакции... аффективное состояние выражается в заторможенности сознательной деятельности, т.е. аффективное действие как бы вырывается у человека, а не вполне регулируется им" .
Аффект как процесс имеет трехфазное строение: фаза накопления возбуждения, взрыва и фаза истощения. Все юридически значимые характеристики физиологического (т.е. нормального) аффекта имеют отношение к его выражению, наступающему в фазе взрыва.
Итак, человек в состоянии физиологического аффекта имеет непреодолимую потребность действовать, но не имеет программы действий. Своеобразие действий, совершаемых под влиянием аффекта, таким образом, заключается не в полной их бессознательности, как это происходит в патологическом аффекте, а в том, что отсутствует достаточно ясное осознание цели действия и затрудняется сознательный контроль за поведением. "В результате специфических изменений сознанием охватывается не все, что необходимо для упорядоченного поведения. Это приводит к ослаблению способности человека сознавать значение своих действий, уменьшает возможность самоконтроля и управления своим поведением" (Ситковская).
Большинство психологов и психиатров единодушны в мнении о том, что физиологический аффект - неболезненное, непатологическое эмоциональное состояние, хотя для стадии аффективного взрыва характерна субъективная внезапность, изменение психической деятельности "...в виде фрагментарности восприятия, сужения и концентрации сознания на психотравмирующем объекте, наличие ярко выраженных внешних признаков эмоционального возбуждения (изменение внешнего вида, мимики, пантомимики, голоса), отражающих физиологические, биохимические сдвиги в организме, особенности аффективных действий с признаками стереотипий, импульсивности...".
Аффективное поведение может быть в степени физиологического и патологического аффекта, установление последнего входит в компетентность психиатра. Наиболее важными при идентификации аффекта являются, во-первых, выраженная трехфазность его развития (накопление возбуждения, аффективный взрыв, фаза истощения), во-вторых, особенности проявления суженного сознания и двигательного возбуждения на пике внезапно возникшего эмоционального взрыва.
3) конфликтные состояния
Конфликт в рассматриваемой нами типологии функционирует на уровне внутреннего мира, проявляясь в сознании, и обусловлен необходимостью внутренней согласованности с самим собой.
В конфликте могут сталкиваться мотивы, идеи, желания, цели, ценности. Интенсивность противостоящих в конфликте сил чаще определяется их равенством.
Ревность в психологии определяется как амбивалентное переживание любви и ненависти одновременно. Рубинштейн писал, что в ревности страстная любовь уживается со жгучей ненавистью. Отрицательные переживания подогревают любовь, т.к. объект оценивается уже как малодосягаемый. Любовь усиливает переживание ненависти к объекту любви, зависть к сопернику, тревогу и отчаяние в отношении самого себя и будущих отношений. Хотя в самонаблюдении данное переживание открывается как нечто более цельное.
Наряду с причинами возникновения и особенностью переживания ревности, мы имеем фрагментарные описания функционирования сознания в состоянии ревности. Е. И. Терентьев, обобщая сведения по этому вопросу, пишет, что "ревность накладывает отпечаток на интеллектуальную, волевую сферы, проявляется многообразием форм поведения, зачастую социально опасного. Отмечается агрессивное поведение в отношении жены, редко в отношении соперника, возможны суицидальные тенденции, факт измены может переживаться как "удар судьбы" в виде острой невротической реакции.
К конфликтным состояниям относится состояние тревоги, тревожности как самостоятельное состояние, а не как составляющая часть развития стресса или кризиса.
Надо сразу отметить, что такие категории, как страх, испуг, тревожность, имеют отличия. Испуг и страх - обозначают эмоциональные явления, вызываемые недостатком средств защиты. Согласно исследованиям В. К. Вилюнаса (1976), эмоции в деятельности человека могут констатировать успех-неуспех, обобщать его и предвосхищать. Таким образом, мы получаем: испуг - констатирование неуспеха, страх и тревожность - его предвосхищение. Если такой неуспех не единичен, этот опыт обобщается и превращается в генерализованное переживание.
Сила и глубина переживаемого испуга и страха может достигать степени аффекта ужаса и, разрешая ситуацию, проявляться двояко: либо стенично, с преобладанием возбуждения, например, паническим бегством, либо астенично, с преобладанием торможения - оцепенением. Состояние страха не зависит от того - проявление это собственно эмоции или высшего чувства.
В отечественной психологии тревога (тревожность) определяется как эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. В отличие от страха как реакции на конкретную угрозу, тревожность представляет собой генерализованный диффузный или беспредметный страх. Она часто бывает обусловлена неосознаваемостью источника опасности. Конструктивность тревожности заключается в том, что она не только предупреждает субъекта о возможной опасности, но и побуждает к поиску и конкретизации этой опасности, к активному исследованию окружающей действительности с установкой определить угрожающий предмет. Деструктивность тревожности может проявиться как ощущение беспомощности, неуверенности в себе, бессилия перед внешними факторами, преувеличения их могущества и угрожающего характера. В таком случае поведенческие проявления тревоги заключаются в общей дезорганизации деятельности, нарушающей ее направленность и продуктивность.
Поскольку тревожность может проявляться не только как явление, присущее психиатрическому синдрому, и обнаруживаться не только у субъекта преступления, но и жертвы, исследование этого состояния, таким образом, актуально не только в ракурсе патопсихологии преступника.
Тревожность не проявляется так ярко, как аффект страха, это более сдержанное по выражению, но длительное состояние. Тревожных субъектов "...отличает высокая энергетическая мобилизация, с трудом поддающаяся контролю и порождающая часто эмоциональные реакции, тогда как у субъектов менее эмоциональных наблюдаются лишь приспособительные реакции" (Фресс, 1975. С.188). Думается, что эти характеристики можно отнести и к состоянию.
Представляется, что проявление тревожности может иметь место в разных юридически значимых ситуациях, Возникновение состояния тревожности не исключено у человека, подвергшегося нападению и в связи с ним превысившего пределы необходимой обороны или совершившего самоубийство.
4) фрустрационные состояния
Фрустрация функционирует на уровне отдельного жизненного отношения, проявляясь в деятельности, и обусловлена внутренней необходимостью реализовать мотив. Разрушение деятельности возникает в результате нарушения соотношения и разного рода связей между мотивом и целями деятельности. При классификации фрустрации анализировались особенности барьеров, различия в потребностях, характер протекания фрустрационного поведения. Традиционно фрустрация определялась как состояние, которое возникает в жизнедеятельности человека в ситуации неуспеха, вызванного субъективно непреодолимыми препятствиями на пути к достижению. Таким образом, для фрустрационной ситуации характерно наличие препятствия - внешнего или внутреннего (физического, внешних запретов или социальных норм), когда какая-то потребность не может удовлетвориться, тенденция - реализоваться, проявиться.
Психологи выделили следующие виды поведения в состоянии фрустрации:
1. Самой распространенной реакцией является возникновение генерализованной агрессивности, направленной чаще всего на препятствие, "...хотя адекватная реакция на препятствие состоит в том, чтобы преодолеть или обойти его".
2. Двигательное возбуждение - бесцельные неупорядоченные реакции - возникает, когда "агрессивность быстро переходит в гнев", т.е. блокада оказывается столь значительной, что появляется потребность в усилении энергетичности действия, в своего рода замещающей деятельности. Такое поведение имеет энергию и направление, но цель его - ослабление напряжения, а не обязательно продолжение первого акта.
3. Отступление, которое сопровождается какой-нибудь компенсацией. Это может быть осознанное сдерживание или вытеснение, сублимация и другие виды психологических защит.
4. Стереотипия - тенденция к слепому повторению фиксированного поведения. Она выражается не только ригидностью, стереотипностью поведения, а также прикованностью к фрустратору, который поглощает все внимание, вызывает потребность длительное время воспринимать, переживать и анализировать его. Таким образом может проявиться стереотипность как движений, так и восприятия, и мышления.
5. Регрессия, примитивизация поведения, снижение конструктивности поведения, падение качества исполнения. Речь идет не только о замене трудного задания легким или снижении качества исполнения, но и об инфантилизации поведения вплоть до занятия человеком внутриутробной позы, лепета, плача, т.е. возврате к шаблону, сформированному ранее и приносившему удовлетворение.
6. Апатия - депрессивное состояние, печаль, переживание неуверенности, бессилия, безнадежности, а иногда отчаяния.
Глубина фрустрационного состояния, подобно силе и глубине любого другого эмоционального состояния, зависит от интенсивности воздействия, т.е. фрустратора, от значимости депривированной потребности, от функционального состояния человека, его индивидуальных устойчивых форм реагирования на жизненные трудности. В феноменологии фрустрации улавливается связь с тревожностью, стрессом, аффектом.
Выраженное фрустрационное состояние может существенно влиять на сознание и поведение психически нормального человека, "вызывать нарушения восприятия, моторной координации и мышления". Фрустрационное состояние представляет интерес как юридически значимое, особенно, в связи с его длительным влиянием, снижающим эмоциональную устойчивость. Когда ярость или страх превосходят определенную степень интенсивности, они, приводят в беспорядок вегетативную деятельность и парализуют произвольное поведение и мышление, т.к. возбуждаются несовместимые моторные системы, поэтому человек, которому наносят удары, может "потерять голову".
5) состояние страсти
И наконец, есть еще одно эмоциональное состояние, отмеченное особенностью своего влияния (сильной и продолжительной властью) на сознание и деятельность человека.
Естественнонаучное описание и объяснение страсти дал И. М. Сеченов в работе "Рефлексы головного мозга". Он писал о страсти как акте сознательной жизни и относил ее к психическим рефлексам с усиленным концом. Итак, это - "...рефлексы, только осложненные примесью страстных элементов и потому выражающиеся извне движением, более или менее усиленным против обыкновенного" (Сеченов, 1995. С.119). Очень интересно, что мысль, по И. М. Сеченову, - это рефлекс без конца (действия, поступка). Однако следует сказать, что она отличается от неподвижности, которую может дать страстное переживание. Замирание, остолбенение "...не есть отсутствие движения. Напротив, последнее существует ...в усиленной степени в том отношении, что сокращение мышц имеет здесь форму более или менее продолжительного столбняка. Последним и объясняется неподвижность, окаменелость внешнего выражения восторга... процесс тот же в высших степенях ужаса". Рассуждая о страсти, И. М. Сеченов пишет о ней и как о виде эмоционального состояния, и как о степени глубины переживаемой эмоции, вовлечении человека в это переживание.
В советской психологии наиболее интересные рассуждения о страсти встречаются у С. Л. Рубинштейна, подчеркивающего ее особое влияние на функционирование сознания. "Страсть - это сильное, стойкое, длительное чувство, которое, пустив корни в человеке, захватывает его и владеет им. Характерной для страсти является сила чувства, выражающаяся в соответствующей направленности всех помыслов личности, и его устойчивость, страсть может давать вспышки, но сама не является вспышкой... Страсть полонит, захватывает человека; испытывая страсть, человек является как бы страдающим, пассивным существом, находящимся во власти какой-то силы, но эта сила, которая им владеет, вместе с тем от него же и исходит. "Увлечение страсти может исходить из неосознанных телесных влечений, и оно может быть проникнуто величайшей сознательностью и идейностью. Что касается оснований нашей классификации, то "нормальным условием" проявления состояния страсти является, по-видимому, отсутствие трудностей. Это состояние позитивное. В зависимости от того, на каком "онтологическом поле" (витальность, отдельное жизненное отношение, внутренний мир или жизнь как целое) будет депривироваться этот мотив - переживание, переход в негативное состояние произойдет соответственно через стресс, фрустрацию, конфликт, кризис. Понятно, что глубина и сила негативного переживания, обусловливая криминальное поведение, будут соответствовать глубине и силе страсти.
- 2. Понятие, предмет, цели, задачи и содержание юридической психологии. История юридической психологии в России и за рубежом. Ведущие направления в отечественной и зарубежной юридической психологии.
- 4. Юридико-психологическое содержание проблемы психических расстройств, не исключающих вменяемость
- 5. Основные подходы к изучению личности в отечественной и зарубежной психологии. Юридико-психологические аспекты учения о личности. Типологическая система к. Леонгарда – а. Е. Личко.
- 6. Социальные стереотипы, предрассудки: понятие, психологическое содержание, значение для юридической психологии
- 7. Правовая психология как отрасль прикладной юридической психологии: понятие, предмет, цели, задачи, основные проблемы. Юридико-психологические аспекты правовой социализации личности.
- 8. Биопсихосоциальное содержание учения о морали, законопослушном и аномальном поведении.
- 9. Психологические аспекты правотворчества
- 10. Юридико-психологическая характеристика правосознания как системы отражения правовой действительности. Характеристика функций правосознания. Правовая культура.
- 11. Психологические особенности деформации права и правосознания в тоталитарных обществах.
- 12. Юридически значимые эмоциональные состояния: понятие, характеристика отдельных видов.
- 13. Медицинский (психиатрический), психологический и юридический подходы к категории вменяемости
- 14. Психологический, юридический и медицинский (психиатрический) подходы к понятию аффекта.
- 15. Дистанционная психодиагностика личности в юридической психологии.
- 17. Социальный интеллект (коммуникативная компетентность) как один из важнейших психологических факторов профессиональной пригодности юриста.
- 18. Юридико-психологическая характеристика аттракции и эмпатии.
- 19. Юридико-психологическая характеристика локуса контроля личности.
- 20. Фундаментальная ошибка атрибуции: содержание, значение для юридической деятельности.
- 21. Понятие, содержание и организация профессионального отбора в правоохранительные органы.
- 22. Профессиональные деформации личности сотрудников правоохранительных органов.
- 23. Психологический мониторинг сотрудников правоохранительных органов. ????????????????????????????????????????????????????????????
- 24. Криминальная психология как отрасль прикладной юридической
- Психологии: понятие, предмет, цели, задачи, основные проблемы.
- 25. Понятие личности преступника в праве и юридической психологии. Правовые и психологические подходы к изучению личности преступника. Понятие личности преступника
- Ценностно-ориентационная и стереотипизированная поведенческая схема личности преступника
- 26. Основные современные психологические теории, объясняющие
- Криминальное поведение (теория социального научения а. Бандуры,
- Дифференциальная теория «ассоциация – подкрепление» р. Экерса,
- Фрустрационная теория л. Берковица).
- 1) Теория ожиданий
- 2) Имитационные аспекты социального научения
- 27. Психологические факторы, стимулирующие и тормозящие криминальное поведение. Системный подход к анализу поведенческих явлений
- 28. Агрессия: определение и основные теории. Проявления агрессии. Управление агрессией.
- 30. Понятие малой группы. Классификация малых групп. Структура малой группы. Преступная группа как частный вид малой группы.
- 31. Внутригрупповые процессы в малой группе (социальная фасилитация, деиндивидуализация, групповая поляризация, огруппление мышления, влияние меньшинства). Групповые нормы и ценности.
- 32. Понятие конфликта. Классификация конфликтов. Психологические механизмы и динамика конфликтов. Конфликты в юридической деятельности. Психологические основы разрешения конфликтов.
- 33. Юридико-психологическая характеристика криминальной субкультуры.
- 34. Психология в расследовании преступлений.
- 35. Следственный анализ преступления (следственное профилирование).
- 36. Юридико-психологическая характеристика массовых убийств.
- 37. Юридико-психологическая характеристика краж.
- 38. Юридико-психологическая характеристика терроризма.
- 39. Проблема психологического воздействия в юридической деятельности. Психологическая судебная экспертиза по фактам неправомерного психического воздействия.
- 40. Юридико-психологическая характеристика тоталитарных культов.
- 41. Юридико-психологическая характеристика допроса как специфической для юридической деятельности формы общения.
- 42. Психологические аспекты отдельных следственных действий.
- 1) Психология осмотра места происшествия.
- 2) Психология очной ставки.
- 3) Психология следственного эксперимента и проверки показаний на месте.
- 4) Психология обыска и опознания.
- 43. Психология понимания правды. Проблема истинности/ложности показаний участников процесса.
- 44. Возможности выявления истинности/ложности сообщения по поведенческим особенностям.
- 45. Юридико-психологические аспекты использования полиграфа в оперативно-розыскной и следственной деятельности.
- 46. Психолог как специалист в уголовном процессе.
- 47. Судебная психология как отрасль прикладной юридической психологии: понятие, предмет, цели, задачи, основные проблемы.
- 48. Состязательный процесс в судопроизводстве: большая справедливость или тенденциозность
- 49. Юридико-психологические аспекты показаний свидетелей и потерпевших (убедительность, точность, ошибки).
- 50. Юридико-психологические аспекты подсудимого (физическая привлекательность, сходство с судьёй/присяжными).
- 51. Юридико-психологические аспекты суда присяжных.
- 53. Психологическая судебная экспертиза как отрасль прикладной юридической психологии. Правовые основы психологической судебной экспертизы.
- Этапы проведения психодиагностического исследования
- Методические подходы к организации судебно-психологической диагностики
- 55. Классификация (виды) психологических судебных экспертиз. Подготовка, назначение и проведение психологической судебной экспертизы. Квалификационные требования к эксперту-психологу.
- 56. Заключение психологической судебной экспертизы и его оценка следственными органами и судом.
- 57. Психологическая судебная экспертиза несовершеннолетних обвиняемых (подозреваемых, подсудимых): теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- 58. Психологическая судебная экспертиза свидетелей и потерпевших: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- 59. Психологическая судебная экспертиза в делах о сексуальных преступлениях: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- 60. Психологическая судебная экспертиза юридически значимых эмоциональных состояний: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- 61. Психологическая судебная экспертиза в делах о происшествиях, связанных с управлением техникой: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- 62. Психологическая судебная экспертиза личности обвиняемого (подозреваемого, подсудимого) и мотивов противоправных действий: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- 63. Посмертная психологическая судебная экспертиза: Теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- 64. Психологическая судебная экспертиза в делах по искам о возмещении морального вреда: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- 65. Психологическая судебная экспертиза в делах по спорам о праве на воспитание детей: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- 66. Психологическая судебная экспертиза преступной группы: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- 67. Психологические судебные комплексные экспертизы.
- 68. Пенитенциарная психология как отрасль прикладной юридической психологии: понятие, предмет, цели, задачи, основные проблемы.
- 69. Стэнфордский тюремный эксперимент (ф.Зимбардо) и его значение для юридической психологии
- 70. Типичные психофизиологические особенности осуждённых.
- 71. Психофизиологические последствия заключения. Юридико-психологические проблемы адаптации освобождённых к условиям жизни на свободе.
- 72. Психологические средства исправления осужденных
- 73. Модификация поведения: содержание, правовые и психологические проблемы.
- 74. Психологические требования к личности и деятельности персонала исправительных учреждений.
- 75. Использование достижений современной психолингвистики в юридической психологии