49. Юридико-психологические аспекты показаний свидетелей и потерпевших (убедительность, точность, ошибки).
Показания потерпевшего являются одним из источников доказательств (средств доказывания) и занимают самостоятельное место в системе доказательств. Они имеют много общих черт со свидетельскими показаниями, однако не могут ни отождествляться с ними, ни рассматриваться как их разновидность. Показания потерпевшего отличаются от свидетельских как по своему субъекту, так и по процессуальной природе и по предмету (содержанию). Они даются лицом, которому причинен моральный, физический или материальный вред и которое является по процессуальному положению участником процесса. Потерпевший наделен правами, обеспечивающими ему возможность добиваться удовлетворения своих законных интересов, нарушенных преступлением (ст. 42 УПК РФ).
В связи с этим показания потерпевшего отличаются от свидетельских и по процессуальной природе: они не только источник доказательств, но и средство защиты его интересов. Доказательственное значение в показаниях потерпевшего, как и свидетелей, имеют только сообщенные ими фактические сведения. Но, кроме того, в них может быть выражено и отношение потерпевшего к совершенному преступлению (что особенно важно по делам так называемого частного и частнопубличного обвинения), они могут содержать его объяснения тех или иных факторов, выдвигаемые им версии, аргументы и их обоснование, а также его ходатайства.
Отношение потерпевшего к установлению истины может быть весьма различным. В одних случаях он заинтересован в раскрытии истины, в других — ему безразлично, будет ли по делу установлена истина, в-третьих — он заинтересован в том, чтобы воспрепятствовать раскрытию преступления и изобличению преступника, т. е. установлению истины, и, наконец, в-четвертых — он заинтересован в доказывании обстоятельств, заведомо не имевших места в действительности, что также является формой воспрепятствования раскрытию истины. Интересы потерпевшего полностью соответствуют задаче установления истины в тех случаях, когда потерпевший заинтересован в раскрытии преступления и изобличении его подлинного виновника. К указанному типу относятся прежде всего инициативные люди, ставшие потерпевшими вследствие выполнения служебного или общественного долга: поведение их во время следствия, как и социальная установка, носит положительный характер. К этому же типу можно отнести пассивных, некоторых некритичных и нейтральных потерпевших, которые по ряду причин не оказали преступнику сопротивления, но добросовестно и активно ведут себя на следствии.
Важно также отметить, что позиция добросовестного активного потерпевшего отражает не только его личные интересы, но и общественные. Для психологии активного добросовестного потерпевшего характерно стремление содействовать привлечению преступника к уголовной ответственности и наказанию в соответствии с законом.
Такой потерпевший во время предварительного следствия делает обычно все для того, чтобы истина была установлена и справедливость восторжествовала. Он обращается в правоохранительные органы, как правило, своевременно с заявлением о совершенном в отношении него преступлении, настаивает на избрании в отношении подозреваемого строгих мер пресечения, охотно дает показания, отличающиеся правдивостью и полнотой, не отказывается от выполнения поручений следователя (например, доставить повестку), положительно реагирует на приглашение принять участие в других следственных действиях, проводимых с его участием; будучи направленным на судебно-медицинскую экспертизу, своевременно является с необходимыми документами (личными и медицинскими), живо интересуется результатами расследования уголовного дела. Потерпевший старается поддержать тесный контакт со следователем; при общении с другими участниками расследования настойчиво и уверенно доказывает правдивость даваемых им показаний, на очной ставке с обвиняемыми активно их изобличает, проявляет нетерпимость к искажениям истины в показаниях некоторых свидетелей. Специфические черты показаний потерпевшего должны учитываться при их исследовании и оценке. Потерпевший обязательно должен быть допрошен, так как дача показаний является его гарантированным законным правом как участника процесса.
Потерпевшему необходимо разъяснить его права и обеспечить возможность при допросе не только сообщить известные ему сведения, но и изложить возникшие у него версии, дать объяснения относительно тех или иных материалов дела и привести соответствующие аргументы. Потерпевший должен быть допрошен наряду с прочими об имеющихся у него сведениях:
относительно обстоятельств самого преступного деяния и его существенных признаков (времени, месте и т. п.);
об участвовавших в преступлении лицах, о роли каждого из них;
о характере и размере вреда, причиненного преступлением;
о его взаимоотношениях с обвиняемым.
Потерпевший обычно располагает сведениями об этих обстоятельствах, и это составляет существенную характерную черту содержания его показаний. Оценивая показания потерпевшего (как, впрочем, и любого лица), следует отсеять все то, что не имеет значения для дела, а равно сведения, источник которых не может быть указан потерпевшим. Вместе с тем необходимо отделить фактические данные, сообщенные потерпевшим, от его предположений и умозаключений ввиду того, что доказательствами являются только первые, но для определения направления поисков могут иметь значение и вторые.
В связи со всем сказанным можно выделить несколько аспектов изучения личности потерпевшего органами правосудия.
В первую очередь, это группа юридических аспектов, которая включает в себя уголовно-правовой, уголовно-процессуальный, криминалистический, криминологический аспекты.
Изучение личности в данном случае идет по двум направлениям.
При квалификации преступления и установлении степени ответственности обвиняемого, когда на нее влияет поведение потерпевшего.
При делении потерпевших по видам преступлений (потерпевшие при убийствах, телесных повреждениях, разбое и т. д.).
Уголовно-процессуальный аспект определяет положение потерпевшего в ходе следствия и судебного рассмотрения, его права и обязанности. Закон требует, чтобы потерпевшему были разъяснены его права и обязанности перед началом допроса. Следственные действия с участием потерпевшего также имеют процессуальную регламентацию, учитывающую его положение. Потерпевший имеет право давать показания по делу, заявлять отвод следователю или лицу, производящему дознание, представлять доказательства и заявлять ходатайства о производстве отдельных следственных действий, участвовать в их производстве, знакомиться с материалами дела с момента окончания предварительного следствия и т. д., причем дача показаний является не только его правом, но и обязанностью.
Показания потерпевшего являются важным процессуальным документом, который нужно оценить с точки зрения его доказательственного значения, учитывая особенности личности потерпевшего. Очень важный фактор в расследовании преступления — правосознание потерпевшего. От того, насколько нетерпимо относится потерпевший к правонарушениям, насколько он хочет помочь правосудию, часто зависит достоверность и точность его показаний.
Для выяснения обстоятельств дела один из главных, а иногда и единственный источник информации — показания потерпевшего. Поэтому следователю очень важно установить психологический контакт с потерпевшим, учитывая его психическое состояние и индивидуальные особенности, и таким образом обеспечить полноту и точность показаний. Это касается в основном таких следственных действий, как допрос, очная ставка, опознание. Физиологическое состояние потерпевшего в момент совершения преступления может определяться при помощи криминалистической техники (анализ следов).
Изучение психофизиологических свойств потерпевшего, силы, подвижности нервных процессов, типа высшей нервной деятельности, темперамента помогает определить возможность совершения потерпевшим тех или иных действий, а в целом — создать правильную картину события. Эти качества необходимо учитывать и при установлении контакта с потерпевшим, при организации следственных действий.
Социально-психологический аспект может включать в себя взаимоотношения обвиняемого и потерпевшего с точки зрения их конфликта и отношения к другим людям. Для правильного воссоздания события важно проанализировать конфликтную ситуацию, распределение в ней ролей.
Формирование показаний потерпевшего происходит поэтапно. Выделяют три стадии этого процесса: восприятие, запоминание и воспроизведение. Каждое из них содержит возможность выпадения или искажения необходимой для следователя информации. Это необходимо учитывать, чтобы свести пробелы и ошибки к минимуму.
Восприятие — это чувственный этап познания, отражение человеком предметов и явлений в совокупности их свойств. При восприятии в максимально адекватных условиях создается целостный образ на основе ощущений. К таким условиям, от которых зависит физическая возможность восприятия, относятся: доступность для восприятия предмета по его свойствам; свойства предмета, влияющие на отношение к нему потерпевшего; обстоятельства, сопутствующие и предшествующие восприятию. С субъективной точки зрения имеют значение преднамеренность восприятия, степень чувствительности органов чувств, опыт и знания потерпевшего, его состояние в момент преступления (например, состояние алкогольного или наркотического опьянения). Восприятие приобретает избирательный характер, сосредоточивается на чем-либо одном, имеющем первостепенное значение, появляются осмысленность, понимание связей и отношений между объектами. Мышление может регулировать восприятие, но с его воздействием связаны и отрицательные моменты: привнесение в показания потерпевшего различного рода домыслов, которые восполняют пробелы восприятия.
Наконец, особую роль в процессе восприятия имеет эмоциональное состояние потерпевшего. Эмоциональная реакция, вызванная у потерпевшего преступлением, неизбежно приковывает его внимание к преступным действиям, однако острые переживания сужают сознание и снижают полноту и точность отражения. Последствия стрессовой ситуации могут сказаться и позднее, в стадии расследования, большое влияние она оказывает и на процесс запоминания, сохранения в памяти воспринятого. Вторая стадия формирования показаний характеризуется образованием и сохранением представлений. Представления — сумма образов, воспринятых ранее и в силу основной помехи — времени — подверженных определенным искажениям. Потерпевший обычно более прочно запоминает обстоятельства преступления, воспринимает их ярче, чем просто свидетель, потому что происшедшее непосредственно касается его интересов. Полнота и точность показаний во многом зависит от срока, прошедшего с момента преступления, поэтому потерпевших рекомендуется допрашивать как можно скорее после событий, о которых они должны рассказать. Однако иногда полезно отложить допрос, чтобы последствия стрессовой ситуации несколько ослабли. Имеет значение тип памяти потерпевшего, который может быть образным, логическим и эмоциональным. Следователь, стимулируя потерпевшего к созданию более полной картины события, должен учитывать этот фактор, советуя в одном случае вспомнить мысли о воспринятом событии, возникшие сразу после него, в другом — переживания, чувства, связанные с событием. В процессе следствия может наблюдаться реминисценция, когда с течением времени событие не сглаживается в памяти потерпевшего, а, наоборот, дополняется новыми деталями. Это происходит и в тех случаях, когда под влиянием аффекта потерпевший сразу после преступления вообще ничего не может о нем вспомнить. Тогда больше пользы приносят повторные допросы.
При даче показаний потерпевшие воспроизводят воспринятые ими и сохраненные в памяти обстоятельства. Но это не простое копирование обстановки события, а сложный психический процесс, в котором активно участвуют мышление, эмоции, проявляется направленность интересов. С одной стороны, это может положительно влиять на продуктивность восприятия, а с другой — стать источником домыслов и ошибок. В процессе воспроизведения могут проявляться такие особенности, как осознание потерпевшим значимости своих показаний, отношение к делу и лицам, которые в нем участвуют, сама обстановка допроса. Эта стадия также требует применения некоторых тактических приемов. Целесообразно, например, чтобы потерпевший изложил все, что относится к делу, в форме свободного рассказа: следователь не должен прерывать его вопросами. Обычно перед началом такого рассказа потерпевший осмысливает происшедшее, обдумывает, в какой последовательности изложить обстоятельства.
Фактором, влияющим на показания потерпевшего, может оказаться внушение, преднамеренное или непреднамеренное. В большей степени это характерно для несовершеннолетних потерпевших, но внушению могут быть подвержены и взрослые. Потерпевшие вообще внушаемы больше, чем свидетели, особенно тогда, когда внушаемые сведения соответствуют их интересам. Неполнота, неточность данных потерпевшего также способствуют внушению. Для того чтобы избежать вредного действия внушения, на допросе предусмотрены определенные процессуальные меры, в частности запрещены наводящие вопросы, которые могут подсказать потерпевшему желаемый ответ.
В заключение можно сделать некоторые обобщения. Личность потерпевшего играет большую роль в работе органов правосудия. Она может рассматриваться с разных точек зрения, которые тем не менее взаимосвязаны. Таким образом, изучение личности потерпевшего вырастает в комплексную проблему.
Один из важных аспектов этой проблемы — изучение личности потерпевшего на предварительном следствии в целях получения от него достоверных показаний. Такое изучение проводится как традиционными методами (наблюдение, беседа, обобщение независимых характеристик, анализ документов), так и специфическими (психологическая экспертиза).
Показания потерпевшего зависят от многих субъективных и объективных факторов. Знание психологических закономерностей процесса формирования показаний и их особенностей у потерпевшего, изучение мотивации последнего помогает следователю избрать нужные тактические приемы для получения достоверных сведений. Данные о потерпевшем используются не только на допросе, но и при проведении других следственных действий. Показания потерпевшего не всегда бывают объективными. Среди причин необъективности необходимо выделить следующие: стрессовое состояние в момент совершения преступления; физиологический аффект; состояние тяжело депрессии; шоковое состояние; подверженность внушению; стремление скрыть собственные поступки (в том числе и собственные преступления); стремление отомстить преступнику; желание получить максимальную материальную компенсацию; жалость к преступнику; опасение мести. Первые четыре фактора объективно не способствуют раскрытию истинной картины преступления. Но еще более опасными являются оставшиеся, которые приводят к искажению реальных фактов. Именно поэтому необходимо с особой тщательностью подходить к проверке показаний потерпевших. На формирование ложных показаний также оказывают существенное влияние два фактора: особенности личности допрашиваемого и внешние объективные факторы, к числу которых следует отнести, прежде всего, условия формирования личности допрашиваемого, окружающую его социальную среду и возникшую следственную ситуацию. Свидетели часто дают ложные показания, опасаясь мести со стороны преступника, или же из-за нежелания дальнейшего участия в расследовании и судебном разбирательстве; стремясь скрыть свои собственные неблаговидные поступки, трусость; ошибочно оценивая свои действия как преступные и стремясь скрыть их или описать иначе; желая выгородить или смягчить вину подозреваемого или обвиняемого в силу родственных, семейных, дружеских отношений, либо, наоборот, усугубить вину этих лиц - из мести, ревности или иных побуждений. Причиной дачи ложных показаний со стороны свидетелей может быть подкуп, шантаж и иное воздействие заинтересованных в деле лиц.
Убедительность. Частные подробности и личные свидетельства, если они являются живыми и конкретными, могут быть чрезвычайно убедительными, зачастую даже более убедительными, чем информация, логически доказательная, но абстрактная. Дискредитация свидетельских показаний уменьшает число голосов, поданных за виновность, дискредитированные показания все же более доказательны, чем полное отсутствие свидетелей. Впечатления от живых свидетельских показаний, если они не опровергнуты другим очевидцем, с трудом стираются из памяти присяжных. Это помогает объяснить, почему обвинительный приговор более вероятен в уголовных делах, в которых имеются свидетельские показания, нежели в тех, где такие показания отсутствуют. Присяжные более скептично относятся к тем очевидцам, которые плохо помнят мелкие детали, хотя их свидетельства, как правило, самые достоверные. Присяжные считают, что свидетель, способный вспомнить, что на стене висели именно три картины, «действительно был внимателен». На самом же деле те, кто обращал внимание на детали, с меньшей вероятностью могли вспомнить лицо преступника.
Точность. присяжные считают наиболее заслуживающими доверия именно уверенных в себе свидетелей. Но печальные факты таковы, что, за исключением самых благоприятных условий, скажем, когда преступник выглядит очень своеобразно, решительность свидетелей имеет мало общего с достоверностью их показаний.
Ошибки так или иначе вкрадываются в наше восприятие и память, ведь наш разум — не машина для видеозаписи. Мы скорее конструируем свои воспоминания, частично основываясь на том, что в свое время воспринимали, а частично — на наших ожиданиях, убеждениях и имеющихся в данный момент сведениях. Эффект дезинформации - эффект, возникающий тогда, когдачеловек, присутствовавший при событии, получаетложную информацию о нем и позднее встраивает эту дезинформацию в свою память о происшедшем.
Пересказ событий фиксирует людей на их воспоминаниях, как точных, так и неточных. Точный пересказ помогает позднее сопротивляться дезинформирующему внушению. Но иногда чем дольше мы повторяем свой рассказ, тем больше укрепляемся в своем заблуждении
В опытах было установлено, что количество ошибок меньше в свободном рассказе, чем в ответах на конкретные вопросы. Небезынтересно отменить, что чем выше ответственность лица, дающего показания, тем меньше количество ошибок.
Первоначальным средством получения информации свидетелем об исследуемом событии служат ощущения, в которых отражаются отдельные свойства и стороны явлений окружающей действительности.
Следует иметь в виду, что способность ощущать явления реального мира индивидуальна (она может быть у отдельных лиц повышенной, у других пониженной, у третьих носить патологический характер). Острота отдельных органов чувств может в значительной степени возрастать под влиянием тренировки. Восприимчивость к отдельным раздражителям даже у одних и тех людей бывает различной в зависимости от их физического и психического состояния. Все это очень важно учитывать при проверке показаний , особенно в тех случаях, когда у следователя возникает сомнение в способности свидетеля видеть, слышать или как-то иначе ощущать описываемое явление.
На полноту и точность восприятий влияют прошлый опыт свидетеля, его знания, потребности, интересы и, самое главное, то, какие цели и задачи ставил перед собой воспринимающий, потому что с этим связана избирательность восприятия.
Точность и полнота получаемой информации зависит от объема и характера внимания, эмоциональной окраски восприятий, содержания деятельности воспринимающего, его установки.
Свидетель, воспринимая то или иное явление, осмысливает и истолковывает его, используя различные мыслительные операции и логические приемы. Однако, нередко приходится сталкиваться с ситуациями искажения информации и ошибок при восприятии. К таким ошибкам относятся: оптические, слуховые и иные искажения при ощущении и восприятии, неверные оценки размеров, расстояния, количества и т. д.
На точность восприятия очень пагубно действует испуг, особенно в том случае, когда сам объект восприятия носит угрожающий характер. Как правило, люди склонны преувеличивать пережитые опасности. Острые переживания также снижают полноту и точность восприятия. Восприятие может быть искажено вследствие предубеждения или симпатии.
Иногда, стремясь к образованию логически цельной картины происшедшего события, если часть ее не была им воспринята, свидетель старается заполнить имеющиеся пробелы данными почерпнутыми из своего прошлого опыта и расценивает их как естественные, т. е. домысливает ситуацию. Воспринимая то или иное явление, будущий свидетель (подчас и сам того не замечая) истолковывает, осмысливает и постигает его, используя различные мыслительные операции и логические приемы.
При восприятии свидетелями тех или иных фактов, событий или обстоятельств большое влияние оказывают объективные и субъективные факторы.
К объективным факторам, влияющим на формирование показаний свидетелей и потерпевших относятся:
Объективные факторы: Расстояние до объекта наблюдения. Время восприятия свидетелем интересующего следствие события или факта. Метеорологические условия (туман, солнце, дождь, снег и т.д.). Условия освещения наблюдаемого объекта. Сила раздражителя воспринимаемого объекта (резкий скрип тормозов, яркость света от загоревшегося в темноте источника и т.д.). Объем полученной информации (крушение поезда, массовые беспорядки и т.д.).
Вышеперечисленные объективные условия восприятия в одних случаях могут играть положительную роль, в других отрицательную. На полноту и точность восприятия свидетелей и потерпевших немаловажное значение оказывает и целый ряд субъективных факторов. Субъективные факторы: Состояние органов чувств. Эмоциональное состояние. Состояние алкогольного опьянения. Направленность внимания. Профессиональные навыки.
К состоянию органов чувств относятся в первую очередь их физические параметры. Дефекты органов чувств допрашиваемого, нормальное или болезненное состояние органов чувств, состояние утомления и т. д. Слепота, глухота, или их частичное проявление, отсутствие одного глаза, элементы дальтонизма значительно снижают возможности восприятия фактора или явления. Состояние утомления особенно необходимо учитывать при расследовании автодорожных происшествий.
Эмоциональное состояние. В состоянии тоски, горя, раздражения и т. д. человек может почти не обращать внимание на окружающую действительность, поскольку его органы чувств в этот момент оказываются в значительной степени заторможенными.
Следует также отметить, что сильный испуг, нервное потрясение, возбуждение или волнение также резко снижают способность к объективному и полному восприятию события. Так, при грабежах, разбое, изнасиловании потерпевший от сильного испуга склонен преувеличивать угрожавшую ему опасность, что сказывается на объективности его показаний.
Состояние алкогольного опьянения существенно искажает оценку свидетелем или потерпевшим ситуации, события или факта.
Направленность внимания. Адекватная направленность внимания в момент восприятия события или акта, положительно сказывается на полноте показаний допрашиваемого. Если внимание человека ничем другим не отвлекается, то детали события воспринимаются и фиксируются полнее и лучше. Направленность внимания дает большой результат в восприятии деталей события, если она будет сопровождаться личной или профессиональной заинтересованностью. И наоборот, если допрашиваемый не обратил внимание на происходящее событие, не заинтересовался им, проявил равнодушие, то восприятие им данного события будет далеко не полным и неточным.
Профессиональные навыки способствуют тому, что водитель автотранспорта автоматически определяет марку и скорость автомобиля, а по шуму мотора, и отдельные его неполадки. Портной или продавец готового платья может в своих показаниях описать такие мелкие детали платья или костюма, которые остаются незамеченными другими свидетелями. Человек гораздо полнее воспринимает объект или оценивает событие, если оно затрагивает его профессию.
При переходе воспринятого образа в представление он подвергается определенной переработке, которая выражается:
- в отборе материала;
- в выделении и обобщении главного;
- во внесении элементов фантазии и прошлого опыта;
- в утрате части воспринятой информации.
На формирование представления влияют интерес свидетеля к тем или иным сторонам происходящего, понимание им ситуации, объем и направленность внимания. Запоминание может быть произвольным и непроизвольным. Произвольное запоминание это когда свидетель понимая значение происходящего, сознательно старается сохранить в памяти воспринимаемое событие. Как правило, показания таких свидетелей наиболее полные и точные. Непроизвольное запоминание это запоминание, когда свидетель непроизвольно, без определенной цели запоминает те или иные факты. На процессы памяти, особенно на непроизвольное запоминание, сильное влияние оказывают эмоции. То, что затрагивает не только ум, но и сердце, заставляет мысль человека постоянно возвращаться к пережитому, способствует закреплению воспоминаний. Однако, нередко бурно переживаемые события оказывают отрицательное влияние на восприятие и препятствуют сохранению их в памяти свидетеля. Практике известны случаи, когда потерпевшие в состоянии сильного испуга не запоминали то, что с ними произошло.
Воспоминания могут бледнеть и вовсе стираться под влиянием напряженной умственной работы, большого количества интересных событий и обилия новых восприятий и т. д. Вот почему промедление с допросом свидетелей и потерпевших нежелательно: чем больше время, отделяющее показания от фактов, которые в них освещаются, тем более вероятны ошибки. Временное снижение памяти может быть также обусловлено психологическими и даже физическими факторами. Длительность сохранения информации зависит от индивидуальных и возрастных особенностей, от преимущественного запечатления зрительного, звукового, цифрового или какого-либо иного материала, что в значительной степени обуславливается интересами и профессиональной деятельностью.
Прежде чем дать показания, свидетель или потерпевший обязательно мысленно возвращается к прошлому, стремясь при этом наиболее точно вспомнить, как было дело, нередко рассказывает об этом своим знакомым и близким. Такая работа мысли приводит свидетеля или потерпевшего к построению суждений или умозаключений, которые он сам считает как информацию, которую воспринимал непосредственно. На самом же деле она нередко оказывается произвольной.
Следует помнить, что при восприятии внимание свидетеля концентрируется на смысле происходящего, а чувственная основа, как правило, отодвигается на второй план. Поэтому, при воспроизведении свидетель вспоминает лишь значение события, а исходные данные остаются в глубине его памяти. Вот почему свидетель на допросе далеко не все воспроизводит из того, что помнит. Он полагает, что для освещения вопроса, который поставлен перед ним следователем, вполне достаточно сообщить сой вывод, рассказать о смысле воспринятого. Значительную часть информации он не передает, поскольку считает ее несущественной.
Поэтому необходимо всегда побуждать свидетеля к исчерпывающему воспроизведению всего, что может относиться к исследуемому явлению или иметь значение для проверки и оценки показаний.
Очень часто эмоции, которые свидетель испытывает в связи с допросом, отрицательно влияют на его память и мешают вспомнить факты, которые в другой обстановке вспоминаются им без особого труда. Поэтому нужно сделать так, чтобы свидетель при допросе не испытывал волнения (создать соответствующую обстановку). Если у следователя появятся основания полагать, что волнение помешало свидетелю вспомнить что-либо существенное, то следует через некоторое время произвести повторный допрос.
- 2. Понятие, предмет, цели, задачи и содержание юридической психологии. История юридической психологии в России и за рубежом. Ведущие направления в отечественной и зарубежной юридической психологии.
- 4. Юридико-психологическое содержание проблемы психических расстройств, не исключающих вменяемость
- 5. Основные подходы к изучению личности в отечественной и зарубежной психологии. Юридико-психологические аспекты учения о личности. Типологическая система к. Леонгарда – а. Е. Личко.
- 6. Социальные стереотипы, предрассудки: понятие, психологическое содержание, значение для юридической психологии
- 7. Правовая психология как отрасль прикладной юридической психологии: понятие, предмет, цели, задачи, основные проблемы. Юридико-психологические аспекты правовой социализации личности.
- 8. Биопсихосоциальное содержание учения о морали, законопослушном и аномальном поведении.
- 9. Психологические аспекты правотворчества
- 10. Юридико-психологическая характеристика правосознания как системы отражения правовой действительности. Характеристика функций правосознания. Правовая культура.
- 11. Психологические особенности деформации права и правосознания в тоталитарных обществах.
- 12. Юридически значимые эмоциональные состояния: понятие, характеристика отдельных видов.
- 13. Медицинский (психиатрический), психологический и юридический подходы к категории вменяемости
- 14. Психологический, юридический и медицинский (психиатрический) подходы к понятию аффекта.
- 15. Дистанционная психодиагностика личности в юридической психологии.
- 17. Социальный интеллект (коммуникативная компетентность) как один из важнейших психологических факторов профессиональной пригодности юриста.
- 18. Юридико-психологическая характеристика аттракции и эмпатии.
- 19. Юридико-психологическая характеристика локуса контроля личности.
- 20. Фундаментальная ошибка атрибуции: содержание, значение для юридической деятельности.
- 21. Понятие, содержание и организация профессионального отбора в правоохранительные органы.
- 22. Профессиональные деформации личности сотрудников правоохранительных органов.
- 23. Психологический мониторинг сотрудников правоохранительных органов. ????????????????????????????????????????????????????????????
- 24. Криминальная психология как отрасль прикладной юридической
- Психологии: понятие, предмет, цели, задачи, основные проблемы.
- 25. Понятие личности преступника в праве и юридической психологии. Правовые и психологические подходы к изучению личности преступника. Понятие личности преступника
- Ценностно-ориентационная и стереотипизированная поведенческая схема личности преступника
- 26. Основные современные психологические теории, объясняющие
- Криминальное поведение (теория социального научения а. Бандуры,
- Дифференциальная теория «ассоциация – подкрепление» р. Экерса,
- Фрустрационная теория л. Берковица).
- 1) Теория ожиданий
- 2) Имитационные аспекты социального научения
- 27. Психологические факторы, стимулирующие и тормозящие криминальное поведение. Системный подход к анализу поведенческих явлений
- 28. Агрессия: определение и основные теории. Проявления агрессии. Управление агрессией.
- 30. Понятие малой группы. Классификация малых групп. Структура малой группы. Преступная группа как частный вид малой группы.
- 31. Внутригрупповые процессы в малой группе (социальная фасилитация, деиндивидуализация, групповая поляризация, огруппление мышления, влияние меньшинства). Групповые нормы и ценности.
- 32. Понятие конфликта. Классификация конфликтов. Психологические механизмы и динамика конфликтов. Конфликты в юридической деятельности. Психологические основы разрешения конфликтов.
- 33. Юридико-психологическая характеристика криминальной субкультуры.
- 34. Психология в расследовании преступлений.
- 35. Следственный анализ преступления (следственное профилирование).
- 36. Юридико-психологическая характеристика массовых убийств.
- 37. Юридико-психологическая характеристика краж.
- 38. Юридико-психологическая характеристика терроризма.
- 39. Проблема психологического воздействия в юридической деятельности. Психологическая судебная экспертиза по фактам неправомерного психического воздействия.
- 40. Юридико-психологическая характеристика тоталитарных культов.
- 41. Юридико-психологическая характеристика допроса как специфической для юридической деятельности формы общения.
- 42. Психологические аспекты отдельных следственных действий.
- 1) Психология осмотра места происшествия.
- 2) Психология очной ставки.
- 3) Психология следственного эксперимента и проверки показаний на месте.
- 4) Психология обыска и опознания.
- 43. Психология понимания правды. Проблема истинности/ложности показаний участников процесса.
- 44. Возможности выявления истинности/ложности сообщения по поведенческим особенностям.
- 45. Юридико-психологические аспекты использования полиграфа в оперативно-розыскной и следственной деятельности.
- 46. Психолог как специалист в уголовном процессе.
- 47. Судебная психология как отрасль прикладной юридической психологии: понятие, предмет, цели, задачи, основные проблемы.
- 48. Состязательный процесс в судопроизводстве: большая справедливость или тенденциозность
- 49. Юридико-психологические аспекты показаний свидетелей и потерпевших (убедительность, точность, ошибки).
- 50. Юридико-психологические аспекты подсудимого (физическая привлекательность, сходство с судьёй/присяжными).
- 51. Юридико-психологические аспекты суда присяжных.
- 53. Психологическая судебная экспертиза как отрасль прикладной юридической психологии. Правовые основы психологической судебной экспертизы.
- Этапы проведения психодиагностического исследования
- Методические подходы к организации судебно-психологической диагностики
- 55. Классификация (виды) психологических судебных экспертиз. Подготовка, назначение и проведение психологической судебной экспертизы. Квалификационные требования к эксперту-психологу.
- 56. Заключение психологической судебной экспертизы и его оценка следственными органами и судом.
- 57. Психологическая судебная экспертиза несовершеннолетних обвиняемых (подозреваемых, подсудимых): теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- 58. Психологическая судебная экспертиза свидетелей и потерпевших: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- 59. Психологическая судебная экспертиза в делах о сексуальных преступлениях: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- 60. Психологическая судебная экспертиза юридически значимых эмоциональных состояний: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- 61. Психологическая судебная экспертиза в делах о происшествиях, связанных с управлением техникой: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- 62. Психологическая судебная экспертиза личности обвиняемого (подозреваемого, подсудимого) и мотивов противоправных действий: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- 63. Посмертная психологическая судебная экспертиза: Теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- 64. Психологическая судебная экспертиза в делах по искам о возмещении морального вреда: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- 65. Психологическая судебная экспертиза в делах по спорам о праве на воспитание детей: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- 66. Психологическая судебная экспертиза преступной группы: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- 67. Психологические судебные комплексные экспертизы.
- 68. Пенитенциарная психология как отрасль прикладной юридической психологии: понятие, предмет, цели, задачи, основные проблемы.
- 69. Стэнфордский тюремный эксперимент (ф.Зимбардо) и его значение для юридической психологии
- 70. Типичные психофизиологические особенности осуждённых.
- 71. Психофизиологические последствия заключения. Юридико-психологические проблемы адаптации освобождённых к условиям жизни на свободе.
- 72. Психологические средства исправления осужденных
- 73. Модификация поведения: содержание, правовые и психологические проблемы.
- 74. Психологические требования к личности и деятельности персонала исправительных учреждений.
- 75. Использование достижений современной психолингвистики в юридической психологии