Фрустрационная теория л. Берковица).
А. Социальное научение
Ранние теоретики научения работали в лабораториях, используя в качестве испытуемых, в основном, животных. Так, теории Павлова, Уотсона и Скиннера были основаны на тщательных и трудоемких наблюдениях и экспериментах с животными. Принципы научения, сформулированные на основе их исследований, были применены к самым разнообразным формам человеческого поведения. Во многих случаях была подтверждена валидность разработанных процедур. Найдется не так уж много психологов, способных оспорить утверждение, гласящее, что понятие подкрепления отражает один из наиболее убедительно доказанных принципов современной психологии. Однако бихевиористы утверждают также, что поскольку поведение является результатом научения, его можно изменять, используя тс же самые принципы, согласно которым оно было усвоено. Это породило изобилие разных видов поведенческой психотерапии, или техник модификации поведения. Применяя принципы научения, создаем условия, которые изменяют или закрепляют желательное поведение. Но когда мы имеем дело со столь сложным объектом, как человек, излишнее упрощение опасно. Человек реагирует на поощрение и наказание, а поведенческая терапия может изменить некоторые элементы поведения. Более того, человека можно подвергнуть классическому обусловливанию, хотя существуют большие индивидуальные различия в восприимчивости к обусловливанию. Если, однако, мы теряем из виду личность и переоцениваем роль среды или внешних детерминант поведения, то можем просмотреть критический уровень объяснения. Вспомним, что человек прежде всего это субъект, активно решающий проблемы, воспринимающий, кодирующий, интерпретирующий информацию и принимающий решения на основе того, что предлагает окружающая среда.
Таким образом, внутренние факторы, так же как и внешние, могут играть значительную роль в детерминации поведения. В этом и есть суть теории социального научения, согласно которой чтобы понять криминальное поведение, необходимо учитывать особенности восприятия, мысли, ожидания, компетенцию и ценности. Каждый индивид имеет свое собственное видение мира и живет соответственно этому видению
Объясняя поведение человека, сторонники теории социального научения делают акцент прежде всего на когнитивных переменных, внутренних процессах, которые обычно называют мышлением и памятью. Классическое и оперантное обусловливание игнорируют все то, что происходит между восприятием стимула и ответом (или реакцией). Последователи Скиннера утверждают: «Если мы можем описать наблюдаемое поведение, зачем утруждать себя тем, что происходит в лабиринте внутренних процессов?» Сторонники теории социального научения, однако, полагают, что такой подход дает неполную картину человеческого поведения.
Термин социальное научение отражает тот факт, что мы учимся, прежде всего наблюдая и слушая, как действуют и что говорят другие люди, воспринимая то, что происходит в социальной среде. Сторонники теории социального научения убеждены, что социальная среда является важнейшим фактором формирования человеческого поведения. Однако они не отрицают необходимости подкрепления для сохранения усвоенных форм поведения. Криминальное поведение, например, сначала может быть усвоено посредством ассоциирования и в результате наблюдения, но будет или нет оно закрепившимся и устойчивым, зависит прежде всего от подкрепления (оперантное обусловливание). Например, если мальчик видит, как некто, кем он восхищается (т. е. ролевая модель), успешно крадет что-то из местного магазина спортивных товаров, мальчик тоже может что-нибудь стащить. Однако станет ли он и дальше совершать кражи, будет зависеть от подкрепления или ценности того, что он таким образом получает. Если мальчик подкрепление не получает (ему не удалось стащить баскетбольный мяч, потому что кто-то еще вошел в магазин или украденные им спортивные трусы оказались не по размеру), то подобные действия, вероятно, выпадут из его репертуара действий (угашение). Если поведение приносит аверсивные результаты (наказание), в дальнейшем подобные действия будут подавляться или сдерживаться.
К числу сторонников теории социального научения принадлежат несколько групп психологов. В первую очередь мы рассмотрим работы таких выдающихся представителей этого направления, как Джулиан Роттер и Альберт Бандура, поскольку они представляются нам наиболее значимыми для исследования криминального поведения с точки зрения социального научения.
- 2. Понятие, предмет, цели, задачи и содержание юридической психологии. История юридической психологии в России и за рубежом. Ведущие направления в отечественной и зарубежной юридической психологии.
- 4. Юридико-психологическое содержание проблемы психических расстройств, не исключающих вменяемость
- 5. Основные подходы к изучению личности в отечественной и зарубежной психологии. Юридико-психологические аспекты учения о личности. Типологическая система к. Леонгарда – а. Е. Личко.
- 6. Социальные стереотипы, предрассудки: понятие, психологическое содержание, значение для юридической психологии
- 7. Правовая психология как отрасль прикладной юридической психологии: понятие, предмет, цели, задачи, основные проблемы. Юридико-психологические аспекты правовой социализации личности.
- 8. Биопсихосоциальное содержание учения о морали, законопослушном и аномальном поведении.
- 9. Психологические аспекты правотворчества
- 10. Юридико-психологическая характеристика правосознания как системы отражения правовой действительности. Характеристика функций правосознания. Правовая культура.
- 11. Психологические особенности деформации права и правосознания в тоталитарных обществах.
- 12. Юридически значимые эмоциональные состояния: понятие, характеристика отдельных видов.
- 13. Медицинский (психиатрический), психологический и юридический подходы к категории вменяемости
- 14. Психологический, юридический и медицинский (психиатрический) подходы к понятию аффекта.
- 15. Дистанционная психодиагностика личности в юридической психологии.
- 17. Социальный интеллект (коммуникативная компетентность) как один из важнейших психологических факторов профессиональной пригодности юриста.
- 18. Юридико-психологическая характеристика аттракции и эмпатии.
- 19. Юридико-психологическая характеристика локуса контроля личности.
- 20. Фундаментальная ошибка атрибуции: содержание, значение для юридической деятельности.
- 21. Понятие, содержание и организация профессионального отбора в правоохранительные органы.
- 22. Профессиональные деформации личности сотрудников правоохранительных органов.
- 23. Психологический мониторинг сотрудников правоохранительных органов. ????????????????????????????????????????????????????????????
- 24. Криминальная психология как отрасль прикладной юридической
- Психологии: понятие, предмет, цели, задачи, основные проблемы.
- 25. Понятие личности преступника в праве и юридической психологии. Правовые и психологические подходы к изучению личности преступника. Понятие личности преступника
- Ценностно-ориентационная и стереотипизированная поведенческая схема личности преступника
- 26. Основные современные психологические теории, объясняющие
- Криминальное поведение (теория социального научения а. Бандуры,
- Дифференциальная теория «ассоциация – подкрепление» р. Экерса,
- Фрустрационная теория л. Берковица).
- 1) Теория ожиданий
- 2) Имитационные аспекты социального научения
- 27. Психологические факторы, стимулирующие и тормозящие криминальное поведение. Системный подход к анализу поведенческих явлений
- 28. Агрессия: определение и основные теории. Проявления агрессии. Управление агрессией.
- 30. Понятие малой группы. Классификация малых групп. Структура малой группы. Преступная группа как частный вид малой группы.
- 31. Внутригрупповые процессы в малой группе (социальная фасилитация, деиндивидуализация, групповая поляризация, огруппление мышления, влияние меньшинства). Групповые нормы и ценности.
- 32. Понятие конфликта. Классификация конфликтов. Психологические механизмы и динамика конфликтов. Конфликты в юридической деятельности. Психологические основы разрешения конфликтов.
- 33. Юридико-психологическая характеристика криминальной субкультуры.
- 34. Психология в расследовании преступлений.
- 35. Следственный анализ преступления (следственное профилирование).
- 36. Юридико-психологическая характеристика массовых убийств.
- 37. Юридико-психологическая характеристика краж.
- 38. Юридико-психологическая характеристика терроризма.
- 39. Проблема психологического воздействия в юридической деятельности. Психологическая судебная экспертиза по фактам неправомерного психического воздействия.
- 40. Юридико-психологическая характеристика тоталитарных культов.
- 41. Юридико-психологическая характеристика допроса как специфической для юридической деятельности формы общения.
- 42. Психологические аспекты отдельных следственных действий.
- 1) Психология осмотра места происшествия.
- 2) Психология очной ставки.
- 3) Психология следственного эксперимента и проверки показаний на месте.
- 4) Психология обыска и опознания.
- 43. Психология понимания правды. Проблема истинности/ложности показаний участников процесса.
- 44. Возможности выявления истинности/ложности сообщения по поведенческим особенностям.
- 45. Юридико-психологические аспекты использования полиграфа в оперативно-розыскной и следственной деятельности.
- 46. Психолог как специалист в уголовном процессе.
- 47. Судебная психология как отрасль прикладной юридической психологии: понятие, предмет, цели, задачи, основные проблемы.
- 48. Состязательный процесс в судопроизводстве: большая справедливость или тенденциозность
- 49. Юридико-психологические аспекты показаний свидетелей и потерпевших (убедительность, точность, ошибки).
- 50. Юридико-психологические аспекты подсудимого (физическая привлекательность, сходство с судьёй/присяжными).
- 51. Юридико-психологические аспекты суда присяжных.
- 53. Психологическая судебная экспертиза как отрасль прикладной юридической психологии. Правовые основы психологической судебной экспертизы.
- Этапы проведения психодиагностического исследования
- Методические подходы к организации судебно-психологической диагностики
- 55. Классификация (виды) психологических судебных экспертиз. Подготовка, назначение и проведение психологической судебной экспертизы. Квалификационные требования к эксперту-психологу.
- 56. Заключение психологической судебной экспертизы и его оценка следственными органами и судом.
- 57. Психологическая судебная экспертиза несовершеннолетних обвиняемых (подозреваемых, подсудимых): теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- 58. Психологическая судебная экспертиза свидетелей и потерпевших: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- 59. Психологическая судебная экспертиза в делах о сексуальных преступлениях: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- 60. Психологическая судебная экспертиза юридически значимых эмоциональных состояний: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- 61. Психологическая судебная экспертиза в делах о происшествиях, связанных с управлением техникой: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- 62. Психологическая судебная экспертиза личности обвиняемого (подозреваемого, подсудимого) и мотивов противоправных действий: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- 63. Посмертная психологическая судебная экспертиза: Теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- 64. Психологическая судебная экспертиза в делах по искам о возмещении морального вреда: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- 65. Психологическая судебная экспертиза в делах по спорам о праве на воспитание детей: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- 66. Психологическая судебная экспертиза преступной группы: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- 67. Психологические судебные комплексные экспертизы.
- 68. Пенитенциарная психология как отрасль прикладной юридической психологии: понятие, предмет, цели, задачи, основные проблемы.
- 69. Стэнфордский тюремный эксперимент (ф.Зимбардо) и его значение для юридической психологии
- 70. Типичные психофизиологические особенности осуждённых.
- 71. Психофизиологические последствия заключения. Юридико-психологические проблемы адаптации освобождённых к условиям жизни на свободе.
- 72. Психологические средства исправления осужденных
- 73. Модификация поведения: содержание, правовые и психологические проблемы.
- 74. Психологические требования к личности и деятельности персонала исправительных учреждений.
- 75. Использование достижений современной психолингвистики в юридической психологии