logo
BOKOVshpora_1

1) Теория ожиданий

Джулиан Роттер наиболее известен тем, что привлек внимание к важности ожиданий относительно послед­ствий поведения, включая подкрепление, которое будет получено за осуществленное действие. Другими сло­вами, прежде чем что-то делать, мы задаемся вопросом: «Что происходило со мной раньше в подобной ситуации и что будет на этот раз?». Согласно Роттеру, будут ли осуществляться определенные действия, за­висит от наших ожиданий и от того, каким образом мы оцениваем вероятные результаты нашего поведения. Чтобы предсказать, будет ли некто вести себя определенным образом, мы должны определить ожидания этого человека и то, какую ценность он придает воз­награждению, которое явится следствием его поведения. Часто у человека формируются «генерализован­ные ожидания», стабильные и устойчивые для целого ряда схожих ситуаций. Теория ожида­ний, таким образом, утверждает: уровень активности индивида основывается на его ожиданиях того, что он получит соответствующий результат, действуя опре­деленным образом.

Гипотеза о том, что люди включаются в ситуации с генерализованными ожиданиями относительно ре­зультатов своего поведения, имеет важное значение для исследователей криминального поведения. При­меняя теорию Роттера к проблемам криминального поведения, мы можем утверждать, что, совершая неза­конные действия, люди ожидают определенного воз­награждения в форме статуса власти, безопасности, любви, материальных благ или улучшения жизненных условий. Индивид, склонный к насильственному по­ведению, может совершать насильственные действия, рассчитывая, таким образом, получить какое-то воз­награждение; серийный убийца может верить, что Бог возложил на него миссию устранить всех «разврат­ных» женщин; женщина, отравившая жестоко обра­щавшегося с нею мужа, ожидает улучшения своего образа жизни. Если просто определить личность как индивида, склонного к насильственным действиям, импульсивного, психически больного или как челове­ка с недостаточным Эго-контролем, то неучтенным останется ряд других существенных факторов, опре­деляющих поведение. Несмотря на то что нельзя полностью исключить саморегуляцию и моральное развитие — понятия, которые мы будем изучать в по­следующих главах, - люди, совершающие противоза­конные действия, воспринимая и интерпретируя ситуацию, выбирают такой способ поведения, который кажется им наиболее эффективным в данных обстоя­тельствах. Обычно, совершая насильственные дей­ствия, люди ведут себя таким образом потому, что по­добный вариант поведения в прошлом приносил им успех (по крайней мере, они полагают, что результат был успешен). Или же, что встречается реже, они про­сто наблюдали кого- го другого, получавшего какое- то вознаграждение своего насильственного поведения, и пытаются получить то же самое таким же способом. Здесь мы подошли к рассмотрению имитационной модели социального научения А. Бандуры.