Ценностно-ориентационная и стереотипизированная поведенческая схема личности преступника
Преступления совершаются не из-за роковой предрасположенности индивида к преступному поведению и даже не из-за того, что индивид не хочет или не понимает, что надо жить добропорядочно, а в результате того, что у данного человека упрочилась система смысловых образований, которая обусловливает его извращенное отношение к определенной стороне социальной действительности. Оценивая личность человека, совершившего преступление, необходимо выявить доминирующие побуждения и обобщенные способы его жизнедеятельности, образующие общую схему его поведения, стратегию его жизнедеятельности. Человеческое поведение организуется определенными исходными ценностными позициями личности. Человеческий выбор целей и средств их достижения определяется самосознанием субъекта, самосанкционированием избираемых целей и способов поведения. Ведущим системообразующим фактором типа личности является механизм ее смыслообразования. Человек ведет себя в соответствии с тем смыслом, который он придает результатам своего поведения. О человеке можно судить лишь по его поступкам, в которых проявляется его смысловое отношение к действительности. Сам человек может даже и не осознавать всю систему личностных смыслов, часть из них подсознательна. Однако любое сознательное действие человек «санкционирует» как действие полезное и необходимое для себя, т.е. как личностную ценность. В ценностном смыслообразовании поведения преступников имеется общий дефект, состоящий в неадекватной оценке ими личной полезности преступного деяния. Более или менее осознавая свою антисоциальную сущность, преступники обычно выдвигают систему самооправдательных мотивов и нейтрализуют те социальные ценности, которые препятствуют достижению преступных целей. Снятие с себя ответственности на основе самооправдания своих действий – одна из характерных особенностей большинства преступников. В связи с отчуждением от социальных ценностей преступник прибегает к психическим декомпенсациям, к системе псевдозамещений, создающих внутреннее душевное равновесие. Причины своего преступного поведения преступник видит не в своих отрицательных качествах, а во внешних обстоятельствах, поведении других людей. Совершение преступного деяния совмещается, как правило, с высокой самооценкой преступника. Это свидетельствует о неадекватности оценок преступников, глубоких нарушениях в ценностно-образующей сфере их личности.
Самооправдание преднамеренного преступления совершается различными способами:
- утрированием виновности жертвы;
- обесцениванием общественных и правовых норм путем противопоставления их нормам референтных антисоциальных групп (банды, воровской, шайки);
- перенесением ответственности на других лиц, оправданием сложившимися обстоятельствами,т.п.
Подлинные исходные мотивы поведения преступника могут трансформироваться, видоизменяться, маскироваться, оформляться в приемлемом для него виде. Мотивация преступления формируется личностными негативными качествами преступника – корыстью, мстительностью, ревностью, тщеславностью, системой ложных воззрений (неправильным пониманием понятия долга, товарищества и т.п.). Для преступников-рецидивистов характерны особенно глубокие сдвиги в мотивационно-потребностной сфере: она крайне примитизирована, их действия совершаются на низком импульсивно-установочном уровне регуляции. Мотивация таких действий свернута, что и создает видимость «безмотивного» преступления. Потребности каждого человека выступают для него как система индивидуальных необходимостей. Различаются потребности объективно необходимые и различные потребности-наслоения – квазипотребности. Потребности большинства преступников имеют характерные особенности. Социализированная личность не может существовать только на уровне потребления. Ее психическое развитие предполагает смещение центра потребностей на созидание, саморазвитие и самореализацию. Но это существенно важное качество социализированной личности не сформировано у большинства преступников. Потребности лиц, совершивших преступления, отличаются узостью, ограниченностью, материально-утилитарной односторонностью, недоразвитостью социально-положительных видов потребностей (в труде, нравственном поведении), гипертрофированностью потребностей низшего уровня, превышением среднего стандарта их удовлетворения, извращенностью (половые извращения, наркотическая зависимость и др.). Для многих преступников характерны стихийно возникающие побуждения, их зависимость от случайных ситуаций. Дезинтегрированность целостно-регуляционной системы личности – основная отличительная особенность большинства преступников. Отдельные эгоистические устремления преступников, вырываясь из общих социально-позиционных связей, становятся антисоциальными, они могут регулировать поведенческую систему личности на подсознательном уровне. Огульная критика фрейдизма породила общее негативное отношение к понятию «подсознательное». Современная научная психология уже возвратила «подсознательное» на «свое» место. Однако стереотип «запрещенности подсознательного» пока еще продолжает господствовать в нашем правоведении, которое в исходных позициях базируется только на сознании. Но на базе этой ограниченной концепции нельзя понять смысл и противоправную сущность большинства поведенческих проявлений – ситуационно-импульсивных действий личности. И хотя для обозначения механизма этих действий придуман псевдонаучный суррогат «безмотивные преступления», это не спасает положения – беспричинных явлений не существует. Подсознательные механизмы психической регуляции проявляются во всех установочных действиях, в широчайшей системе поведенческих стереотипов. Чем ниже уровень сознания (а этим и характеризуется большинство преступников), тем выше роль подсознательных механизмов регуляции поведения.
Человек сознателен, когда разумно, посредством системы суждений устанавливает смысл и значение своих действий. Но не все действия человека – созревший плод его разума, действия человека – внешнее проявление его личностно-поведенческого комплекса – сложной системы взаимосвязей сознательного, подсознательного и бессознательного (физиологического). Понимание этой системной связи и означает системный подход к психике человека, отказ от «блочного» подхода к ее сущности. Нет отдельных блоков «сознания» и «подсознания». В системе «сознание – подсознание» последнее звено является полуавтоматизированным, стереотипным обеспечением человеческого поведения в типовых для него ситуациях. (Нецелесообразно функционирование сознания во всем объеме при подъеме по привычной лестнице. Подсознательно мы идем по знакомому малолюдному тротуару. Но «выключено» ли при этом ваше сознание? Нет. Оно контролирует самые общие параметры нашего движения – куда идти. Но если мы встретим на дороге неожиданное препятствие, то механизм сознания будет немедленно мобилизован на эту нестандартную и значимую ситуацию, требующую уже сознательного действия.)
Регуляционные механизмы человеческого поведения проявляются интегративно. Этим интегративным, целостным регуляционным механизмом поведения и является личность – личностная «мера» реакций на различные проявления действительности. Система личностных констант формируется в онтогенезе, отдельные ее составляющие имеют преимущественное формирование в различные сензитивные периоды жизни индивида. (Так, лишенный эмоциональных контактов ребенок становится агрессивным; не зная доброго к себе отношения, он не проявит добра и к другим людям. То, что упрочилось в тысячах повторений, становится второй натурой человека.) Основной поведенческий фонд человека стереотипизирован. Упрочившиеся, обобщившиеся способы поведения данной личности – ее характериологические качества. За свое поведение ответственна личность в целом, а не отдельные ее структурные компоненты (будь то сознание или подсознание). Личность всегда константна – устойчива и целостна во всех ситуативных условиях. Ее побуждения зависят от ситуации лишь постольку, поскольку к данной ситуации личность подбирает (осознанно или неосознанно) определенную, характерную для нее реакцию. Личность идентична, тождественна сама по себе во всех своих ситуативных проявлениях. Каковы побудительные механизмы, например, такого деяния, когда преступник неспровоцированно нападает на незнакомого человека, избивает его с особой жестокостью? В чем состоит мотив такого преступления? Его просто нет. Личностный смысл таких действий – разрядка агрессивности антисоциального субъекта. Побудительная причина – ситуативно направленная агрессивность. Это так называемое полезависимое поведение субъекта – его преобладающая ориентация на любые валентные для его психики объекты, появляющиеся в поле восприятия. Полезависимое поведение – поведение, при котором субъект импульсивно реагирует на стимулы, обладающие для него побудительной силой (валентность) без предварительного формирования целей, а следовательно, и без осознанных мотивов поведения. Наряду с указанной формой неадекватного поведения существуют и другие его формы – переоценка личностью своих возможностей, расщепление вербального и реального планов поведения, ослабленная критичность контроля за реализацией программы поведения и др. К неадекватным формам поведения относится также немотивированный риск – постоянное предпочтение личностью опасных вариантов поведения. Побуждением к определенному поведению индивидов в условиях толпы может быть психическое, эмоциональное заражение, блокирующее способность рациональной оценки обстановки, повышающее возможность агрессивного и стяжательского поведения. Действительность отражается в этих условиях ограниченно. Недостаточное интеллектуальное развитие, несформированность должного опережающего отражения, пониженная саморефлексия – основные отличительные особенности психики большинства преступников. Наряду с этим устойчивая антисоциальная направленность, присущая злостным преступникам, рецидивистам, свидетельствует о наличии у них и соответствующих доминирующих криминогенных мотивов, социально опасных осознанных устремлений, подчиняющих себе все другие проявления их жизнедеятельности. Итак, не изолированные отдельные сознательные мотивы, а общая направленность и обобщенные способы поведения определяют поведение устойчивых преступников. Для понимания механизмов поведения преступника необходимо исходить из понятия «тип личности».
Тип личности – направленность, ценностная ориентация с характерными для нее общими способами поведения. Личностная структура, конечно, не первопричина преступления. Первопричиной являются условия ее формирования. Но в совершении преступного деяния поведенческий тип личности – основная его причина, которая требует компетентного анализа.
Личность — индивид как субъект социальных отношений, индивид становится личностью только при освоении социальных функций, овладевая основополагающими базовыми ценностями
Изучение человека как личности является основой понимания его поступков
В любом, а в особенности в правомерном поведении, имеющем всегда высокую значимость для личности, обнаруживается она вся, вся ее психология Поэтому правомерное поведение личности возможно практически при полной правовой неподготовленности Это не случайно, ибо мораль и права неразрывно связаны, и личность, разбирающаяся в вопросах морали, которой присущи честность, порядочность, добросовестность, доброжелательность, человечность, ответственность, организованность, требовательность к себе, правильно интуитивно угадывает, что справедливо, а что нет Правда, в некоторых случаях, характерных тонкостями правового урегулирования, не поддающимися моральной, оценке, возможны все же промахи, которые подпадают под квалификацию немотивированных или неосторожных
Таким образом, личность, находящаяся на достаточно высоком уровне социального, морального, интеллектуального развития, обладает достоинствами, которые являются фундаментом ее правомерного поведения Вместе с тем надежные взаимоотношения личности с правовой системой, гарантирующие ее от всяких случайных правонарушений и обеспечивающие правильное решение ею всех правовых вопросов, возникающих в процессе жизни и деятельности, требуют, чтобы она была развита и в правовом отношении
Основные требования правомерного поведения к гражданину Он должен
знать основные законы и их требования,
быть убежденным и иметь желание соблюдать правомерное поведение,
быть способным постоянно и везде соблюдать правовые требования,
обладать внутренней сопротивляемостью к криминогенным соблазнам
Личность преступника — совокупность свойств, присущих совершающему или совершившему преступление человеку, составляющих его индивидуальность
Личность преступника в криминологии изучается на трех уровнях.
индивидуальном,
групповом,
общем
Общепринятыми постулатами при рассмотрении личности преступника отечественная криминология считает то, что
1.Совокупность интегрированных в ней социально- значимых свойств, образовавшихся в процессе многообразных и систематических взаимодействий с другими людьми. Этот аспект личности позволяет рассматривать личность преступника как
члена общества,
члена социальных групп или иных общностей,
носителя социально-типичных черт.
2. Человек не рождается, а становится преступником. То есть каждый индивид как личность — это продукт не только существующих отношений, но также своего собственного развития и самосознания Одно и то же по своим объективным признакам общественное положение, будучи по-разному воспринято и оценено личностью, побуждает его к совершенно различным действиям. Система отношений человека к различным социальным ценностям и сторонам действительности, нормам и институтам, самому себе и своим обязанностям, различным общностям, группам и т д зависит, следовательно, как от внешних, так и внутренних, личностных обстоятельств. Здесь важно отметить постоянное взаимодействие социологического и психологического, каждое из которых нельзя ни умалять, ни преувеличивать.
3.Необходимо изучать субъекты совершения самых разнообразных преступлений, в том числе и неосторожных
4.Стойкие антиобщественные взгляды и ориентации и ярко выраженная индивидуалистическая направленность не характерна всем без исключения лицам, совершившим преступление
5.Личность преступника отличается от законопослушной личности общественной опасностью. Однако общественная опасность личности гражданина не предполагает фатальности преступного поведения. Это качество либо реализуется, либо не реализуется в его деятельности, что зависит как от самой личности, так и от внешних обстоятельств, способных препятствовать такому поведению
6. Изучение личности преступника должно строиться на твердой правовой основе, т.е должна изучаться личность тех, кто по закону признается субъектом преступления. Поэтому рассматриваемая категория имеет временные рамки с момента совершения преступления, удостоверенного судом, идо отбытия уголовного наказания. Но чью же личность мы будем изучать Так, например, «личность преступника, обвиняемого, подсудимого, осужденного» определяется в соответствии с нормами уголовно-процессуального законодательства, хотя речь будет идти об одном и том же лице Надо помнить, что эти понятия схожи (для обывателя), но не для нас и тем более не тождественны В научной литературе предлагается ряд названий, интересующих нас, но к ним можно придираться с точки зрения русского языка или ряда норм права. Некоторые из них я приведу
а)«предкриминогенная»,
б)«административно-антисоциальная»;
в) «личность, представляющая общественную опасность»;
г) девиантная личность; личность с отклоняющимся (девиантным) поведением и пр.
Структура личности преступника
Психологический анализ личности предполагает максимальный учет индивидуальных психических особенностей и биологически обусловленных свойств, которые отражаются на механизме человеческого поведения, включая преступное Их выделение в структуре личности преступника вовсе не означает психологизации или биологизации причин совершения преступлений хотя бы потому, что многие психические особенности и биологически обусловленные свойства находятся под определяющим влиянием социальных факторов Причиной совершения преступлений являются, как известно, лишь социально приобретенные отрицательные черты личности Неблагоприятные особенности отдельных психических процессов, состояний и биологически обусловленных свойств могут лишь способствовать действию этой причины.
С учетом сказанного в структуре личности преступника выделяется ряд подструктур:
одна из них включает в себя такие социально-де- мографические признаки, как социальное происхождение и положение, семейное и должностное положение, национальная и профессиональная принадлежность, а также уровень материальной обеспеченности;
уровень умственного развития, культурно-образовательный уровень, знания, умения и навыки;
в третью входят нравственные качества, ценностные ориентации и стремления личности, ее социальные позиции и интересы, потребности, наклонности, привычки,
четвертую образуют психические процессы, свойства и состояния личности,
Изъятие любой из подструктур разрушает целостность всей структуры, поскольку ни одна из них не может существовать самостоятельно Следовательно, все они находятся в определенных взаимоотношениях и взаимосвязи, благодаря чему мы имеем дело не с их простой суммой, а со сложной совокупностью элементов, образующих в целом личность преступника
Могут быть предложены и другие варианты структуры личности преступника. В частности, известна следующая схема, включающая.
социально-демографические и уголовно-пра- вовые признаки;
социальные проявления в различных сферах общественной жизни;
нравственные свойства;
психические особенности.
Надо заметить, что любая такая схема не будет содержать в себе каких-либо специфических черт, присущих именно личности преступника, ибо она отличается от личности вообще не отсутствием или наличием каких-либо компонентов своей структуры, а прежде всего содержанием, направленностью определенных компонентов этой структуры.
В предупредительной работе многие из названных черт личности преступника должны быть объектом воздействия. В наибольшей степени это относится к нравственным характеристикам, подлежащим коррекции. Однако часто бывает так, что изменить поведение человека очень трудно, если не принять меры к повышению его профессионального уровня, овладению новыми специальностями, упрочению материальной обеспеченности, лечению соматических заболеваний и психических расстройств
Одной из коренных проблем изучения личности преступника является проблема соотношения социального и биологического. Она имеет принципиальное практическое и правовое значение. От ее решения во многом зависят объяснение причин преступности и определение главных направлений борьбы с ней. Оценка роли биологических факторов часто представляет собой тот рубеж, который разделяет многие теории.
Отечественные психологи исходили и исходят из того, что преступность, как и конкретные преступления, в любом обществе имеет социальный характер, социально обусловлена. Это отнюдь не означает игнорирования биологических факторов, однако они могут носить лишь характер условия, способствующего преступному поведению, но отнюдь не его причины.
Некоторые ученые в подтверждение того, что биологические факторы могут сами по себе приводить к преступному поведению, что предрасположенность к такому поведению биологически детерминирована и может передаваться по наследству, приводят данные о том, что в общей массе преступников немало лиц с расстройствами психической деятельности.
Действительно, как показывают исследования, среди преступников, особенно совершающих насильственные преступления, высок удельный вес людей, имеющих психические аномалии в рамкахвменяемости Он достигает 30%. Положения психологии, психофизиологии, психиатрии, некоторые криминологические данные дают основание считать, что ослабление или искажение психической деятельности любого происхождения способствует возникновению и развитию таких черт характера, как раздражительность, агрессивность, жестокость, и вместе с тем ведет к снижению волевых процессов, повышению внушаемости, ослаблению сдерживающих контрольных механизмов. Эти черты препятствуют нормальной социализации личности, приводят к инвалидности, мешают заниматься определенными видами деятельности и вообще трудиться, что повышает вероятность совершения противоправных действий и ведения антиобщественного образа жизни. Значимость указанных факторов возрастает в современных условиях, характеризуемых общей психической напряженностью, увеличением количества эмоционально-стрессовых расстройств, состояний психической дезадаптации.
Однако это вовсе не означает, что аномалии психики являются причиной совершения преступлений.
Во-первых, среди всей массы преступников субъекты с такими аномалиями не составляют большинства.
Во-вторых, даже наличие психических аномалий у конкретного лица далеко не всегда свидетельствует о том, что они сыграли криминогенную роль в его противоправном поведении.
В-третьих, как доказано многими эмпи- ЩЖЗГЛ рическими исследованиями, не сама аномалия психики предопределяет совершение преступления, а то воспитание, те неблагоприятные условия формирования индивида, которые породили его криминогенные личностные черты. Разумеется, такие аномалии могут способствовать их возникновению и развитию, как и самому противоправному поведению, но лишь в качестве условия, не определяющего это поведение в целом.
Констатация какой-то психической аномалии (например, психопатии, олигофрении в степени дебильности, органического поражения центральной нервной системы и т
д.) отнюдь не объясняет, почему данный человек совершил преступление. Мотивация, внутренние причины преступного поведения не представлены в диагнозе, который лишьопреде- ляет наличие того или иного расстройства, его степень, тяжесть и т д Поэтому понять субъективные причины преступления, представленные в мотиве, можно лишь путем психологического изучения личности. Дефекты психики, если, конечно, они имеются, вовсе не представляют мотивов преступного поведения, хотя и могут влиять на них.
Как установлено, психопатии, например, являются одним из факторов, способствующих совершению насильственных преступлений. В то же время давно известно, что психопаты успешно работают и выполняют многие другие обязанности. Поэтому основное значение имеет не аномалия са ма по себе, а социальный облик лица, сформированный обществом
Психологами предпринимались попытки выявить значение биологических факторов в личности преступника путем изучения близнецов Это изучение ориентируется на единое генетическое начало, а именно на сходство (идентичность) генотипа, и направлено на выяснение степени совпадения иных, в том числе криминологических признаков. Значение близнецового метода состоит в том, что однояйцевые близнецы имеют идентичный генотип. Они рождаются в виде двух мальчиков или двух девочек. Сравнивая таких близнецов и оценивая величину внутрипарной корреляции (соответствия), можно установить, какие их особенности детерминированы генотипом и какие — воздействием среды. Сопоставление данных различных исследований показывает частоту преступности второго близнеца, если первый был преступником, при этом, как оказалось, частота преступного поведения однояйцевых близнецов в два раза выше, чем у двуяйцевых. Однако это не может служить доказательством биологического происхождения преступлений. Преступное поведение лиц, обладающих сходным генотипом, может объясняться как сходной средой формирования личности, так и сходными психофизиологическими особенностями изученных лиц. К тому же однояйцевых близнецов среди населения очень немного, а среди преступников практически единицы, что не позволяет сделать какие-либо однозначные выводы.
Основные черты психологической характеристики личности преступника
Изучение и учет психологических особенностей личности позволяет установить отличия преступников от непреступников, выявить факторы, влияющие на совершение преступлений.
Выборочные психологические исследования, статистические данные свидетельствуют о том, что:
среди преступников значительно больше мужчин, чем женщин;
возрастная характеристика преступников позволяет делать выводы о криминогенной активности и особенностях преступного поведения представителей различных возрастных фупп. Психологией давно установлено, что лица молодежного возраста чаще совершают преступления агрессивного, импульсивного характера. Наиболее часто совершают преступления лица в возрасте 18—40 лет (до 70—75 %). В этой группе наибольшая криминальная активность характерна для возрастной группы 25—29 лет, затем следуют 18—24-летние, 14— 17-летние и затем 30—40-летние. Наблюдаемая тенденция роста преступности несовершеннолетних (практически на 10—14% каждый год!) требует не только моральной, но и специальной правовой подготовки. Необходимо также помнить, что многие из этой категории правонарушителей имеют психические аномалии (как наследственные (психопатия, слабоумие в форме дебильности и пр.), так и носящие приобретенный характер (алкоголизм, наркомания, травмы центральной нервной системы и пр.).
семейное положение и особето воспитание оказы- вают влияние на формирование лтюспде качеств. Такие отклонения от общепринятых норм, как: фактические брачные отношения родителей, неполные семьи, раздельные бюджеты родителей, низкий уровень культурных отношений в семье, наличие в ней стереотипов правонарушающего поведения, один ребенок в семье или, наоборот, много детей или детдомовское воспитание, — должны вызывать особое внимание;
— коэффициент преступности среди не состоявших в браке почти в два раза выше, чем среди состоявших (хотя это объясняется и тем, что значительную долю преступников составляют молодые люди, не успевшие обзавестись семьей;
особое внимание необходимо обращать на трудовую деятельность до совершения преступления (здесь характерна частая смена места работы и учебы, большие перерывы и пр.);
—уровень образования преступников, как правило, ниже, чем у законопослушных граждан;
современное положение, выраженное в существенном материальном расслоении общества, выделяет личность преступника по имущественному положению, т.е по доходам. Например, на границе со странами Балтии отмечается значительный рост благосостояния местного населения, выросший за последние годы;
среди характеристик личности преступников особого внимания заслуживают такие, как характер и длительность преступной деятельности. Преобладающую часть преступников составляют: убийцы, воры, хулиганы, разбойники, грабители, мошенники, насильники и те, кто нанес пострадавшим телесные повреждения. Важно отметить наличие специального рецидива, т.е. повторного совершения тех же или сходных преступлений среди хулиганов, мошенников и лиц, совершавших ранее кражи, и последнее, на что мне хотелось бы обратить внимание, это
а) особое отношение к закону. Нельзя сказать, что лица, совершающие преступления, плохо их знают Напротив, подавляющее большинство из них обладают даже большими правовыми знаниями, чем законопослушные граждане. Но у них отсутствует уважительное отношение к праву, не сформирована потребность следовать его предписаниям. Это относится не только к преступникам-рецидивистам.
- 2. Понятие, предмет, цели, задачи и содержание юридической психологии. История юридической психологии в России и за рубежом. Ведущие направления в отечественной и зарубежной юридической психологии.
- 4. Юридико-психологическое содержание проблемы психических расстройств, не исключающих вменяемость
- 5. Основные подходы к изучению личности в отечественной и зарубежной психологии. Юридико-психологические аспекты учения о личности. Типологическая система к. Леонгарда – а. Е. Личко.
- 6. Социальные стереотипы, предрассудки: понятие, психологическое содержание, значение для юридической психологии
- 7. Правовая психология как отрасль прикладной юридической психологии: понятие, предмет, цели, задачи, основные проблемы. Юридико-психологические аспекты правовой социализации личности.
- 8. Биопсихосоциальное содержание учения о морали, законопослушном и аномальном поведении.
- 9. Психологические аспекты правотворчества
- 10. Юридико-психологическая характеристика правосознания как системы отражения правовой действительности. Характеристика функций правосознания. Правовая культура.
- 11. Психологические особенности деформации права и правосознания в тоталитарных обществах.
- 12. Юридически значимые эмоциональные состояния: понятие, характеристика отдельных видов.
- 13. Медицинский (психиатрический), психологический и юридический подходы к категории вменяемости
- 14. Психологический, юридический и медицинский (психиатрический) подходы к понятию аффекта.
- 15. Дистанционная психодиагностика личности в юридической психологии.
- 17. Социальный интеллект (коммуникативная компетентность) как один из важнейших психологических факторов профессиональной пригодности юриста.
- 18. Юридико-психологическая характеристика аттракции и эмпатии.
- 19. Юридико-психологическая характеристика локуса контроля личности.
- 20. Фундаментальная ошибка атрибуции: содержание, значение для юридической деятельности.
- 21. Понятие, содержание и организация профессионального отбора в правоохранительные органы.
- 22. Профессиональные деформации личности сотрудников правоохранительных органов.
- 23. Психологический мониторинг сотрудников правоохранительных органов. ????????????????????????????????????????????????????????????
- 24. Криминальная психология как отрасль прикладной юридической
- Психологии: понятие, предмет, цели, задачи, основные проблемы.
- 25. Понятие личности преступника в праве и юридической психологии. Правовые и психологические подходы к изучению личности преступника. Понятие личности преступника
- Ценностно-ориентационная и стереотипизированная поведенческая схема личности преступника
- 26. Основные современные психологические теории, объясняющие
- Криминальное поведение (теория социального научения а. Бандуры,
- Дифференциальная теория «ассоциация – подкрепление» р. Экерса,
- Фрустрационная теория л. Берковица).
- 1) Теория ожиданий
- 2) Имитационные аспекты социального научения
- 27. Психологические факторы, стимулирующие и тормозящие криминальное поведение. Системный подход к анализу поведенческих явлений
- 28. Агрессия: определение и основные теории. Проявления агрессии. Управление агрессией.
- 30. Понятие малой группы. Классификация малых групп. Структура малой группы. Преступная группа как частный вид малой группы.
- 31. Внутригрупповые процессы в малой группе (социальная фасилитация, деиндивидуализация, групповая поляризация, огруппление мышления, влияние меньшинства). Групповые нормы и ценности.
- 32. Понятие конфликта. Классификация конфликтов. Психологические механизмы и динамика конфликтов. Конфликты в юридической деятельности. Психологические основы разрешения конфликтов.
- 33. Юридико-психологическая характеристика криминальной субкультуры.
- 34. Психология в расследовании преступлений.
- 35. Следственный анализ преступления (следственное профилирование).
- 36. Юридико-психологическая характеристика массовых убийств.
- 37. Юридико-психологическая характеристика краж.
- 38. Юридико-психологическая характеристика терроризма.
- 39. Проблема психологического воздействия в юридической деятельности. Психологическая судебная экспертиза по фактам неправомерного психического воздействия.
- 40. Юридико-психологическая характеристика тоталитарных культов.
- 41. Юридико-психологическая характеристика допроса как специфической для юридической деятельности формы общения.
- 42. Психологические аспекты отдельных следственных действий.
- 1) Психология осмотра места происшествия.
- 2) Психология очной ставки.
- 3) Психология следственного эксперимента и проверки показаний на месте.
- 4) Психология обыска и опознания.
- 43. Психология понимания правды. Проблема истинности/ложности показаний участников процесса.
- 44. Возможности выявления истинности/ложности сообщения по поведенческим особенностям.
- 45. Юридико-психологические аспекты использования полиграфа в оперативно-розыскной и следственной деятельности.
- 46. Психолог как специалист в уголовном процессе.
- 47. Судебная психология как отрасль прикладной юридической психологии: понятие, предмет, цели, задачи, основные проблемы.
- 48. Состязательный процесс в судопроизводстве: большая справедливость или тенденциозность
- 49. Юридико-психологические аспекты показаний свидетелей и потерпевших (убедительность, точность, ошибки).
- 50. Юридико-психологические аспекты подсудимого (физическая привлекательность, сходство с судьёй/присяжными).
- 51. Юридико-психологические аспекты суда присяжных.
- 53. Психологическая судебная экспертиза как отрасль прикладной юридической психологии. Правовые основы психологической судебной экспертизы.
- Этапы проведения психодиагностического исследования
- Методические подходы к организации судебно-психологической диагностики
- 55. Классификация (виды) психологических судебных экспертиз. Подготовка, назначение и проведение психологической судебной экспертизы. Квалификационные требования к эксперту-психологу.
- 56. Заключение психологической судебной экспертизы и его оценка следственными органами и судом.
- 57. Психологическая судебная экспертиза несовершеннолетних обвиняемых (подозреваемых, подсудимых): теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- 58. Психологическая судебная экспертиза свидетелей и потерпевших: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- 59. Психологическая судебная экспертиза в делах о сексуальных преступлениях: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- 60. Психологическая судебная экспертиза юридически значимых эмоциональных состояний: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- 61. Психологическая судебная экспертиза в делах о происшествиях, связанных с управлением техникой: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- 62. Психологическая судебная экспертиза личности обвиняемого (подозреваемого, подсудимого) и мотивов противоправных действий: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- 63. Посмертная психологическая судебная экспертиза: Теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- 64. Психологическая судебная экспертиза в делах по искам о возмещении морального вреда: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- 65. Психологическая судебная экспертиза в делах по спорам о праве на воспитание детей: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- 66. Психологическая судебная экспертиза преступной группы: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- 67. Психологические судебные комплексные экспертизы.
- 68. Пенитенциарная психология как отрасль прикладной юридической психологии: понятие, предмет, цели, задачи, основные проблемы.
- 69. Стэнфордский тюремный эксперимент (ф.Зимбардо) и его значение для юридической психологии
- 70. Типичные психофизиологические особенности осуждённых.
- 71. Психофизиологические последствия заключения. Юридико-психологические проблемы адаптации освобождённых к условиям жизни на свободе.
- 72. Психологические средства исправления осужденных
- 73. Модификация поведения: содержание, правовые и психологические проблемы.
- 74. Психологические требования к личности и деятельности персонала исправительных учреждений.
- 75. Использование достижений современной психолингвистики в юридической психологии