51. Юридико-психологические аспекты суда присяжных.
В Российской Федерации производится порядок отбора присяжных, аналогичный английскому. Он проводится на основе случайной выборки по спискам избирателей (социологический метод). Практика показывает, что при этом обнаруживается тенденция смещения выборки в сторону лиц старшего возраста, что объяснимо большей занятостью людей молодого и среднего возрастов. Ряд категорий граждан, как правило, исключается либо до суда по письменному заявлению, либо в суде по личной просьбе, требованию сторон или мнению председательствующего. Далее процедура отбора делится на две части: мотивированный отбор и безмотивный отвод. Основная задача мотивированного отбора присяжных — с помощью специально поставленных вопросов отсеять из числа вызванных в суд людей, беспристрастность и объективность которых ставится под сомнение по объективным же показателям, бреди таких людей могут быть те, кто знаком с кем-либо из участников процесса; ранее судимые или имеющие близких родственников, судимых за деяния, аналогичные рассматриваемому; близкие сотрудников правоохранительных органов и т.д. Кроме того, могут учитываться и ситуативные психологические особенности потенциальных присяжных. Например, председательствующий судья обычно спрашивает: «Считает ли кто-либо из вас, что человек, сидящий на скамье подсудимых, заведомо виновен в инкриминируемом ему деянии9» Ясно, что те, кто готовы положительно ответить на этот вопрос уже сейчас, не |Ц смогут сохранять беспристрастность в ходе судебного слушания. Помимо председательствующего в отборе могут принимать участие и стороны.
Безмотивный отвод является прерогативой сторон. Каждая из них может отвести не более двух человек из числа оставшихся. В распоряжении сторон находится список вызванных лиц, в котором указаны их полные имена, пол, возраст, место жительства и профессия. Для сторон целесообразно различать присяжных по отношению к подсудимому; полу, возрасту и фактору поколения, национальным и расовым стереотипам (отношение к национальности редко бывает неосознаваемым, а потому замечено, что этот фактор влияет лишь тогда, когда доказательства вины подсудимого иной расы или национальности неясны, непрочны. Если доказательства вины неопровержимы, вердикт присяжных будет жестче); религиозным признакам (этот фактор влияет скорее не на отношение к подсудимому, а на отношение к самому процессу, его целям, процедуре, результатам), социально-экономическому статусу (в США установили, что чем сильнее разница в статусах между присяжными и подсудимыми, тем больше вероятность обвинения или тем жестче вердикт); характеру дела. Считается, что мужчины в целом более строги, а женщины более склонны оправдывать или относиться снисходительнее, но в делах по сексуальным преступлениям, где в роли подсудимого обычно выступает мужчина, чаще бывает наоборот. Однако все же в итоге одна из сторон может посчитать получившуюся коллегию тенденциозной, необъективной (например, в коллегии будет всего один мужчина или все присяжные попадут в узкий и неудобный для этой стороны возрастной «коридор»). Такая коллегия при согласии судьи должна быть распущена. Психология присяжных заседателей нестабильна во времени. В ходе судебного следствия отношение присяжных к происходящему в зале суда претерпевает ряд изменений. Первое — в момент вхождения в зал заседания в качестве присяжного, принятия присяги; второе, множественное, — на протяжении всего процесса; третье, вероятно также неоднократное, — в совещательной комнате. Первое изменение происходит с назначением человека в состав суда, которое отрывает человека от обыденности. Занимая место в коллегии, присяжный становится полноправным участником незнакомого ему действа и стремится узнать его правила. Присяжный произносит слова присяги и тем самым принимает на себя обязательство следовать голосу совести и справедливости, и ему нужно, пользуясь новыми нормами, отличать факт от вымысла, действительность от видимости, истину от внешней стороны вещей, суть дела от уже принятого решения, личное мнение от того, с чем согласится любой здравомыслящий человек, и т.д. Однако психологически, как установлено, привычные повседневные нормы подвергаются весьма слабой корректировке (приблизительно лишь на 5%). Второе изменение вызывается введением понятия допустимости доказательств. Недопустимые доказательства (к ним относятся в первую очередь данные о личности подсудимого, а также доказательства его вины, полученные с нарушениями закона) могут существенно повлиять на позицию присяжных, заставить их потерять беспристрастность. Бывает, что вопрос о допустимости доказательств встает уже во время основного слушания. Считается, что присяжные следуют инструкциям судьи об отмене доказательств, признанных недопустимыми. Однако исследования показывают, что увещевания судьи, как правило, не только не воздействуют на присяжных нужным образом, но и могут вызвать обратную реакцию, заставляя их лишний раз акцентировать внимание на факте. Часто присяжные оказываются перед дилеммой: либо оправдать подсудимого, основываясь на слабой доказательственной базе стороны обвинения, либо обвинить на основании доказательств, признанных недопустимыми. Показано, что в таком случае доведенные до присяжных недопустимые доказательства все-таки оказывают больший обвинительный эффект, чем допустимые. Например, знание о криминальном прошлом подсудимого психологически достаточно сильно влияет на групповое решение присяжных.
Гораздо чаще, в конце концов, принимается тот вердикт, которому отдавало предпочтение большинство присяжных, когда они только начинали совещаться, особенно если это большинство составляет минимум две трети состава жюри. Этот закон власти большинства согласуется со сделанными нами прежде наблюдениями, согласно которым решающую роль обычно играют юридически корректные доказательства. Выделяется две формы влияния: информационное влияние, когда люди принимают поведение или установки других людей потому, что им кажется, что другие обладают большим количеством информации, и эта информация более достоверна; и нормативное влияние, когда люди соглашаются или подчиняются, чтобы сохранить гармоничные социальные отношения. Во время совещания присяжных действуют процессы влияния того и другого типов. Чем больше людей, тем больше аргументов. Сначала мы рассмотрим информационное влияние. На совещании каждый член жюри высказывает свое мнение и обосновывает его. Предположим, что десять присяжных отдают предпочтение обвинительному вердикту, в то время как остальные двое считают, что есть основания, достаточно веские, чтобы усомниться в виновности подсудимого, и позволяющие поставить вопрос о возможности вынесения оправдательного приговора. Будут ли все десять представителей большинства выдвигать одни и те же аргументы в поддержку своего мнения? Скорее всего, что нет. Каждый сторонник обвинительного вердикта может выступить со своей трактовкой доказательств, возможно добавив информацию, которую остальные не помнят. Конечно, двое несогласных тоже могут предложить различные доводы. Но каждый из представителей меньшинства, обладающий только одним набором новых аргументов в поддержку своего мнения, должен выдержать натиск десяти наборов контраргументов. Таким образом, мы имеем дело с убеждением в ситуации, когда изменение установки происходит под влиянием точки зрения, подкрепленной большим количеством разумных аргументов. Обычно это точка зрения большинства. Не прийти к согласию — значит не достичь цели. Нормативное влияние можно объяснить эгоистическим желанием меньшинства получить социальное одобрение и избежать социального осуждения. Когда мирные попытки представителей подавляющего большинства убедить несогласное меньшинство терпят неудачу, они начинают сердиться, и их выступления в дискуссии приобретают оттенок отчужденности, неприязни и скептицизма. Чтобы выдержать столь мощное социальное давление, требуется незаурядное мужество, твердая убежденность в собственной правоте, а иногда прямо-таки героизм. Нормативное влияние может действовать также и на другом уровне. Задача жюри заключается в вынесении вердикта. Если это не удается, т. е. если присяжные не приходят к согласию, они не достигают своей цели. Они не свершили правосудия, и в каком-то смысле из-за них все участники процесса просто зря потеряли время — кроме, конечно, подсудимого. Желание избежать подобной неудачи при достижении социально желательной групповой цели может заставить многих представителей меньшинства стать гораздо более восприимчивыми к точке зрения большинства. Если бы вы были членом жюри и вам надо было переубедить кого-то из несогласных с вами коллег, то к чему бы вы стали апеллировать, выстраивая свою аргументацию, — к информационным или нормативным интересам ваших оппонентов? Во многом это зависит от того, каков ваш индивидуальный стиль. Вы можете быть любителем нравоучительных рассуждений или человеком, для которого имеют значение «только факты». Однако помимо предпочитаемого вами стиля само дело может определить, какую стратегию убеждения вы выберете.
- 2. Понятие, предмет, цели, задачи и содержание юридической психологии. История юридической психологии в России и за рубежом. Ведущие направления в отечественной и зарубежной юридической психологии.
- 4. Юридико-психологическое содержание проблемы психических расстройств, не исключающих вменяемость
- 5. Основные подходы к изучению личности в отечественной и зарубежной психологии. Юридико-психологические аспекты учения о личности. Типологическая система к. Леонгарда – а. Е. Личко.
- 6. Социальные стереотипы, предрассудки: понятие, психологическое содержание, значение для юридической психологии
- 7. Правовая психология как отрасль прикладной юридической психологии: понятие, предмет, цели, задачи, основные проблемы. Юридико-психологические аспекты правовой социализации личности.
- 8. Биопсихосоциальное содержание учения о морали, законопослушном и аномальном поведении.
- 9. Психологические аспекты правотворчества
- 10. Юридико-психологическая характеристика правосознания как системы отражения правовой действительности. Характеристика функций правосознания. Правовая культура.
- 11. Психологические особенности деформации права и правосознания в тоталитарных обществах.
- 12. Юридически значимые эмоциональные состояния: понятие, характеристика отдельных видов.
- 13. Медицинский (психиатрический), психологический и юридический подходы к категории вменяемости
- 14. Психологический, юридический и медицинский (психиатрический) подходы к понятию аффекта.
- 15. Дистанционная психодиагностика личности в юридической психологии.
- 17. Социальный интеллект (коммуникативная компетентность) как один из важнейших психологических факторов профессиональной пригодности юриста.
- 18. Юридико-психологическая характеристика аттракции и эмпатии.
- 19. Юридико-психологическая характеристика локуса контроля личности.
- 20. Фундаментальная ошибка атрибуции: содержание, значение для юридической деятельности.
- 21. Понятие, содержание и организация профессионального отбора в правоохранительные органы.
- 22. Профессиональные деформации личности сотрудников правоохранительных органов.
- 23. Психологический мониторинг сотрудников правоохранительных органов. ????????????????????????????????????????????????????????????
- 24. Криминальная психология как отрасль прикладной юридической
- Психологии: понятие, предмет, цели, задачи, основные проблемы.
- 25. Понятие личности преступника в праве и юридической психологии. Правовые и психологические подходы к изучению личности преступника. Понятие личности преступника
- Ценностно-ориентационная и стереотипизированная поведенческая схема личности преступника
- 26. Основные современные психологические теории, объясняющие
- Криминальное поведение (теория социального научения а. Бандуры,
- Дифференциальная теория «ассоциация – подкрепление» р. Экерса,
- Фрустрационная теория л. Берковица).
- 1) Теория ожиданий
- 2) Имитационные аспекты социального научения
- 27. Психологические факторы, стимулирующие и тормозящие криминальное поведение. Системный подход к анализу поведенческих явлений
- 28. Агрессия: определение и основные теории. Проявления агрессии. Управление агрессией.
- 30. Понятие малой группы. Классификация малых групп. Структура малой группы. Преступная группа как частный вид малой группы.
- 31. Внутригрупповые процессы в малой группе (социальная фасилитация, деиндивидуализация, групповая поляризация, огруппление мышления, влияние меньшинства). Групповые нормы и ценности.
- 32. Понятие конфликта. Классификация конфликтов. Психологические механизмы и динамика конфликтов. Конфликты в юридической деятельности. Психологические основы разрешения конфликтов.
- 33. Юридико-психологическая характеристика криминальной субкультуры.
- 34. Психология в расследовании преступлений.
- 35. Следственный анализ преступления (следственное профилирование).
- 36. Юридико-психологическая характеристика массовых убийств.
- 37. Юридико-психологическая характеристика краж.
- 38. Юридико-психологическая характеристика терроризма.
- 39. Проблема психологического воздействия в юридической деятельности. Психологическая судебная экспертиза по фактам неправомерного психического воздействия.
- 40. Юридико-психологическая характеристика тоталитарных культов.
- 41. Юридико-психологическая характеристика допроса как специфической для юридической деятельности формы общения.
- 42. Психологические аспекты отдельных следственных действий.
- 1) Психология осмотра места происшествия.
- 2) Психология очной ставки.
- 3) Психология следственного эксперимента и проверки показаний на месте.
- 4) Психология обыска и опознания.
- 43. Психология понимания правды. Проблема истинности/ложности показаний участников процесса.
- 44. Возможности выявления истинности/ложности сообщения по поведенческим особенностям.
- 45. Юридико-психологические аспекты использования полиграфа в оперативно-розыскной и следственной деятельности.
- 46. Психолог как специалист в уголовном процессе.
- 47. Судебная психология как отрасль прикладной юридической психологии: понятие, предмет, цели, задачи, основные проблемы.
- 48. Состязательный процесс в судопроизводстве: большая справедливость или тенденциозность
- 49. Юридико-психологические аспекты показаний свидетелей и потерпевших (убедительность, точность, ошибки).
- 50. Юридико-психологические аспекты подсудимого (физическая привлекательность, сходство с судьёй/присяжными).
- 51. Юридико-психологические аспекты суда присяжных.
- 53. Психологическая судебная экспертиза как отрасль прикладной юридической психологии. Правовые основы психологической судебной экспертизы.
- Этапы проведения психодиагностического исследования
- Методические подходы к организации судебно-психологической диагностики
- 55. Классификация (виды) психологических судебных экспертиз. Подготовка, назначение и проведение психологической судебной экспертизы. Квалификационные требования к эксперту-психологу.
- 56. Заключение психологической судебной экспертизы и его оценка следственными органами и судом.
- 57. Психологическая судебная экспертиза несовершеннолетних обвиняемых (подозреваемых, подсудимых): теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- 58. Психологическая судебная экспертиза свидетелей и потерпевших: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- 59. Психологическая судебная экспертиза в делах о сексуальных преступлениях: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- 60. Психологическая судебная экспертиза юридически значимых эмоциональных состояний: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- 61. Психологическая судебная экспертиза в делах о происшествиях, связанных с управлением техникой: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- 62. Психологическая судебная экспертиза личности обвиняемого (подозреваемого, подсудимого) и мотивов противоправных действий: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- 63. Посмертная психологическая судебная экспертиза: Теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- 64. Психологическая судебная экспертиза в делах по искам о возмещении морального вреда: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- 65. Психологическая судебная экспертиза в делах по спорам о праве на воспитание детей: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- 66. Психологическая судебная экспертиза преступной группы: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- 67. Психологические судебные комплексные экспертизы.
- 68. Пенитенциарная психология как отрасль прикладной юридической психологии: понятие, предмет, цели, задачи, основные проблемы.
- 69. Стэнфордский тюремный эксперимент (ф.Зимбардо) и его значение для юридической психологии
- 70. Типичные психофизиологические особенности осуждённых.
- 71. Психофизиологические последствия заключения. Юридико-психологические проблемы адаптации освобождённых к условиям жизни на свободе.
- 72. Психологические средства исправления осужденных
- 73. Модификация поведения: содержание, правовые и психологические проблемы.
- 74. Психологические требования к личности и деятельности персонала исправительных учреждений.
- 75. Использование достижений современной психолингвистики в юридической психологии