logo
BOKOVshpora_1

15. Дистанционная психодиагностика личности в юридической психологии.

Дистанционная психодиагностика — это опосредованное изучение личности с помощью аудиовизуального наблюдения, изучения фото- и кинодокументов, опроса близких людей, использования техник косвенного допроса и косвенного обследования и пр. Важное место тут занимает анализ речи и текстов, которые наверняка принадлежат изучаемой личности.

Какие же параметры личности могут быть выявлены по косвенным признакам и, в первую очередь, по речи? В.Ф. Енгалычев отмечает следующие:

во-первых, симптомы функционального состояния, общего самочувствия, специфические изменения самочувствия, уровень общей активности, мотивация и эмоциональный фон деятельности;

во-вторых, индивидуально-типологические особенности личности, связанные с силой, подвижностью и уравновешенностью нервных процессов;

в-третьих, особенности мотивационно-волевой регуляции, что про является в значимости для индивида тех или иных объектов, в том, что входит, и что не входит в зону его актуального сознания.

Ответы на поставленные перед подозреваемым вопросы и задания, имеющиеся в тестах и опросниках, а также в целом его речь дает информацию об особенностях интеллектуальной сферы. Важно отметить, что дифференциально-диагностической ценностью обладает как содержание высказывания в целом, так и его отдельные лексические единицы, особенности лексики и грамматики. Иными словами, при всей важности семантики, содержания речи, её языковое оформление не может не быть связано с личностью.

К одной из важных характеристик речи, отражающих особенности личности говорящего или пишущего, можно отнести величину и разнообразие словаря. Этот показатель называется в англоязычной литературе type-token ratio и показывает соотношение количества разных слов с общим количеством слов в тексте. Он отражает богатство лексикона человека.

Так, при анализе реального случая пропажи жены имелось письмо на шести страницах, якобы написанное ею. В нём говорилось, чтобы её не искали, поскольку она «ушла к другому». Психолингвистический анализ нескольких писем мужа показал, что в них содержится гораздо больше грамматических, синтаксических, орфографических и пунктуационных ошибок, чем в письмах, действительно написанных его женой. Такого же рода ошибки содержались и в письме, которое подлежало анализу. Сделанный вывод судебного психолингвиста о подделке «прощального» письма впоследствии подтвердился признанием мужа в убийстве.

На сегодняшний день актуальными являются экспериментальные исследования проблемы идентификации личности по устной речи и голосу. К основным характеристикам голоса относятся тембр, высота основного тона, громкость. Более дифференцированно эти характеристики выглядят так: громкость (большая, средняя, малая), длительность, высота тона, высотный диапазон (широкий, средний, узкий), высотный уровень (высокий, средний, узкий), высотный контур (плавный, изрезанный, монотонный), направление движения тона в завершении фразы (восходящее — резкое, плавное, ровное; нисходящее — плавное, резкое), локализация выделенности.

По голосу можно узнать о таких физических состояниях, как торможение (усталость, тяжесть, расслабленность, слабость, вялость, бессилие, депрессия, сонливость, состояние полусна, изнеможение, апатия, безразличие) или возбуждение (в том числе, волнение, нервозность). Можно сказать, настроен ли человек на выполнение какого-либо действия, т.е. есть ли в нём уверенность (эмоциональный подъём, хорошее настроение, спокойствие) или растерянность (неуверенность, задумчивость, равнодушие, безразличие, доверчивость, участливость, угнетённость, подавленность, безнадёжность, размышление).

По голосу можно узнать и об эмоциональном состоянии человека, как например, тревоге (испуг, страх, ужас), раздражённости (недовольство, гнев, злоба, возмущение, ярость, ненависть, угроза, негодование), радости (восторг, удовлетворение, восхищение, полное удовлетворение, счастье), печали (грусть, тоска, отчаяние), огорчении (горечь, горе, сожаление). По голосу можно узнать, выражает ли говорящий насмешку (ехидство, усмешка, издёвка), обиду (досада) или нежность.

Этому можно обучиться, если сравнивать, к примеру, фразы попарно: одну без коннотативного эмотивного значения, другую — с коннотативным значением. В частности, по данным Р.К. Потаповой, по убыванию степени громкости можно выстроить значения по громкости и темпу в такой последовательности: ярость — страх — радость — тревога, тоска. Если высотный диапазон широкий, то это ярость, радость, страх, если низкий, то тревога и тоска. Если рисунок контура высоты основного тона изрезанный, то это ярость, страх, тревога, если плавный, то тоска, если направление движения основного тона в завершении фразы резкое нисходящее, то это ярость, страх, тревога, если плавное нисходящее — тоска.

По данным К. Шерера, высокая частота основного то на положительно коррелирует с компетентностью и доминантностью (стремлением к руководству другими). Она же указывает на женственность и социализованность. Низкая частота основного тона характеризует лиц, ориентированных не на задание, а на подчинение и тем самым указывает на депрессивность. Высокий уровень мускульной напряжённости голоса (повышенная громкость) характерен для представителей общества с приверженностью к правилам и дисциплине, а также где высоко ценится самоконтроль. Громкий и сильный голос характерен для экстравертов. Голос с придыханием указывает на интроверсию, невротичность и тревожность. Резкий, металлический и звучный голос указывает на эмоциональную стабильность, экстраверсию и доминантность.

Паузы и продолжительность речи также являются значимыми. Так, короткие периоды перед началом речи, меньшее количество пауз заполнения (типа ммм, хм) и меньшее количество пауз молчания (более 2 секунд) характерны для экстравертов. Повышенная чувствительность к обратной связи со стороны слушающего — ив частности, частые переспросы — характеризует высокую невротичность говорящего. В целом же, образно говоря, речь человека есть проявление и продолжение его психологии.

Методика осуществления психоанализа: Осуществляет скрытый для объекта анализ его личных качеств. Выявляет отношение исследуемого объекта к другим людям и коллективам людей. Обладает высокой достоверностью результатов оценок. Рекомендует рациональное распределение функций сотрудников в рабочих коллективах с учетом их психологического статуса. Оценивает степень их профессиональной и личной надежности.

Специально подготовленные специалисты способны дистанционно (скрытно) проводить разносторонний анализ личности по фотоизображению, почерку и росписи. Таким образом, исключение анализируемого объекта из процедуры оценки его сущностных параметров при личном присутствии позволяет избавиться от искажений реальной картины, а также выполнять анализ, не ставя объект в известность, что очень важно при выявлении предателей, ненадежных сотрудников, лиц, склонных к вербовке и т.д. Практика показывает, что хорошо подготовленный и опытный спецоператор способен выявить не только такие личные качества, как трудоспособность, честность, склад ума и темперамента, способность ориентироваться в сложной обстановке, неподкупность, наличие или отсутствие пороков (и каких в частности) и т.д., но и определить доминантные направления в мысленных установках исследуемого человека, основную мотивацию его поступков, симпатии и антипатии к определенным людям, социальным средам, общественным явлениям и укладам.

16. Общая характеристика субъекта в профессиях типа «Человек-человек».

Юрист как типичный представитель профессий типа «Человек-человек».

Понятие о профессиограмме юриста. Психологическая культура юриста.

В профессиях типа Ч мир видится, усматривается работником и волнует eго прежде вceго со стороны наполненности окружаю­щего разными, разнообразными, разномыслящими и разнокаче­ственными и разнонаправленными людьми, группами, сообществами, организациями, их сложными взаимоотношениями. Типичные примеры целостностей, выделяемых работниками этого типа в мире: духовные потребности населения в сфере дocy­га; отдых и настроение (дрyгого человека); условия хранения ценностей на предприятии (как зона объектов, не воз­можны злоупотребления); отступления от общественных норм; правонарушения; версии возможных причин преступления; здо­ровье человека; болезнь; особенности поведения покупателей; соблюдение правил поведения; довольные лица покупателей; ин­тересы дрyгих организаций; взяточничество; маршрут (экскурсии); похищенное имущество; мероприятие, праздник (как предмет труда, «изделие» организатора, а не как то, что приходит и случа­ется); возможность общения; бесхозяйственность; судьба трудных подростков и мнoгoe дрyгое.

Представители профессий этого типа умеют руководить груп­пами, коллективами, сообществами людей (придавать некоторую упорядоченность общественным процессам сообразно поставлен­ным целям), учить и воспитывать людей того или иного возраста, лечить, осуществлять полезные действия по обслуживанию раз­ личных потребностей людей (материальных, духовных, соци­альных). Исполнительно-­двигательная сторона труда имеет в професси­ях этого типа следующие особенности: это прежде вceгo речевые действия, говорение не обходится без речедвигательных навыков: говорить профессионально надо так же учиться, как учатся делать сальто или водить сварочным электродом. Далее, это выразитель­ные движения (мимика, пантомимика) и, кстати говоря, выpa­зительные свойства внешности и даже одежды (скажем, полага­ют, что экскурсовод более успешен, если он при прочих равных условиях элегaнтен). В некоторых профессиях рассматриваемоrо типа (медицинских) предъявляются особые и высокие требования к точности и координации собственно рабочих движений. Особенности познавательной деятельности представителей про­фессий этого типа во многом определяются сложностью и текуче­стью, не стандартностью предметов рассмотрения, воздействия, поиска, принципиальной нечеткостью границ, разделяющих coциальные явления. Очень важным является умение слушать (не перебивая) и слы­шать, понимать дрyгого человека, и именно eгo внутренний мир, а не приписывать ему то, что нам самим бы пришло в голову в eгo положении. Профессионал ­должен иметь немалый крyгозор в области гyманитарноrо знания. Очень кстати оказывается здесь и жизненный опыт, и основанное на нем пони­мание внyтpeннегo состояния тех людей, с которыми приходится иметь дело. Работнику нужно отчетливо выделять наряду с более или менее «вечными» знаниями (как общекультурными, так и по уз­кой специальности) знания оперативные, относящиеся к конкретной обстановке «здесь и сейчас». Ему важно досконально разобрать­ся в неповторимой и конкретной обстановке. Среди требований к качеству исполнительно­-двигательных про­явлений на первом месте стоят требования не только к письмен­ной, но и к устной речи ­ ее четкости, раздельности, удобному для слушателя темпу, связности и, конечно, ясности, понятно­сти содержания высказываний, реплик. Самое главное в области познавательных процессов представи­телей рассматриваемого типа профессий, конечно, не острота зре­ния или слуха, а своеобразная душеведческая направленность ума. Важны наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера человека, к eгo поведению, умение или способность мысленно представить, смоделировать именно eгo внутренний мир, а не приписать ему свой собственный или иной, знакомый по опыту или по газетам. И еще важен оптимистический проектировочный подход к че­ловеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше. Требуется и очень важна способность сопереживать дрyгому человеку (сострадать и сорадоваться). Важная особенность эмоцио­нального склада личности сводится к способности заново, вновь и вновь переживать те события, о которых не в первый уж раз ведется речь, и передавать слушателям свое отношение к ним. Педагогические функции приходится выполнять практически любому хорошему, опытному специалисту. Важны наблюдательность по отношению к поведению, прояв­лениям душевной деятельности человека, отзывчивость, добро­желательность, готовность бескорыстно прийти на помощь дрyго­му существу, искренняя и деятельная обеспокоенность судьбами людей (учеников, пациентов, подопечных разного рода), терпение и снисходительность к различным нестандартным проявле­ниям поведения, внешнего облика, образа мыслей. Глубокая и оптимистическая убежденность в правильности идеи служения народу в целом. Граждан­ские качества, определенные убеждения ­ это то, без чего человек должен считаться непригодным для работы в профессиях данного типа. Профессии данного типа неизбежно требуют творческого склада ума, способности ясно представлять себе варианты воз­можных последствий действий людей, возможных исходов их конфликтов, противостояний или, наоборот, объединений. Но это и не техническое, и не художественное воображение, а такое, для котopoгo пока еще в учебниках нет названия. В некоторых профессиях paссматриваемого типа сам предмет труда возникает в результате твор­ческоrо поиска.

­ Особенности саморегyляции представителей рассматриваемо­го типа профессий таковы. Требуется постоянное совершенство­вание своих знаний и навыков, стремление «идти в ногу» с быст­ротекущими процессами социального движения, развития, заставлять себя быть в курсе текущих общественных событий. В про­тивном случае рушится взаимопонимание с окружающими. Необ­ходимы огромная выдержка, способность «не выходить из себя». Требуется умение cтрoгo сообразовывать свое поведение, обра­щенное к дрyгим людям, С моральными и юридическими нормами, а это отнюдь не всегда просто. Вместе с тем в отношении caмогo себя часто невозможно cтрого подразделить время на pa­бочее и нерабочее. Нужно сочетание доброты с принципиальной требова­тельностью к себе и дрyгим. Противопоказаниями к выбору профессий данного типа явля­ются дефекты речи, невыразительная речь, замкнутость, погру­женность в себя, необщительность, выраженные физические недостатки (как это ни печально), нерасторопность, излишняя мeдлительность, равнодушие к людям ­ «тyпосердие», отсутствие признаков бескорыстноrо интереса к человеку ­ интереса «про­сто так».

Профессиограмма - описание особенностей определенной профессии, раскрывающее содержание профессионального труда, требований, которые она предъявляет к человеку. Различают два вида профессиограмм: профессиокарты и полные профессиограммы. 

­Профессиограммы юриста. Профессиограмма представляет собой сложную иерархическую структуру, в которой все стороны профессиональной деятельности, а также личностные качества, навыки и умения представлены во взаимной связи или зависимости. Каждая из сторон профессиограммы отражает, во-первых, определенный цикл профессиональной деятельности, а во-вторых, в ней реализуются личностные качества, навыки, умения, а также знания, которые обеспечивают профессиональный успех на этом уровне деятельности.

I фактор — высокий уровень социальной (профессиональной) адаптации. Данный фактор напрямую связан с нормативностью поведения юриста в любых, в том числе в сложных, экстремальных условиях профессиональной деятельности. Поэтому его следует рассматривать в качестве одного из главных факторов профессиональной пригодности работников правоохранительных органов. К качествам личности, формирующим указанный фактор, следует отнести: высокий уровень правосознания; честность, гражданское мужество, совестливость; принципиальность (непримиримость) в борьбе с нарушениями правопорядка; обязательность, добросовестность, исполнительность, дисциплинированность.

Свидетельством профессиональной непригодности юриста являются полярно противоположные качества: низкий нравственный облик, нечестность, безответственное отношение к делу, недисциплинированность, склонность к алкоголизму.

II фактор — нервно-психическая (эмоциональная) устойчивость личности юриста. Рассматриваемый фактор предполагает: устойчивость к стрессу, высокий уровень самоконтроля над эмоциями и поведением, работоспособность в критических, вызывающих фрустрацию ситуациях; развитые адаптивные свойства нервной системы (сила, уравновешенность, подвижность, чувствительность, активность, динамичность, лабильность, пластичность нервных процессов), позволяющие на должном уровне сохранять работоспособность в состоянии утомления, способность адекватно реагировать на различные события. Отрицательно оцениваются следующие качества личности: низкий порог устойчивости к стрессу, повышенная эмоциональная напряженность; избыточная агрессивность, импульсивность поступков; невротические симптомы, быстрая истощаемость нервных процессов; психопатические свойства характера.

III фактор — высокий уровень интеллектуального развития, познавательная (когнитивная) активность юриста, которые обусловлены следующими качествами личности: развитый интеллект, широкий кругозор, эрудиция; гибкое, творческое мышление, умственная работоспособность, сообразительность; аналитический склад ума, прогностическиеспособности, умение выделять главное; активность, подвижность психических познавательных процессов (восприятия, емкой памяти, продуктивного мышления, внимания); развитое воображение, интуиция, способность к абстрагированию, рефлексии. Напротив, низкая умственная работоспособность, сниженные познавательная активность, интеллект, неразвитое воображение, слабая память — качества, несовместимые с эффективностью профессионального труда, и они оцениваются как прогностически неблагоприятные.

IV фактор — коммуникативная компетентность юриста. Коммуникативная компетентность предполагает следующие качества личности: способность устанавливать эмоциональные контакты с различными участниками общения, поддерживать с ними в необходимых пределах доверительные отношения; проницательность, способность понимать внутренний мир собеседника, его психологические особенности, потребности, мотивы поведения, состояние психики; доброжелательное, вежливое отношение к людям, умение слушать участника диалога, эмпатийность (способность эмоционально отзываться на переживания собеседника); свободное, гибкое владение вербальными и невербальными средствами общения; умение в конфликтных ситуациях проводить адекватную ситуации стратегию коммуникативного поведения, менять в зависимости от обстоятельств стиль общения; способность к сотрудничеству, достижению компромиссов, соглашений;

развитый самоконтроль над эмоциями, настроением в экстремальных ситуациях; адекватную самооценку; чувство юмора. Качествами, существенно затрудняющими коммуникативные процессы, снижающими их результативность, являются: замкнутость (аутизм), повышенная сосредоточенность на своих проблемах, переживаниях (интравертированность); легкоранимое самолюбие, повышенная обидчивость, конфликтность, агрессивность; эмоциональная неустойчивость, импульсивность; слабое владение вербальными и невербальными средствами общения.

V фактор — организаторские способности. Организаторские способности позволяют юристу, независимо от рода его профессиональной деятельности, оказывать управляющее воздействие на различных субъектов, с которыми приходится вступать в диалог в процессе профессионального общения. Поэтому юрист, особенно управленческого звена, помимо глубоких профессиональных знаний и опыта должен иметь следующие качества: активность, инициативность, находчивость, распорядительность; смелость, решительность, настойчивость, целеустремленность, умение выделять главное, прогнозировать последствия принимаемых решений; самостоятельность; чувство ответственности за свои действия и поступки; организованность, собранность, аккуратность в работе. Важную роль в структуре организаторских способностей играют и другие отмеченные выше свойства: коммуникативная компетентность, нервно-психическая устойчивость, адекватная самооценка, высокая мотивация достижения успеха. Качествами, существенно снижающими организаторские возможности юриста, эффективность его воздействия на других лиц, являются: психопатические свойства характера, повышенная агрессивность, несбалансированность процессов торможения и возбуждения, эмоциональная неустойчивость, пассивность, безответственность, избыточная мнительность, тревожность, сниженный интеллект, завышенная самооценка, властолюбие, пренебрежительное отношение к людям.

Помимо перечисленных выше качеств личности, имеющих отношение к различным подструктурам правоохранительной деятельности, эффективность труда юриста во многом зависит также и от мотивационной сферы его личности: в какой мере в ней доминируют социально значимые мотивы, потребность в достижении успехов в работе, в завоевании профессионального престижа, авторитета и уважения среди сотрудников, а также граждан, чьи законные права и интересы ему приходится защищать.

Рассмотренные выше факторы профессиональной пригодности, различные сочетания (симптомокомплексы) соответствующих им психологических качеств личности представлены в профессиограмме, в которой психограмма личности занимает свое место.

Овладение психологической культурой (системой психологических факторов-направлений) облегчает юристу решение этой задачи и выполнение главных требований, которые предъявляются к его профессиональной деятельности:

обеспечить защиту интересов отдельных лиц и организаций от преступных посягательств;

соблюсти права и законные интересы граждан и коллективов, а также этические нормы.

Напр., юридическая психология работника правоохранительной системы может быть представлена в таких направлениях:

профессиографическое - определяет психологическую структуру личности и деятельности прокурора, следователя, судьи и других работников правоохранительных органов, и на их основе разрабатывает рекомендации в области профессионального отбора и ориентации, профессионального обучения и воспитания, расстановки кадров, психодиагностики, психокоррекции (психоисправления) и предупреждения профессиональной деформации. Основная задача этого направления - определить рациональные соотношения между структурой личности и требованиями, которые предъявляются к этой личности правоохранительной деятельностью;

следственно-психологическое - представляет собой систему психологических рекомендаций и методов, направленных на более эффективное раскрытие преступлений - всесторонне и полное. Исследуются психологические закономерности раскрытия и расследования отдельных видов преступлений (убийства, сложные однократные хищения, изнасилования и др.), а также психология отдельных следственных действий: допроса, осмотра места происшествия, обыска, опознания и многих других. На основе выявленных закономерностей разрабатываются психологические рекомендации, направленные на быстрейшее раскрытие сложных преступлений, их высококачественное расследование, а также повышение эффективности, культуры и гуманизации таких следственных действий, как допрос, осмотр места происшествия и др.;

Психологическая культура юриста включает: комплекс психологических знаний, в том числе психологию личности и деятельности, психологию юридического труда, психологические характеристики отдельных юридических профессий, навыки и приемы использования этих знаний в профессиональных ситуациях в процессе общения, при решении конфликтов и т.п.

Для юриста (лидера) главным является знание собственных психических возможностей, психических возможностей своих подчиненных и умение постичь психический состав других участников юридического дела с тем, чтобы создать оптимальный режим для эффективного рассмотрения юридического дела и принятия правильного решения.