68. Пенитенциарная психология как отрасль прикладной юридической психологии: понятие, предмет, цели, задачи, основные проблемы.
Исправительная психология изучает психологические основы ресоциализации – восстановления ранее нарушенных социальных качеств личности, необходимых для полноценной ее жизнедеятельности в обществе, проблемы эффективности наказания, динамику личности осужденного в процессе исполнения наказания, формирование ее поведенческих возможностей в различных условиях лагерного и тюремного режима, особенности ценностных ориентаций и стереотипов поведения в условиях социальной изоляции, соответствие исправительного законодательства задачам исправления осужденных. Ресоциализация личности осужденных связана прежде всего с их ценностной переориентацией, формированием у них механизма социально-положительного целеполагания, отработкой у личности прочных стереотипов социально-положительного поведения. Создание условий формирования социально адаптированного поведения личности – основная задача исправительных учреждений.
Исправительная психология исследует закономерности и особенности жизнедеятельности человека, отбывающего наказание, положительные и отрицательные факторы условий социальной изоляции для личностной самореализации индивида. Перед работниками исправительных учреждений стоит сложнейшая задача диагностики личностных дефектов осужденных, разработка обоснованной программы исправления этих дефектов, предупреждение тех многочисленных отрицательных «влияний тюрьмы», которые традиционно содействуют криминализации личности.
Исправительная психология должна исследовать динамику личности осужденного, факторы, влияющие положительно на осужденного и способствующие активной перестройке его личности, а это режим, труд, коллектив, воспитательное воздействие, также и факультативные факторы — семья, дружеские связи с лицами, находящимися на воле, учеба, увлечение самодеятельностью и т. д. Разрабатывает методы изучения личности осужденных, способы их перевоспитания, раскрывает психологические механизмы процесса перевоспитания, намечает пути наиболее эффективного управления этим процессом, исследует психологическое влияние средств исправительно-трудового воздействия на личность осужденного, социально-психологическую атмосферу в местах лишения свободы и условия ее формирования, изучает роль групп и коллективов в исправлении и перевоспитании правонарушителей, проблемы социальной адаптации и реадаптации осужденных, а также проблемы личности воспитателя.
Объектом пенитенциарной психологии являются люди определенной группы: правонарушители, отбывающие уголовные наказания всех видов, а также лица и коллективы, осуществляющие исполнение уголовных наказаний и перевоспитание осужденных. Изучение фактов, закономерностей и механизмов психической деятельности этих специфических групп людей (осужденных и общностей осужденных, а также воспитателей и коллективов сотрудников ИТУ) и составляет предмет исследования пенитенциарной психологии.
Пенитенциарная психология не может ограничиться лишь индивидуально-психологическим изучением личности осужденного или личности воспитателя. Личность как открытая система должна изучаться и в социально-психологическом аспекте, т. е. во всех ее связях и отношениях с окружающими людьми. Цель пенитенциарной психологии перевоспитание, исправление и возвращение в социум путем адаптации осужденного.
Задачи пенитенциарной психологии:
1. Важнейшей задачей пенитенциарной психологии является исследование индивидуально-психологических особенностей личности осужденного, подлежащего исправлению. Специфика данной задачи исправительно-трудовой психологии определяется тем, что осужденный, и особенно лицо, лишенное свободы, имеет свои особенности, отличающие его от других людей.
2. В задачу исправительно-трудовой психологии входит также исследование с психологических позиций самого процесса исправления и перевоспитания осужденного, т. е. изучение закономерностей и механизмов изменения психики осужденного, развития его личностных качеств и мотивов поведения на основе психологического анализа влияния уголовного наказания и жизненных условий в процессе отбывания наказания.
3. Задача изучения особенностей поведения осужденного в связи с различными его перемещениями. Психологическое изучение поведения человека в условиях лишения свободы, его способности адаптироваться к новым условиям жизни и быта помогает правильно организовать предварительную психологическую подготовку осужденных, направляемых из следственных изоляторов после вступления приговора в законную силу для отбывания наказания в исправительно-трудовые учреждения различных видов.
4. Задача разработки психологических основ применения средств исправления и перевоспитания осужденных: режима, общественно полезного труда, воспитательной рабаты, общеобразовательного и профессионально-технического обучения.
5. Задача исследования психологических основ закрепления результатов исправительно-трудового воздействия на осужденных после освобождения их из ИТУ.
6. Задача изучения особенностей осужденных, обусловленных их возрастом, жизненным опытом, профессией, национальной принадлежностью, а главное - видом преступной деятельности и тяжестью совершенного преступления, и определение психологической тактики в работе с ними.
7. Задача учета таких явлений как самоисправление, самовоспитание правонарушителей, сложную психологическую природу которых необходимо глубоко исследовать, и обосновывать пути и способы руководства самовоспитанием осужденных.
8. Важной задачей является социально-психологический анализ деятельности работников исправительно-трудового учреждения и психологическая подготовка их к работе с осужденными, профессиональная ориентация и формирование качеств воспитателя.
9. Задача научного анализа и критического использования передовых взглядов отечественной и зарубежной пенитенциарной психологии.
Существует две точки зрения на проблему исправления осужденных в пенитенциарной системе. Сторонники первой точки зрения считают, что преступные наклонности заложены в человеке от рождения и отрицают возможности качественных изменений человеческой психики и личности преступника (свойственна западной пенитенциарной психологии, представители классической - А.Фейербах, Грольман, антропологической - Ч.Ломброзо и социологической школ - Г.Спенсер, В.Джемс, Э.Торндайк, А.Комбс, К.Холл). Сторонники другой точки зрения считают, что преступные наклонности приобретаются в результате неблагоприятных условий жизни, отрицательного влияния среды или неправильного воспитания и могут быть устранены. К ним относятся представители отечественной школы психологии - И.П.Павлов, А.С.Макаренко.
- 2. Понятие, предмет, цели, задачи и содержание юридической психологии. История юридической психологии в России и за рубежом. Ведущие направления в отечественной и зарубежной юридической психологии.
- 4. Юридико-психологическое содержание проблемы психических расстройств, не исключающих вменяемость
- 5. Основные подходы к изучению личности в отечественной и зарубежной психологии. Юридико-психологические аспекты учения о личности. Типологическая система к. Леонгарда – а. Е. Личко.
- 6. Социальные стереотипы, предрассудки: понятие, психологическое содержание, значение для юридической психологии
- 7. Правовая психология как отрасль прикладной юридической психологии: понятие, предмет, цели, задачи, основные проблемы. Юридико-психологические аспекты правовой социализации личности.
- 8. Биопсихосоциальное содержание учения о морали, законопослушном и аномальном поведении.
- 9. Психологические аспекты правотворчества
- 10. Юридико-психологическая характеристика правосознания как системы отражения правовой действительности. Характеристика функций правосознания. Правовая культура.
- 11. Психологические особенности деформации права и правосознания в тоталитарных обществах.
- 12. Юридически значимые эмоциональные состояния: понятие, характеристика отдельных видов.
- 13. Медицинский (психиатрический), психологический и юридический подходы к категории вменяемости
- 14. Психологический, юридический и медицинский (психиатрический) подходы к понятию аффекта.
- 15. Дистанционная психодиагностика личности в юридической психологии.
- 17. Социальный интеллект (коммуникативная компетентность) как один из важнейших психологических факторов профессиональной пригодности юриста.
- 18. Юридико-психологическая характеристика аттракции и эмпатии.
- 19. Юридико-психологическая характеристика локуса контроля личности.
- 20. Фундаментальная ошибка атрибуции: содержание, значение для юридической деятельности.
- 21. Понятие, содержание и организация профессионального отбора в правоохранительные органы.
- 22. Профессиональные деформации личности сотрудников правоохранительных органов.
- 23. Психологический мониторинг сотрудников правоохранительных органов. ????????????????????????????????????????????????????????????
- 24. Криминальная психология как отрасль прикладной юридической
- Психологии: понятие, предмет, цели, задачи, основные проблемы.
- 25. Понятие личности преступника в праве и юридической психологии. Правовые и психологические подходы к изучению личности преступника. Понятие личности преступника
- Ценностно-ориентационная и стереотипизированная поведенческая схема личности преступника
- 26. Основные современные психологические теории, объясняющие
- Криминальное поведение (теория социального научения а. Бандуры,
- Дифференциальная теория «ассоциация – подкрепление» р. Экерса,
- Фрустрационная теория л. Берковица).
- 1) Теория ожиданий
- 2) Имитационные аспекты социального научения
- 27. Психологические факторы, стимулирующие и тормозящие криминальное поведение. Системный подход к анализу поведенческих явлений
- 28. Агрессия: определение и основные теории. Проявления агрессии. Управление агрессией.
- 30. Понятие малой группы. Классификация малых групп. Структура малой группы. Преступная группа как частный вид малой группы.
- 31. Внутригрупповые процессы в малой группе (социальная фасилитация, деиндивидуализация, групповая поляризация, огруппление мышления, влияние меньшинства). Групповые нормы и ценности.
- 32. Понятие конфликта. Классификация конфликтов. Психологические механизмы и динамика конфликтов. Конфликты в юридической деятельности. Психологические основы разрешения конфликтов.
- 33. Юридико-психологическая характеристика криминальной субкультуры.
- 34. Психология в расследовании преступлений.
- 35. Следственный анализ преступления (следственное профилирование).
- 36. Юридико-психологическая характеристика массовых убийств.
- 37. Юридико-психологическая характеристика краж.
- 38. Юридико-психологическая характеристика терроризма.
- 39. Проблема психологического воздействия в юридической деятельности. Психологическая судебная экспертиза по фактам неправомерного психического воздействия.
- 40. Юридико-психологическая характеристика тоталитарных культов.
- 41. Юридико-психологическая характеристика допроса как специфической для юридической деятельности формы общения.
- 42. Психологические аспекты отдельных следственных действий.
- 1) Психология осмотра места происшествия.
- 2) Психология очной ставки.
- 3) Психология следственного эксперимента и проверки показаний на месте.
- 4) Психология обыска и опознания.
- 43. Психология понимания правды. Проблема истинности/ложности показаний участников процесса.
- 44. Возможности выявления истинности/ложности сообщения по поведенческим особенностям.
- 45. Юридико-психологические аспекты использования полиграфа в оперативно-розыскной и следственной деятельности.
- 46. Психолог как специалист в уголовном процессе.
- 47. Судебная психология как отрасль прикладной юридической психологии: понятие, предмет, цели, задачи, основные проблемы.
- 48. Состязательный процесс в судопроизводстве: большая справедливость или тенденциозность
- 49. Юридико-психологические аспекты показаний свидетелей и потерпевших (убедительность, точность, ошибки).
- 50. Юридико-психологические аспекты подсудимого (физическая привлекательность, сходство с судьёй/присяжными).
- 51. Юридико-психологические аспекты суда присяжных.
- 53. Психологическая судебная экспертиза как отрасль прикладной юридической психологии. Правовые основы психологической судебной экспертизы.
- Этапы проведения психодиагностического исследования
- Методические подходы к организации судебно-психологической диагностики
- 55. Классификация (виды) психологических судебных экспертиз. Подготовка, назначение и проведение психологической судебной экспертизы. Квалификационные требования к эксперту-психологу.
- 56. Заключение психологической судебной экспертизы и его оценка следственными органами и судом.
- 57. Психологическая судебная экспертиза несовершеннолетних обвиняемых (подозреваемых, подсудимых): теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- 58. Психологическая судебная экспертиза свидетелей и потерпевших: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- 59. Психологическая судебная экспертиза в делах о сексуальных преступлениях: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- 60. Психологическая судебная экспертиза юридически значимых эмоциональных состояний: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- 61. Психологическая судебная экспертиза в делах о происшествиях, связанных с управлением техникой: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- 62. Психологическая судебная экспертиза личности обвиняемого (подозреваемого, подсудимого) и мотивов противоправных действий: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- 63. Посмертная психологическая судебная экспертиза: Теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- 64. Психологическая судебная экспертиза в делах по искам о возмещении морального вреда: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- 65. Психологическая судебная экспертиза в делах по спорам о праве на воспитание детей: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- 66. Психологическая судебная экспертиза преступной группы: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- 67. Психологические судебные комплексные экспертизы.
- 68. Пенитенциарная психология как отрасль прикладной юридической психологии: понятие, предмет, цели, задачи, основные проблемы.
- 69. Стэнфордский тюремный эксперимент (ф.Зимбардо) и его значение для юридической психологии
- 70. Типичные психофизиологические особенности осуждённых.
- 71. Психофизиологические последствия заключения. Юридико-психологические проблемы адаптации освобождённых к условиям жизни на свободе.
- 72. Психологические средства исправления осужденных
- 73. Модификация поведения: содержание, правовые и психологические проблемы.
- 74. Психологические требования к личности и деятельности персонала исправительных учреждений.
- 75. Использование достижений современной психолингвистики в юридической психологии