7. Поведение как процесс приспособления к условиям внешней среды.
Поведение — это сложный комплекс реакций живого организма на воздействия внешней среды.
Живые существа, в зависимости от уровня психического развития, обладают поведением различной сложности. Простейшие поведенческие реакции – когда живой организм изменяет направление своего движения, столкнувшись с преградой. Чем выше уровень развития живого существа, тем более сложное у него поведение.
Самое сложное поведение наблюдается у человека, который:
- обладает способностью реагировать на внезапные изменения условий внешней среды,
- способен формировать мотивированное (осознанное) и целенаправленное поведение.
это обусловлено наличием у человека сознания.
Отличие поведения человека от животного:
формирует свое поведение исходя из системы своих ценностей, идеалов и мотивационных установок.
способность критически оценивать происходящее
способность сопоставлять полученную информацию со своими установками и идеалами,
исходя из этого сопоставления, формировать свое поведение
способность к сознательной деятельности, проявлением которой является труд,
благодаря сознанию человек действует осознанно и самостоятельно.
Деятельность человека и поведение животного различаются степенью самостоятельности. Без участия человека, без его инициирующего начала животное не в состоянии совершить действия, похожие на осознанное поведение (напр. животные в цирке).
С практической точки зрения сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире и предвосхищающих его практическую деятельность - наличие сознания. Похожая психическая деятельность происходит у наиболее развитых животных, таких как собаки, лошади, дельфины. Человека отличает от животных не сама деятельность, а механизмы ее протекания, которые зародились в процессе социального развития человека.
В результате человек:
- выделяет себя из окружающей среды,
- осознает свою индивидуальность,
- формирует свою «Я-концепцию», заключающуюся в совокупности представлений человека:
о самом себе,
об окружающей действительности и
о своем месте в обществе.
Благодаря сознанию человек обладает способностью самостоятельно, т. е. без воздействия раздражителей среды, регулировать свое поведение. В свою очередь «Я-концепция» является ядром его системы саморегуляции.
-
Содержание
- 1.Понятие о сознании.
- 2. Свойства сознания.
- 3. Этапы развития сознания.
- 4. Взаимосвязь развития мозга и сознания человека.
- Роль труда в формировании и развитии сознания человека.
- 6. Концепция Леонтьева о происхождении сознания человека.
- 7. Поведение как процесс приспособления к условиям внешней среды.
- Культурно-историческая концепция развития психики человека.
- 9. Фундаментальные положения концепции Выготского.
- Неосознаваемые психические процессы.
- Явления неосознаваемой установки.
- 12. Неосознаваемые сопровождения сознательных действий.
- 13. История развития теории бессознательного Фрейда.
- 14. Структура психики по Фрейду.
- 15. Надсознательные» процессы.
- 16.Характеристики надсознательного процесса:
- 17. Схема соотношения неосознаваемых процессов сознания.
- 18. Общее понятие о психомоторике.
- 19. Типы сенсомоторных процессов.
- 20. Виды реакций по сложности центрального момента реакции:
- 21. Механизм организации движений по Бернштейну.
- 22. Принцип сенсорных коррекций.
- 23. Факторы, влияющие на выполнение движения по Бернштейну:
- 24. Схема рефлекторного кольца по Бернштейну.
- 25. Уровни построения движений по Бернштейну.
- 26. Выводы психомоторной теории Бернштейна.
- 27. Процесс формирования двигательного навыка.
- 28. Принципы активности по Бернштейну.
- 29. Понятие деятельности.
- 30. Теория деятельности.
- 31. Понятие о действиях.
- 32. Принципы психологической теории деятельности.
- 33. Понятие об операциях.
- 34. Понятие о психофизиологических функциях.
- 35. Внутренняя деятельность.
- 36. Деятельностный подход в психологии.
- 37. Виды человеческой деятельности.
- 38. Общая характеристика эмоций.
- 39. Виды эмоций:
- 40. Характеристики эмоций:
- 41. Развитие эмоций и их значение в жизни человека.
- 42. Функции эмоций.
- 43. Эмоциональные проявления.
- 44. Понятие о чувствах.
- 45. Виды чувств по предметной сфере:
- 46. Понятие о настроении.
- 47. Понятие о стрессе.
- 48. Психологические теории эмоций.
- 49. Теория когнитивного диссонанса Фестингера.
- 49. Когнитивная теория эмоций Шехтера.
- 51. Информационная концепция эмоций Симонова.
- 52. Экспериментальная теория эмоций Павлова.
- 53. Понятие об адаптации человека.
- 54. Представление о функциональном состоянии организма.
- 55. Классификация психических состояний по Левитову.
- 56. Психофизиологическое состояние по Ильину.
- 57. Роль цнс в формировании функционального состояния.
- 448 • Часть III. Психические состояния и их регуляция
- 18.3. Общая характеристика состояний организма и психики
- Глава 18. Адаптация человека и функциональное состояние организма •'449
- 450 • Часть III. Психические состояния и их регуляция
- 452 • Часть III. Психические состояния и их регуляция
- Глава 18. Адаптация человека и функциональное состояние организма • 453