25. Уровни построения движений по Бернштейну.
Бернштейн выдвинул идею об уровневом построении движений. Обнаружил, что в зависимости оттого, какую информацию несут сигналы обратной связи:
— сообщают ли они о степени напряжения мышц,
-- об относительном положении частей тела,
-- о предметном результате движения и т. д.,
Афферентные сигналы приходят в разные чувствительные центры головного мозга и соответственно переключаются на моторные пути на разных уровнях. Уровни - «слои» в ЦНС:
спинного мозга
продолговатого мозга,
подкорковых центров,
коры.
Каждый уровень имеет специфические, свойственные только ему моторные проявления, каждому уровню соответствует свой класс движений.
Уровень А — самый низкий:
филогенетически самый древний.,
У человека он не имеет самостоятельного значения,
отвечает за важнейший аспект любого движения — тонус мышц,
На него поступают сигналы от мышечных проприорецепторов, которые сообщают о степени напряжения мышц, а также информация от органов равновесия.
самостоятельно регулирует мало движений – в осн. вибрациею и тремор. Например, стук зубов от холода.
Уровень В — уровень синергий:
перерабатываются сигналы от мышечно-суставных рецепторов,
которые сообщают о взаимном положении и движении частей тела.
этот уровень замкнут па пространство тела.
участвует в организации движений более высоких уровней, и там выполняет задачу внутренней координации сложных двигательных ансамблей.
К собственным движениям относятся потягивания, мимика и т. д.
Уровень С - уровень пространственного поля.
поступают сигналы от зрения, слуха, осязания, т. е. вся информация о внешнем пространстве,
строятся движения, приспособленные к пространственным свойствам объектов — к их форме, положению, длине, весу и пр.
все переместительные движения.
Уровень D — уровень предметных действий.
уровень коры головного мозга,
организация действий с предметами,
орудийные действия и манипуляции с предметами.
движения представлены как действия.
в них не фиксирован двигательный состав, или набор движений, а задан лишь конкретный результат.
Уровень Е — наивысший уровень — уровень интеллектуальных двигательных актов.
речевые движения,
движения письма,
движения символической или кодированной речи.
движения определяются не предметным, а отвлеченным, вербальным смыслом.
- 1.Понятие о сознании.
- 2. Свойства сознания.
- 3. Этапы развития сознания.
- 4. Взаимосвязь развития мозга и сознания человека.
- Роль труда в формировании и развитии сознания человека.
- 6. Концепция Леонтьева о происхождении сознания человека.
- 7. Поведение как процесс приспособления к условиям внешней среды.
- Культурно-историческая концепция развития психики человека.
- 9. Фундаментальные положения концепции Выготского.
- Неосознаваемые психические процессы.
- Явления неосознаваемой установки.
- 12. Неосознаваемые сопровождения сознательных действий.
- 13. История развития теории бессознательного Фрейда.
- 14. Структура психики по Фрейду.
- 15. Надсознательные» процессы.
- 16.Характеристики надсознательного процесса:
- 17. Схема соотношения неосознаваемых процессов сознания.
- 18. Общее понятие о психомоторике.
- 19. Типы сенсомоторных процессов.
- 20. Виды реакций по сложности центрального момента реакции:
- 21. Механизм организации движений по Бернштейну.
- 22. Принцип сенсорных коррекций.
- 23. Факторы, влияющие на выполнение движения по Бернштейну:
- 24. Схема рефлекторного кольца по Бернштейну.
- 25. Уровни построения движений по Бернштейну.
- 26. Выводы психомоторной теории Бернштейна.
- 27. Процесс формирования двигательного навыка.
- 28. Принципы активности по Бернштейну.
- 29. Понятие деятельности.
- 30. Теория деятельности.
- 31. Понятие о действиях.
- 32. Принципы психологической теории деятельности.
- 33. Понятие об операциях.
- 34. Понятие о психофизиологических функциях.
- 35. Внутренняя деятельность.
- 36. Деятельностный подход в психологии.
- 37. Виды человеческой деятельности.
- 38. Общая характеристика эмоций.
- 39. Виды эмоций:
- 40. Характеристики эмоций:
- 41. Развитие эмоций и их значение в жизни человека.
- 42. Функции эмоций.
- 43. Эмоциональные проявления.
- 44. Понятие о чувствах.
- 45. Виды чувств по предметной сфере:
- 46. Понятие о настроении.
- 47. Понятие о стрессе.
- 48. Психологические теории эмоций.
- 49. Теория когнитивного диссонанса Фестингера.
- 49. Когнитивная теория эмоций Шехтера.
- 51. Информационная концепция эмоций Симонова.
- 52. Экспериментальная теория эмоций Павлова.
- 53. Понятие об адаптации человека.
- 54. Представление о функциональном состоянии организма.
- 55. Классификация психических состояний по Левитову.
- 56. Психофизиологическое состояние по Ильину.
- 57. Роль цнс в формировании функционального состояния.
- 448 • Часть III. Психические состояния и их регуляция
- 18.3. Общая характеристика состояний организма и психики
- Глава 18. Адаптация человека и функциональное состояние организма •'449
- 450 • Часть III. Психические состояния и их регуляция
- 452 • Часть III. Психические состояния и их регуляция
- Глава 18. Адаптация человека и функциональное состояние организма • 453