46. Понятие о настроении.
Настроение — самое длительное, или «хроническое», эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение. Настроение:
меньшее интенсивно и предметно, чем эмоции,
отражает бессознательную обобщенную оценку того, как на данный момент складываются обстоятельства,
может быть радостным
печальным,
веселым
угнетенным,
бодрым
подавленным,
спокойным
раздраженным и т. д.
зависит от общего состояния здоровья,
зависит от работы желез внутренней секреции, от тонуса нервной системы.
Причины настроения не всегда ясны человеку, а тем более окружающим его людям. Недаром говорят о безотчетной грусти, беспричинной радости, и в этом смысле настроение — это бессознательная оценка личностью того, насколько благоприятно для нее складываются обстоятельства. В этом настроения похожи на собственно эмоции и близки к сфере бессознательного.Но причина настроения всегда существует и осознана. Ею могут быть окружающая природа, события, выполняемая деятельность и, конечно, люди.
Настроения различаться по продолжительности. Устойчивость настроения зависит от:
возраста человека,
индивидуальных особенностей его характера,
особенностей темперамента,
силы воли,
уровня развития ведущих мотивов поведения.
Оно может окрашивать поведение человека в течение нескольких дней или недель. Может стать устойчивой чертой личности.*Именно эту особенность настроения подразумевают, когда делят людей на оптимистов и пессимистов. *
Настроения имеют значение для эффективности деятельности, которой занимается человек. Одна и та же работа при одном настроении может казаться легкой и приятной, а при другом —тяжелой и удручающей. При хорошем настроении человек выполняет больший объем работы, чем при плохом.
Настроение тесно связано с соотношением между самооценкой человека и уровнем его притязаний.У лиц с высокой самооценкой чаще наблюдается повышенное настроение, с заниженной - выраженное склонность к пассивно-отрицательным эмоциональным состояниям, связанным с ожиданием неблагоприятных исходов=> настроение может стать причиной отказа от действий и дальнейшего снижения притязаний => отказ от удовлетворения данной потребности.
Характеристики эмоций общие.Все виды имеет свои подвиды, которые различаются по:
- интенсивности,
- продолжительности,
- глубине,
- осознанности,
-происхождению,
-условиям возникновения и исчезновения,
-воздействию на организм,
-динамике развития,
-направленности и др.
- 1.Понятие о сознании.
- 2. Свойства сознания.
- 3. Этапы развития сознания.
- 4. Взаимосвязь развития мозга и сознания человека.
- Роль труда в формировании и развитии сознания человека.
- 6. Концепция Леонтьева о происхождении сознания человека.
- 7. Поведение как процесс приспособления к условиям внешней среды.
- Культурно-историческая концепция развития психики человека.
- 9. Фундаментальные положения концепции Выготского.
- Неосознаваемые психические процессы.
- Явления неосознаваемой установки.
- 12. Неосознаваемые сопровождения сознательных действий.
- 13. История развития теории бессознательного Фрейда.
- 14. Структура психики по Фрейду.
- 15. Надсознательные» процессы.
- 16.Характеристики надсознательного процесса:
- 17. Схема соотношения неосознаваемых процессов сознания.
- 18. Общее понятие о психомоторике.
- 19. Типы сенсомоторных процессов.
- 20. Виды реакций по сложности центрального момента реакции:
- 21. Механизм организации движений по Бернштейну.
- 22. Принцип сенсорных коррекций.
- 23. Факторы, влияющие на выполнение движения по Бернштейну:
- 24. Схема рефлекторного кольца по Бернштейну.
- 25. Уровни построения движений по Бернштейну.
- 26. Выводы психомоторной теории Бернштейна.
- 27. Процесс формирования двигательного навыка.
- 28. Принципы активности по Бернштейну.
- 29. Понятие деятельности.
- 30. Теория деятельности.
- 31. Понятие о действиях.
- 32. Принципы психологической теории деятельности.
- 33. Понятие об операциях.
- 34. Понятие о психофизиологических функциях.
- 35. Внутренняя деятельность.
- 36. Деятельностный подход в психологии.
- 37. Виды человеческой деятельности.
- 38. Общая характеристика эмоций.
- 39. Виды эмоций:
- 40. Характеристики эмоций:
- 41. Развитие эмоций и их значение в жизни человека.
- 42. Функции эмоций.
- 43. Эмоциональные проявления.
- 44. Понятие о чувствах.
- 45. Виды чувств по предметной сфере:
- 46. Понятие о настроении.
- 47. Понятие о стрессе.
- 48. Психологические теории эмоций.
- 49. Теория когнитивного диссонанса Фестингера.
- 49. Когнитивная теория эмоций Шехтера.
- 51. Информационная концепция эмоций Симонова.
- 52. Экспериментальная теория эмоций Павлова.
- 53. Понятие об адаптации человека.
- 54. Представление о функциональном состоянии организма.
- 55. Классификация психических состояний по Левитову.
- 56. Психофизиологическое состояние по Ильину.
- 57. Роль цнс в формировании функционального состояния.
- 448 • Часть III. Психические состояния и их регуляция
- 18.3. Общая характеристика состояний организма и психики
- Глава 18. Адаптация человека и функциональное состояние организма •'449
- 450 • Часть III. Психические состояния и их регуляция
- 452 • Часть III. Психические состояния и их регуляция
- Глава 18. Адаптация человека и функциональное состояние организма • 453