28. Принципы активности по Бернштейну.
Суть : в постулировании определяющей роли внутренней программы в актах жизнедеятельности организма. Принцип активности противопоставляется принципу реактивности, согласно которому тот или иной акт — движение, действие — определяется внешним стимулом.
1.Конкретно-физиологический.
Неразрывно связан с открытием принципа рефлекторного кольцевого управления движением. Принцип активности в конкретно-физиологическом выражении и признание механизма кольцевого управления движением — это прочно связанные между собой теоретические постулаты.
Вывод: движение человека есть результат проявления его активности.
Есть много движений или двигательных актов, имеющих реактивную природу, например мигание или чихание – вызваны стимулом.
Бернштейн размещает все имеющиеся у животного и человека движения вдоль воображаемой оси. На 1 полюсе - безусловные рефлексы, например чихательный, а также сформированные при жизни условные рефлексы, например выделение слюны у собаки на звонок. Они запускаются стимулом и определяются его содержанием.
На 2-ом полюсе - движения и акты, для которых инициатива запуска и содержание, т. е. программа, задаются изнутри организма - произвольные акты.
Между ними есть промежуточное звено, которое составляют движения, включаемые внешним стимулом, но не так жестко, как рефлексы, связанные с ними по содержанию. Эти ответные на стимул движения имеют различные варианты проявления. Например, в ответ на удар вы отвечаете ударом или «подставляете другую щеку». В этих двигательных актах стимул приводит не к движению, а скорее к принятию решения, т. е. исполняет роль пускового механизма — инициирует движение.
Т.о существуют как реактивные движения, так и активные. Но, расположив все движения по воображаемой оси - ось активности. В этом случае безусловнорефлекторные реакции могут рассматриваться как акты с нулевой активностью, а произвольные двигательные акты - как активное движение.
Когда функционирует рефлекторное кольцо, блок сличения принимает сигнал сразу двух уровней: от внешней среды и от программы. Эти сигналы несимметричны. Сигналы программы намного опережают сигналы из внешней среды. Активные сигналы обеспечивают существенные параметры движения, а реактивные — несущественные, технические детали движения.
На человека действует много стимулов, реакция не всегда. Человек сам выбирает стимул ( пример с ручкой).
2. Общебиологический аспект принципа активности.
Нет ли на общебиологическом уровне свидетельств существования принципа активности? Бернштейн отвечает положительно.
Так, процессы развития организма из зародышевой клетки могут быть осмыслены как процессы реализации генетической программы.
То же происходит с регенерацией утраченных органов или тканей.
Внешние факторы оказывают влияние на эти процессы, но оно проявляется в отношении несущественных признаков.
3. Философский аспект проблемы активности.
По мнению Бернштейна, содержание процесса жизнедеятельности, — это не приспособление к среде, а реализация внутренних программ. В ходе реализации организм преодолевает различные препятствия. Приспособление тоже происходит, но это событие менее значимо.
Бернштейн: проявление активности имеет материальную природу, а развитие организма обусловлено материальным кодом. Он подтвердил принцип активности и теорию деятельности со стороны физиологии => истинности психологической теории деятельности.
На основании результатов исследований Бернштейна: психика - источник активности человеческой деятельности. Активность — это свойство, присущее каждому человеку и проявляющееся не только на физиологическом, но и на психическом и социальном уровнях.
- 1.Понятие о сознании.
- 2. Свойства сознания.
- 3. Этапы развития сознания.
- 4. Взаимосвязь развития мозга и сознания человека.
- Роль труда в формировании и развитии сознания человека.
- 6. Концепция Леонтьева о происхождении сознания человека.
- 7. Поведение как процесс приспособления к условиям внешней среды.
- Культурно-историческая концепция развития психики человека.
- 9. Фундаментальные положения концепции Выготского.
- Неосознаваемые психические процессы.
- Явления неосознаваемой установки.
- 12. Неосознаваемые сопровождения сознательных действий.
- 13. История развития теории бессознательного Фрейда.
- 14. Структура психики по Фрейду.
- 15. Надсознательные» процессы.
- 16.Характеристики надсознательного процесса:
- 17. Схема соотношения неосознаваемых процессов сознания.
- 18. Общее понятие о психомоторике.
- 19. Типы сенсомоторных процессов.
- 20. Виды реакций по сложности центрального момента реакции:
- 21. Механизм организации движений по Бернштейну.
- 22. Принцип сенсорных коррекций.
- 23. Факторы, влияющие на выполнение движения по Бернштейну:
- 24. Схема рефлекторного кольца по Бернштейну.
- 25. Уровни построения движений по Бернштейну.
- 26. Выводы психомоторной теории Бернштейна.
- 27. Процесс формирования двигательного навыка.
- 28. Принципы активности по Бернштейну.
- 29. Понятие деятельности.
- 30. Теория деятельности.
- 31. Понятие о действиях.
- 32. Принципы психологической теории деятельности.
- 33. Понятие об операциях.
- 34. Понятие о психофизиологических функциях.
- 35. Внутренняя деятельность.
- 36. Деятельностный подход в психологии.
- 37. Виды человеческой деятельности.
- 38. Общая характеристика эмоций.
- 39. Виды эмоций:
- 40. Характеристики эмоций:
- 41. Развитие эмоций и их значение в жизни человека.
- 42. Функции эмоций.
- 43. Эмоциональные проявления.
- 44. Понятие о чувствах.
- 45. Виды чувств по предметной сфере:
- 46. Понятие о настроении.
- 47. Понятие о стрессе.
- 48. Психологические теории эмоций.
- 49. Теория когнитивного диссонанса Фестингера.
- 49. Когнитивная теория эмоций Шехтера.
- 51. Информационная концепция эмоций Симонова.
- 52. Экспериментальная теория эмоций Павлова.
- 53. Понятие об адаптации человека.
- 54. Представление о функциональном состоянии организма.
- 55. Классификация психических состояний по Левитову.
- 56. Психофизиологическое состояние по Ильину.
- 57. Роль цнс в формировании функционального состояния.
- 448 • Часть III. Психические состояния и их регуляция
- 18.3. Общая характеристика состояний организма и психики
- Глава 18. Адаптация человека и функциональное состояние организма •'449
- 450 • Часть III. Психические состояния и их регуляция
- 452 • Часть III. Психические состояния и их регуляция
- Глава 18. Адаптация человека и функциональное состояние организма • 453