logo
всякие ответы по психологии

Культурно-историческая концепция развития психики человека.

Существуют различные точки зрения в отношении происхождения психики.

Идеалисты — психическое (душа) в своем происхождении не связано с телом (биологическим носителем души) и имеет божественное происхождение.

Дуалисты — у человека существуют два начала: психическое (идеальное) и биологическое (материальное). Эти два начала развиваются параллельно и в определенной мере взаимосвязаны друг с другом.

Материалисты — феномен психики обусловлен эволюцией живой природы, и его существование должно рассматриваться как свойство высокоразвитой материи.

Автор культурно-исторической концепции развития психики человекароссийский ученый Л.С. Выготский. Концепция появилась на фоне споров о том, с каких позиций подходить к изучению человека - «биологический»(предст. Павлов) и «идеальный»( представитель Гегель).

И.П. Павлов обнаружил, что законы ВНД одинаковы как для животных, так и для человека. =>мнение физиологов - физиология ВНД, наука о мозге в целом заменит собой психологию; предположение о том, что сознание, присущее человеку, должно встречаться и у животных.

Л.С. Выготский показал, что высшие психические функции человека, или сознание, имеют социальную природу: память, произвольное внимание, логическое мышление и др.

Составные части концепции:

1.«Человек и природа».

При переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение отношений субъекта со средой. На протяжении всего существования животного мира среда действовала на животное, видоизменяя его и заставляя приспосабливаться к себе. С появлением человека наблюдается противоположный процесс: человек действует на природу и видоизменяет ее (создание орудий труда, развитие материального производства).

2. Человек и его собственная психика».

Человек научился овладевать собственной психикой, у него появились высшие психические функции -способность человека заставить себя запомнить некоторый материал, обратить внимание на какой-либо предмет, организовать свою умственную деятельность, выражающиеся в формах произвольной деятельности.

Человек овладел своим поведением с помощью специальных психологических орудий - знаков. Знаки - искусственные средства, с помощью которых первобытный человек смог овладеть своим поведением, памятью и другими психическими процессами( например «узелок на память» или зарубка на дереве ). Столкнувшись с подобным знаком-символом, человек соединял его с необходимостью выполнить какую-то конкретную операцию.=>знаки - дополнительныt символs, содержательно связанные с трудовой операцией.

3. «Генетические аспекты».

«Откуда берутся средства-знаки?» Труд создал человека. В процессе совместного труда участники общались с помощью специальных знаков, определяющих, что надо делать каждому. Вероятно, первыми словами были слова-приказы, обращенные к участникам трудового процесса («сделай то», «возьми это», «отнеси туда» и т.д.) Человек, услышав определенное сочетание звуков, выполнял ту или иную трудовую операцию. Позднее, в процессе деятельности человек стал обращать команды на себя. Так из внешнекомандной функции слова родилась его организующая функция. Человек научился управлять своим поведением. Следовательно, возможность приказывать себе рождалась в процессе культурного развития человека. Функции человека приказывающего и человека, исполняющего эти приказы, были разделены и весь процесс, по выражению Л.С. Выготского был интерпсихологическим, т.е. межличностным. Затем отношения превратились в отношения с самим собой, т.е. в иптрапсихологические. Процесс превращения интерпснхологических отношений в ннтрапсихологические Выготский назвал интериоризацией. В ходе интериоризации происходит превращение внешних средств-знаков (зарубки, узелки и др.) во внутренние (образы, элементы внутренней речи и др.).

В онтогенезе, по мнению Выготского, наблюдается то же самое:

- взрослый действует словом на ребенка, побуждая его что-то сделать ребенок перенимает способ общения и начинает словом воздействовать на взрослого ребенок воздействует словом на самого себя.