logo
всякие ответы по психологии

48. Психологические теории эмоций.

Стремление найти первопричину эмоциональных состояний обусловливало появление различных точек зрения, которые находили отражение в соответствующих теориях.

В ХУШ-Х1Х вв. нет единой точки зрения. Самой распространенной была интеллектуалистическая позиция, которая строилась на утверждении о том, что органические проявления эмоций — это следствие психических явлений.

И. Ф. Гербарт: фундаментальным психологическим фактом является представление, а испытываемые нами чувства соответствуют связи, которая устанавливается между различными представлениями, и могут рассматриваться как реакция на конфликт между представлениями. Так, образ умершего знакомого, сравниваемый с образом этого знакомого как еще живого, порождает печаль. Это аффективное состояние непроизвольно, почти рефлекторно вызывает слезы и органические изменения, характеризующие скорбь.

В. Вундт: эмоции — это изменения, характеризующиеся непосредственным влиянием чувств на течение представлений и влиянием последних на чувства, а органические процессы являются следствием эмоций.

Т.о. первоначально в исследовании эмоций утвердилось мнение о субъективной, т. е. психической, природе эмоций. Согласно этой т. з. психические процессы вызывают определенные органические изменения.

В 1872 г . Ч. Дарвин опубликовал книгу «Выражение эмоций у человека и животных», которая изменила понимание связи биологических и психологических явлений, и в отношении эмоций. Дарвин доказывал: эволюционный принцип применим не только к биологическому, но и к психическому и поведенческому развитию животных. Так, по его мнению, между поведением животного и человека много общего. Свою позицию обосновывал исходя из наблюдений за внешним выражением разных эмоциональных состояний у животных и людей. Обнаружил большое сходство в экспрессивно-телесных движениях у антропоидов и слепорожденных детей. Эти наблюдения легли в основу эволюционной теории. Согласно этой теории, эмоции появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его существования. Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния (например, движения), по Дарвину, есть не что иное, как рудименты реальных приспособительных реакций организма, целесообразных на предыдущей стадии эволюции. Так, если руки становятся влажными при страхе, то это значит, что некогда у наших обезьяноподобных предков эта реакция при опасности облегчала схватывание за ветви деревьев.

Э. Клапаред:

«Эмоции при затруднении адаптации. Если человек может убежать, он не испытывает эмоции страха». Но эта точка зрения уже не соответствовала накопленному к тому времени экспериментальному и теоретическому материалу.

Современная история эмоций(1884 г ) со статьи У. Джемса «Что такое эмоция?». Джемс и независимо от него Г. Ланге сформулировали теорию: возникновение эмоций обусловлено вызываемыми внешними воздействиями изменениями как в произвольной двигательной сфере, так и в сфере непроизвольных актов, например деятельности сердечно-сосудистой системы. Ощущения, связанные с этими изменениями, и есть эмоциональные переживания.

По Джемсу: «мы печальны потому, что плачем; боимся потому, что дрожим; радуемся потому, что смеемся».

Органические изменения по теории Джемса—Ланге - первопричины эмоций. Отражаясь в психике человека через систему обратных связей, они порождают эмоциональное переживание соответствующей модальности. Сначала под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения в организме, затем, как их следствие, возникает эмоция. Т. о. периферические органические изменения стали их первопричиной. Появление данной теории привело к упрощению понимания механизмов произвольной регуляции. Например, считалось, что нежелательные эмоции, такие как горе или гнев, можно подавить, если намеренно совершать действия, в результате которых обычно появляются положительные эмоции.

У. Кэннон обнаружил, что:

П. Бард:телесные изменения, и эмоциональные переживания, связанные с ними, возникают почти одновременно, а из всех структур головного мозга с эмоциями более всего функционально связан гипоталамус и центральные части лимбической системы.

X. Дельгадо( в экспериментах на животных): с помощью электрических воздействий можно управлять эмоциональными состояниями - гнев и страх.

Психоорганическая теория эмоций (концепции Джемса—Ланге и Кэннона—Барда) развивалась под влиянием электрофизиологических исследований мозга. В результате возникла активационная теорияЛиндсея—Хебба: эмоциональные состояния определяются влиянием ретикулярной формации нижней части ствола головного мозга, поскольку эта структура отвечает за уровень активности организма. А эмоциональные проявления - изменение уровня активности нервной системы в ответ на какой-либо раздражитель.=>ретикулярная формация определяет динамические параметры эмоциональных состояний: их силу, продолжительность, изменчивость и ряд других. Эмоции возникают вследствие нарушения или восстановления равновесия в соответствующих структурах ЦНС в результате раздражителя.

Теории о влиянии эмоций на психику и поведение человека: эмоции регулируют деятельность человека, обнаруживая вполне определенное влияние на нее в зависимости от характера и интенсивности эмоционального переживания.

Д. О. Хебб экспериментальным путем получил кривую, выражающую зависимость между уровнем эмоционального возбуждения человека и успешностью его практической деятельности. Установил, что зависимость между эмоциональным возбуждением и эффективностью деятельности человека графически выражается в виде кривой нормального распределения. Так, для достижения наивысшего результата в деятельности нежелательны как слишком слабое, так и слишком сильное эмоциональное возбуждение. Наиболее эффективна деятельность при среднем эмоциональном возбуждении. Для каждого конкретного человека характерен определенный оптимальный интервал силы эмоциональной возбудимости, обеспечивающий максимум эффективности в работе. Оптимальный уровень эмоционального возбуждения зависит от:

- от особенностей выполняемой деятельности и условий, в которых она протекает,

- от индивидуальных особенностей человека, который ее выполняет,

- и от другого.