45. Виды чувств по предметной сфере:
Нравственные, или моральные - чувства, переживаемые при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными обществом.
Проявление предполагает, что человеком усвоены нравственные нормы и правила поведения в обществе. Складываются и изменяются в процессе исторического развития общества в зависимости от его традиций, обычаев, религии, господствующей идеологии и т. д. Действия и поступки людей, соответствующие взглядам на нравственность в данном обществе, считаются моральными, нравственными; поступки, не соответствующие этим взглядам - аморальны, безнравственны. К нравственным чувствам относят:
чувство долга,
гуманность,
доброжелательность,
любовь,
дружбу,
патриотизм,
сочувствие и т. д.
К аморальным:
жадность,
эгоизм,
жестокость и т. д.
В различных обществах чувства имеют различия в содержательном наполнении.
Морально-политические чувства. Проявляются в эмоциональных отношениях к различным общественным учреждениям и организациям, к государству в целом. Особенность - их действенный характер - они могут выступать как побудительные силы героических дел и поступков. Поэтому задача государства – формирование патриотизма.
Интеллектуальные чувства - переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека. Порождает интеллектуальные чувства проблемная ситуация. Успешность или неуспешность, легкость или трудность умственной деятельности вызывают в человеке гамму переживаний. Интеллектуальные чувства:
сопровождают познавательную деятельность человека,
стимулируют, усиливают ее,
влияют на скорость и продуктивность мышления,
на содержательность и точность полученных знаний.
Существование удивления, любопытства, любознательности, чувства радости по поводу сделанного открытия, чувства сомнения в правильности решения, чувства уверенности в правильности доказательства —свидетельство взаимосвязи интеллектуальных и эмоциональных процессов. Чувства - регулятор умственной деятельности.
Эстетические чувства - эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, в жизни людей и в искусстве. Наблюдая окружающие предметы и явления действительности, человек испытывает чувство восхищения их красотой. Глубокие переживания человек испытывает при восприятии:
произведений художественной литературы,
музыкального,
изобразительного,
драматического и других видов искусства.
В них специфически переплетаются и моральные, и интеллектуальные чувства. Эстетическое отношение проявляется через разные чувства — восторг, радость, презрение, отвращение, тоску, страдание и др.
Деление чувств условно. Чувства, испытываемые человеком сложны и многогранны, их трудно отнести к одной категории.
Высшее проявление чувств - страсть — сложное, качественно своеобразное и эмоциональное состояние, присуще только человеку. Страсть - сплав эмоций, мотивов, чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета.
С. Л. Рубинштейн: «страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель... Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели».
- 1.Понятие о сознании.
- 2. Свойства сознания.
- 3. Этапы развития сознания.
- 4. Взаимосвязь развития мозга и сознания человека.
- Роль труда в формировании и развитии сознания человека.
- 6. Концепция Леонтьева о происхождении сознания человека.
- 7. Поведение как процесс приспособления к условиям внешней среды.
- Культурно-историческая концепция развития психики человека.
- 9. Фундаментальные положения концепции Выготского.
- Неосознаваемые психические процессы.
- Явления неосознаваемой установки.
- 12. Неосознаваемые сопровождения сознательных действий.
- 13. История развития теории бессознательного Фрейда.
- 14. Структура психики по Фрейду.
- 15. Надсознательные» процессы.
- 16.Характеристики надсознательного процесса:
- 17. Схема соотношения неосознаваемых процессов сознания.
- 18. Общее понятие о психомоторике.
- 19. Типы сенсомоторных процессов.
- 20. Виды реакций по сложности центрального момента реакции:
- 21. Механизм организации движений по Бернштейну.
- 22. Принцип сенсорных коррекций.
- 23. Факторы, влияющие на выполнение движения по Бернштейну:
- 24. Схема рефлекторного кольца по Бернштейну.
- 25. Уровни построения движений по Бернштейну.
- 26. Выводы психомоторной теории Бернштейна.
- 27. Процесс формирования двигательного навыка.
- 28. Принципы активности по Бернштейну.
- 29. Понятие деятельности.
- 30. Теория деятельности.
- 31. Понятие о действиях.
- 32. Принципы психологической теории деятельности.
- 33. Понятие об операциях.
- 34. Понятие о психофизиологических функциях.
- 35. Внутренняя деятельность.
- 36. Деятельностный подход в психологии.
- 37. Виды человеческой деятельности.
- 38. Общая характеристика эмоций.
- 39. Виды эмоций:
- 40. Характеристики эмоций:
- 41. Развитие эмоций и их значение в жизни человека.
- 42. Функции эмоций.
- 43. Эмоциональные проявления.
- 44. Понятие о чувствах.
- 45. Виды чувств по предметной сфере:
- 46. Понятие о настроении.
- 47. Понятие о стрессе.
- 48. Психологические теории эмоций.
- 49. Теория когнитивного диссонанса Фестингера.
- 49. Когнитивная теория эмоций Шехтера.
- 51. Информационная концепция эмоций Симонова.
- 52. Экспериментальная теория эмоций Павлова.
- 53. Понятие об адаптации человека.
- 54. Представление о функциональном состоянии организма.
- 55. Классификация психических состояний по Левитову.
- 56. Психофизиологическое состояние по Ильину.
- 57. Роль цнс в формировании функционального состояния.
- 448 • Часть III. Психические состояния и их регуляция
- 18.3. Общая характеристика состояний организма и психики
- Глава 18. Адаптация человека и функциональное состояние организма •'449
- 450 • Часть III. Психические состояния и их регуляция
- 452 • Часть III. Психические состояния и их регуляция
- Глава 18. Адаптация человека и функциональное состояние организма • 453