logo
всякие ответы по психологии

20. Виды реакций по сложности центрального момента реакции:

1. Простая сенсомоторная реакция —более быстрый ответ заранее известным простым одиночным движением на внезапно появившийся и, как правило, заранее известный сигнал. Параметр — время.Латентное время реакции - от момента появления раздражителя, к которому привлечено внимание, до начала ответного движения. Время реализации двигательного действия.

2. В сложных реакциях формирование ответного действия связано с выбором нужного ответа из ряда возможных. Так, если необходимо из кнопок на пульте выбрать только одну, которую следует нажать в ответ на определенный сигнал, то центральный момент реакции усложняется за счет выбора кнопки и узнавания сигнала. Поэтому такую сложную реакцию принято называть реакцией выбора.

Наиболее сложный вариант сенсомоторной реакции - сенсомоторная координация, при которой динамичным является не только сенсорное поле (например, при реакции на движущийся объект), но и реализация двигательного акта. С данным типом реакции мы сталкиваемся тогда, когда вынуждены не только наблюдать за изменениями сенсорного поля, но и реагировать на них значительным количеством сложных и разнонаправленных движений. Например, при игре в компьютерную игру.

Особые виды психомоторных процессов:

1.Сенсоречевые реакции –восприятие связано с речевым ответом на воспринятое,имеют те же три момента: сенсорный, центральный и моторный. Но центральный момент усложнен и протекает во второй сигнальной системе, а моторный проявляется как двигательный компонент речи.

2. Идеомоторные реакции - связывающие представления о движении с его выполнением. Суть: в формировании автоматизмов и навыков в ходе овладения профессиональной деятельностью. Любая деятельность связана с приобретением двигательных навыков, для успешного выполнения профессиональных обязанностей.

Идеомоторным процессом - превращение представления о движении в навык с последующим успешным выполнением этого движения.

Результаты психомоторики широко использовались в спорте, военном деле, профессиональном обучении и т. д. Однако в процессе развития психологии стало ясно, что движение как компонент деятельности имеет гораздо более сложную организацию, чем сенсомоторный процесс. Главный недостаток психомоторики - двигательный акт рассматривался в качестве ответной реакции на сенсорный сигнал. Действие, как мы знаем, всегда осознанно, т. е. находится в поле нашего сознания, контролируется им. Мы, за исключением редких случаев, осознаем то, что делаем. Учитывая, что сознание всегда активно, можно предположить, что сознательное движение и деятельность в целом активны, а не реактивны, как это трактуется в рамках психомоторики. Источником человеческой активности и деятельности являются психика человека, его потребности и мотивы.

сенсомоторные процессы присутствуют в деятельности человека, но не объясняют все механизмы сознательных движений. В их трактовке отсутствует самый главный компонент психики человека — его сознание. Сенсомоторные реакции — это частный вариант автоматизмов и не более. Это стало ясно в ходе развития психологии. Нашли более точное описание физиологических и психических механизмов движений, что позволяет сегодня говорить не о психомоторике, а о психологии построения движений.