41. Развитие эмоций и их значение в жизни человека.
Эмоции проходят путь развития — от внешних социально детерминированных форм к внутренним психическим процессам. На базе врожденных реакций у ребенка развивается восприятие эмоционального состояния окружающих его людей. Со временем, под влиянием усложняющихся социальных контактов, формируются эмоциональные процессы.
Наиболее ранние эмоциональные проявления у детей связаны с органическими потребностями ребенка:
удовольствия
неудовольствия
при удовлетворении или неудовлетворении потребности в еде, сне и т. п.
Наряду с этим рано проявляются:
чувства,
страх
гнев.
Вначале они носят бессознательный характер.
Например, если взять на руки новорожденного ребенка и, подняв его вверх, затем быстро опустить вниз, то что ребенок весь сожмется, хотя он никогда еще не падал.
Бессознательный характер носят и первые проявления гнева, связанного с неудовольствием при неудовлетворении их потребностей.
Например, у 2-ухмесячного месячного ребенка, было отмечено проявление страха при взгляде на лицо отца, намеренно искаженное гримасой. У ребенка наблюдались гневные морщинки на лбу, когда его начинали дразнить.
Рано появляются:
сочувствие
сострадание.
Так, на двадцать седьмом месяце жизни ребенок плакал, когда ему показывали изображение плачущего человека, а один трехлетний мальчик бросался на каждого, кто бил его собаку, заявляя: «Как вы не понимаете, что ей больно».
Положительные эмоции у ребенка развиваются постепенно через игру и исследовательское поведение.
Исследования К. Бюлера показали, что момент переживания удовольствия в детских играх по мере роста и развития ребенка сдвигается:
возникает удовольствие в момент получения желаемого результата. Эмоции удовольствия принадлежит поощряющая роль.
Функциональная ступень - радость уже не только результат, но и сам процесс деятельности. Удовольствие связано не с окончанием процесса, а с его содержанием.
Третья ступень, у детей постарше - предвосхищение удовольствия. Эмоция возникает в начале игровой деятельности, и ни результат действия, ни само выполнение не являются центральными в переживании ребенка.
Аффективный характер чувств в раннем возрасте.
Эмоциональные состояния возникают внезапно,
протекают бурно,
быстро исчезают.
Контроль возникает в старшем дошкольном возрасте, когда появляются более сложные формы эмоциональной жизни под влиянием более усложняющихся взаимоотношений с окружающими людьми.
Развитие отрицательных эмоций обусловлено неустойчивостью эмоциональной сферы детей и тесно связано с фрустрацией.
Фрустрация — это эмоциональная реакция на помеху при достижении осознанной цели. Она может быть разрешена по-разному в зависимости от того, преодолено ли препятствие, сделан ли его обход или найдена замещающая цель. Привычные способы разрешения фрустрируюшей ситуации определяют возникающие при этом эмоции.
Часто повторяющееся состояние фрустрации и стереотипные формы ее преодоления у одних закрепляют:
вялость,
безразличие,
безынициативность,
у других:
агрессивность,
завистливость
озлобленность.
*Для избежания подобных эффектов нежелательно при воспитании ребенка слишком часто добиваться выполнения своих требований прямым нажимом. *
Настаивая на немедленном выполнении требований, взрослые не предоставляют ребенку возможности самому достигнуть поставленной перед ним цели и создают фрустрирующие условия, которые способствуют закреплению упрямства и агрессивности у одних и безынициативности — у других. Целесообразнее использование возрастной особенности детей, которая заключается в неустойчивости внимания. Надо отвлечь ребенка от возникшей проблемной ситуации, и он сам выполнит поставленные перед ним задачи.
Большое значение в формировании агрессивности, играет наказание ребенка, особенно мера наказания. Дети, которых дома строго наказывали, проявляли во время игры с куклами большую агрессивность, чем дети, которых наказывали не слишком строго. Полное отсутствие наказаний неблагоприятно влияет на развитие детского характера. Дети, которых за агрессивные поступки по отношению к куклам наказывали, были менее агрессивны и вне игры, чем те, которых совсем не наказывали.
Зачатки нравственного сознания впервые появляются у ребенка под влиянием одобрения, похвалы, а также порицания, когда ребенок слышит со стороны взрослых, что одно — можно, нужно и должно, а другое — нельзя, невозможно, нехорошо. Нопервые представления детей о том, что «хорошо» и что «плохо» - связаны с личными интересами самого ребенка и других людей. Принцип общественной полезности того или иного поступка, осознание его морального смысла определяют поведение ребенка несколько позднее.
Так, если спросить 4-5-летних детей: «Почему не следует драться с товарищами?» или «Почему не следует без спроса брать чужие вещи?», — ответы чаще всего учитывают неприятные последствия, вытекающие или для них лично, или для других людей. Например: «Драться нельзя, а то попадешь прямо в глаз» или «Брать чужое нельзя, а то в милицию поведут». К концу дошкольного периода ответы: «Драться с товарищами нельзя, потому что стыдно обижать их», т. е. у детей все больше возникает осознание моральных принципов поведения.
К началу школьного обучения - контроль за своим поведением. В связи с развитием нравственных чувств, например дети переживают стыд, когда взрослые порицают их за проступки.
У детей рано обнаруживаются зачатки сложного чувства — эстетического. Первое проявление – удовольствие при слушании музыки. В конце 1-го года могут нравиться определенные вещи (игрушки, личные вещи). Понимание красивого носит своеобразный характер. Детей пленяет яркость красок. Например, из четырех предъявленных в старшей группе детского сада изображений лошади: а) в виде схематического наброска штрихами, б) в виде зачерненного силуэта, в) в виде реалистического рисунка и, наконец, г) в виде лошадки ярко-красного цвета с зелеными копытами и гривой — детям понравилось последнее изображение.
Источники развития эстетических чувств:
занятия рисованием,
пением,
музыкой,
посещение картинных галерей,
театров,
концертов,
кино.
Дошкольники не могут оценить художественные произведения. Например, в живописи они обращают внимание на содержание картины и меньше на художественное выполнение. В музыке - любят громкий звук с быстрым темпом и ритм, чем гармонию мелодии. Понимание красоты искусства - в старших классах.
С приходом в школу чувства ребенка изменяются с качественной стороны. Умение владеть своим поведением, сдерживать себя более устойчивые и спокойные эмоции. Ребенок младшего школьного возраста не выказывает так непосредственно своего гнева, как ребенок-дошкольник. Чувства детей-школьников не имеют аффективного характера, который показателен для детей раннего возраста.
Новые источники чувств:
знакомство с отдельными научными дисциплинами,
занятия в школьных кружках,
участие в ученических организациях,
самостоятельное чтение книг.
=>способствует формированию интеллектуальных чувств.
При удачном стечении обстоятельств ребенка больше привлекает познавательная деятельность, которая сопровождается позитивными эмоциями и чувством удовлетворения от познания нового.
В школьном возрасте меняются жизненные идеалы. Так, если дети дошкольного возраста, находясь главным образом в кругу семьи, в качестве идеала выбирают кого-либо из родных, то с переходом в школу - идеалом выступают другие люди (учителя, литературные герои или исторические личности).
Условия формирования положительных эмоций, чувств:
забота со стороны взрослых. Ребенок, которому не хватает любви и ласки, вырастает холодным и неотзывчивым.
Ответственность ребенка за другого, забота о младших братьях и сестрах, о домашних животных - для возникновения эмоциональной чуткости.
чувства детей не должны ограниваться только пределами субъективных переживаний, а должны реализовыватся в конкретных поступках, в действиях и деятельности. Иначе можно воспитать сентиментальных людей, способных лишь на словесное излияние, но не способных на неуклонное претворение своего чувства в жизнь.
Эмоций связаны с особенностями жизнедеятельности организма. Под влиянием эмоций изменяется деятельность органов кровообращения, дыхания, пищеварения, желез внутренней и внешней секреции и др. Излишняя интенсивность и длительность переживаний вызывает нарушения в организме. М. И. Аствацатуровписал, что сердце чаще поражается страхом, печень — гневом, желудок — апатией и подавленным состоянием. Возникновение этих процессов имеет в своей основе изменения, происходящие во внешнем мире но затрагивает деятельность всего организма. Например, при эмоциональных переживаниях изменяется кровообращение: учащается или замедляется сердцебиение, изменяется тонус кровеносных сосудов, повышается или понижается кровяное давление и т. д. В результате при одних эмоциональных переживаниях чело век краснеет, при других — бледнеет. Сердце чутко реагирует на изменения эмоциональной жизни, в народе сердце - вместилище души, орган чувств, хотя изменения происходят и в дыхательной, и в пищеварительной, и в секреторной системах.
- 1.Понятие о сознании.
- 2. Свойства сознания.
- 3. Этапы развития сознания.
- 4. Взаимосвязь развития мозга и сознания человека.
- Роль труда в формировании и развитии сознания человека.
- 6. Концепция Леонтьева о происхождении сознания человека.
- 7. Поведение как процесс приспособления к условиям внешней среды.
- Культурно-историческая концепция развития психики человека.
- 9. Фундаментальные положения концепции Выготского.
- Неосознаваемые психические процессы.
- Явления неосознаваемой установки.
- 12. Неосознаваемые сопровождения сознательных действий.
- 13. История развития теории бессознательного Фрейда.
- 14. Структура психики по Фрейду.
- 15. Надсознательные» процессы.
- 16.Характеристики надсознательного процесса:
- 17. Схема соотношения неосознаваемых процессов сознания.
- 18. Общее понятие о психомоторике.
- 19. Типы сенсомоторных процессов.
- 20. Виды реакций по сложности центрального момента реакции:
- 21. Механизм организации движений по Бернштейну.
- 22. Принцип сенсорных коррекций.
- 23. Факторы, влияющие на выполнение движения по Бернштейну:
- 24. Схема рефлекторного кольца по Бернштейну.
- 25. Уровни построения движений по Бернштейну.
- 26. Выводы психомоторной теории Бернштейна.
- 27. Процесс формирования двигательного навыка.
- 28. Принципы активности по Бернштейну.
- 29. Понятие деятельности.
- 30. Теория деятельности.
- 31. Понятие о действиях.
- 32. Принципы психологической теории деятельности.
- 33. Понятие об операциях.
- 34. Понятие о психофизиологических функциях.
- 35. Внутренняя деятельность.
- 36. Деятельностный подход в психологии.
- 37. Виды человеческой деятельности.
- 38. Общая характеристика эмоций.
- 39. Виды эмоций:
- 40. Характеристики эмоций:
- 41. Развитие эмоций и их значение в жизни человека.
- 42. Функции эмоций.
- 43. Эмоциональные проявления.
- 44. Понятие о чувствах.
- 45. Виды чувств по предметной сфере:
- 46. Понятие о настроении.
- 47. Понятие о стрессе.
- 48. Психологические теории эмоций.
- 49. Теория когнитивного диссонанса Фестингера.
- 49. Когнитивная теория эмоций Шехтера.
- 51. Информационная концепция эмоций Симонова.
- 52. Экспериментальная теория эмоций Павлова.
- 53. Понятие об адаптации человека.
- 54. Представление о функциональном состоянии организма.
- 55. Классификация психических состояний по Левитову.
- 56. Психофизиологическое состояние по Ильину.
- 57. Роль цнс в формировании функционального состояния.
- 448 • Часть III. Психические состояния и их регуляция
- 18.3. Общая характеристика состояний организма и психики
- Глава 18. Адаптация человека и функциональное состояние организма •'449
- 450 • Часть III. Психические состояния и их регуляция
- 452 • Часть III. Психические состояния и их регуляция
- Глава 18. Адаптация человека и функциональное состояние организма • 453