27. Процесс формирования двигательного навыка.
Разработка схемы рефлекторного кольца и уровневого построения движений позволили Бернштейну по-новому рассмотреть механизмы формирования навыка.
Процесс формирования навыка описан Бернштейном очень подробно. Рассматривая этот процесс, он выделяет большое количество частных фаз, которые объединяются в более крупные периоды:
Происходит первоначальное знакомство с движением и первоначальное овладение им. Все начинается с выявления двигательного состава движения, т. е.:
- с того, как надо его делать,
- какие элементы движения,
- в какой последовательности,
- в каком сочетании надо выполнять.
Ознакомление с двигательным составом действия происходит путем рассказа, показа или разъяснения, т. е. в этот период идет ознакомление с тем, как движение выглядит внешне, или снаружи.
Наиболее трудоемкая фаза первого периода — фаза прояснения внутренней картины движения. Человек учится перешифровыватъ афферентные сигналы в команды. Следуя схеме рефлекторного кольца, наиболее «горячие» блоки:
«программа», где происходит прояснение внешнего двигательного состава;
«задающий прибор», где формируется внутренняя картина движения;
блок перешифровки, обеспечивающий отработку правильных коррекций.
Последний важен, т.к. состоит из первоначального распределения коррекций по нижележащим уровням, т. е. построение движения опирается на цепь колец, которая формируется в процессе отработки правильных коррекций. Первоначально освоение движения происходит под контролем сознания, т. е. все процессы, составляющие рефлекторное кольцо высшего уровня, находятся в поле сознания –> в ходе многократного повторения проясняются и осваиваются сигналы обратной связи на нижележащих уровнях. Как правило, они дают более точные и недоступные более высокому уровню сведения о различных сторонах движения. (например, на уровне А имеется информация о тонусе мышц и равновесии тела, на уровне В — о положении частей тела и т. д.)
Период автоматизации движений.
полная передача отдельных компонентов движения или всего движения целиком в ведение фоновых уровней.
ведущий уровень полностью или частично освобождается от заботы об этом движении.
увязка деятельности всех низовых уровней, в процессе которой происходит отладка сложных иерархических систем многих колец,
«рекрутирование» готовых двигательных блоков - низовые уровни организма, имеющие опыт построения движений, имеют готовые двигательные блоки(функциональные системы), которые были сформированы ранее по другим поводам. Поэтому если при освоении нового движения организм установит необходимость вопределенного типа перешифровках (уже имеющихся у него), то он ищет и находит их в своем «словаре». Бернштейн назвал этот словарь «фонотекой». «Фоно» понималось в значении не звука, а именно фона, на котором разворачиваются двигательные процессы. Каждый организм имеет свою «фонотеку», т. е. набор фонов, от объема которого зависят его двигательные возможности и даже способности.
*Необходимый блок может быть извлечен из движения, совершенно не похожего на осваиваемое. (Например, при обучении езде на двухколесном велосипеде очень полезен бег на коньках, потому что в обоих типах движения имеются одинаковые внутренние элементы ).*
Окончательная шлифовка навыка за счет стабилизации и стандартизации.
Стабилизация - достижение уровня исполнения движения, при котором оно приобретает высокую прочность и помехоустойчивость, т. е. не разрушается ни при каких обстоятельствах.
Стандартизация - приобретение навыков стереотипности. При многократном повторении движения получается серия абсолютно одинаковых копий, напоминающих, по выражению Бернштейна, «гвардейцев в строю».
Стереотипность обеспечивается механизмом использования реактивных и инерционных сил. Когда движение осуществляется в быстром темпе, возникают реактивные и инерционные силы. Их влияние двоякое: мешают движению или, если организм научится эффективно их использовать, способствуют движению. =>устойчивость достигается и за счет нахождения динамически устойчивой траектории.
Динамически устойчивая траектория — это особая, уникальная линия, при движении по которой развиваются механические силы, способствующие продолжению движения в выбранном направлении, благодаря чему движение приобретает легкость, непринужденность и стереотипность. Формирование динамически устойчивой траектории завершает формирование навыка.
- 1.Понятие о сознании.
- 2. Свойства сознания.
- 3. Этапы развития сознания.
- 4. Взаимосвязь развития мозга и сознания человека.
- Роль труда в формировании и развитии сознания человека.
- 6. Концепция Леонтьева о происхождении сознания человека.
- 7. Поведение как процесс приспособления к условиям внешней среды.
- Культурно-историческая концепция развития психики человека.
- 9. Фундаментальные положения концепции Выготского.
- Неосознаваемые психические процессы.
- Явления неосознаваемой установки.
- 12. Неосознаваемые сопровождения сознательных действий.
- 13. История развития теории бессознательного Фрейда.
- 14. Структура психики по Фрейду.
- 15. Надсознательные» процессы.
- 16.Характеристики надсознательного процесса:
- 17. Схема соотношения неосознаваемых процессов сознания.
- 18. Общее понятие о психомоторике.
- 19. Типы сенсомоторных процессов.
- 20. Виды реакций по сложности центрального момента реакции:
- 21. Механизм организации движений по Бернштейну.
- 22. Принцип сенсорных коррекций.
- 23. Факторы, влияющие на выполнение движения по Бернштейну:
- 24. Схема рефлекторного кольца по Бернштейну.
- 25. Уровни построения движений по Бернштейну.
- 26. Выводы психомоторной теории Бернштейна.
- 27. Процесс формирования двигательного навыка.
- 28. Принципы активности по Бернштейну.
- 29. Понятие деятельности.
- 30. Теория деятельности.
- 31. Понятие о действиях.
- 32. Принципы психологической теории деятельности.
- 33. Понятие об операциях.
- 34. Понятие о психофизиологических функциях.
- 35. Внутренняя деятельность.
- 36. Деятельностный подход в психологии.
- 37. Виды человеческой деятельности.
- 38. Общая характеристика эмоций.
- 39. Виды эмоций:
- 40. Характеристики эмоций:
- 41. Развитие эмоций и их значение в жизни человека.
- 42. Функции эмоций.
- 43. Эмоциональные проявления.
- 44. Понятие о чувствах.
- 45. Виды чувств по предметной сфере:
- 46. Понятие о настроении.
- 47. Понятие о стрессе.
- 48. Психологические теории эмоций.
- 49. Теория когнитивного диссонанса Фестингера.
- 49. Когнитивная теория эмоций Шехтера.
- 51. Информационная концепция эмоций Симонова.
- 52. Экспериментальная теория эмоций Павлова.
- 53. Понятие об адаптации человека.
- 54. Представление о функциональном состоянии организма.
- 55. Классификация психических состояний по Левитову.
- 56. Психофизиологическое состояние по Ильину.
- 57. Роль цнс в формировании функционального состояния.
- 448 • Часть III. Психические состояния и их регуляция
- 18.3. Общая характеристика состояний организма и психики
- Глава 18. Адаптация человека и функциональное состояние организма •'449
- 450 • Часть III. Психические состояния и их регуляция
- 452 • Часть III. Психические состояния и их регуляция
- Глава 18. Адаптация человека и функциональное состояние организма • 453