Неосознаваемые психические процессы.
1.неосознаваемые механизмы сознательных действий,
2.неосознаваемые побудители сознательных действий,
3.«надсознательные» процессы.
Неосознаваемые автоматизмы- действия или акты, которые совершаются без участия сознания, как бы «сами собой» - «механическая работа», работе, «при которой голова остается свободной». Состояние «свободной головы» — отсутствие сознательного контроля.
Процессы неосознаваемых автоматизмов, имеют двоякую природу:
-одни процессы никогда не осознавались - групп первичных автоматизмов - автоматические действия - врожденными или сформированые в первый год жизни ребенка ( сосательные движения, мигание и конвергенция глаз, схватывание предметов, ходьба и многое другое).
-другие сначала были осознаваемыми, но затем перестали фиксироваться в сознании – автоматизированные действия, или навыками. Это действия, которые вначале были осознаваемыми, т. е. осуществлялись при участии сознания, но в результате многократного повторения и совершенствования их выполнение перестало требовать участия сознания, они стали исполняться автоматически.
Процесс формирования навыков имеет фундаментальное значение для каждого индивида, т.к. он лежит в основе развития всех наших умений, знаний и способностей.Например, обучение игре на музыкальных инструментах.
В процессе освобождения действий от сознательного контроля человек знает, что он делает, — контроль за деятельностью остается. Поле сознания (область информации, которая осознается в определенный момент времени) не однородно. Можно выделить: фокус сознания, периферию, а также границу, за которой начинается область бессознательного. При выполнении сложныхдействий, требующих постоянного контроля, они находятся в фокусе сознания. Более отработанные или более простые действия - на периферии сознания, а наиболее освоенные или наиболее простые действия - за границей сознания, в области бессознательного. Т. о. контроль сознания за деятельностью человека в целом сохраняется.
Соотношение компонентов деятельности и сознания не стабильно, т.к. действия, находящиеся в фокусе сознания, меняются. При достижении уровня навыков - действия оттесняются на периферию, а затем в область бессознательного. Когда человек начинает совершать много ошибок (при усталости или плохом самочувствии), то вновь начинает контролировать простейшие действия.
Представленность действий в сознании - отличие навыков от автоматических действий, которые при любых обстоятельствах не осознаются.
Н. А. Бернштейн: выработка навыков — это процесс, идущий с двух противоположных сторон: со стороны сознания и со стороны организма.
Прежде чем совершить какое-либо действие, его исполнение должно быть отработано на уровне сознания. Поэтому мы произвольно и сознательно вычленяем из сложных движений отдельные элементы и отрабатываем правильное их выполнение. Одновременно, уже без участия нашей воли и сознания, идет процесс автоматизации действия. Существуют автоматизмы в сферах деятельности, не связанных с движением тела ( чтение текста например, азбука Морза).
- 1.Понятие о сознании.
- 2. Свойства сознания.
- 3. Этапы развития сознания.
- 4. Взаимосвязь развития мозга и сознания человека.
- Роль труда в формировании и развитии сознания человека.
- 6. Концепция Леонтьева о происхождении сознания человека.
- 7. Поведение как процесс приспособления к условиям внешней среды.
- Культурно-историческая концепция развития психики человека.
- 9. Фундаментальные положения концепции Выготского.
- Неосознаваемые психические процессы.
- Явления неосознаваемой установки.
- 12. Неосознаваемые сопровождения сознательных действий.
- 13. История развития теории бессознательного Фрейда.
- 14. Структура психики по Фрейду.
- 15. Надсознательные» процессы.
- 16.Характеристики надсознательного процесса:
- 17. Схема соотношения неосознаваемых процессов сознания.
- 18. Общее понятие о психомоторике.
- 19. Типы сенсомоторных процессов.
- 20. Виды реакций по сложности центрального момента реакции:
- 21. Механизм организации движений по Бернштейну.
- 22. Принцип сенсорных коррекций.
- 23. Факторы, влияющие на выполнение движения по Бернштейну:
- 24. Схема рефлекторного кольца по Бернштейну.
- 25. Уровни построения движений по Бернштейну.
- 26. Выводы психомоторной теории Бернштейна.
- 27. Процесс формирования двигательного навыка.
- 28. Принципы активности по Бернштейну.
- 29. Понятие деятельности.
- 30. Теория деятельности.
- 31. Понятие о действиях.
- 32. Принципы психологической теории деятельности.
- 33. Понятие об операциях.
- 34. Понятие о психофизиологических функциях.
- 35. Внутренняя деятельность.
- 36. Деятельностный подход в психологии.
- 37. Виды человеческой деятельности.
- 38. Общая характеристика эмоций.
- 39. Виды эмоций:
- 40. Характеристики эмоций:
- 41. Развитие эмоций и их значение в жизни человека.
- 42. Функции эмоций.
- 43. Эмоциональные проявления.
- 44. Понятие о чувствах.
- 45. Виды чувств по предметной сфере:
- 46. Понятие о настроении.
- 47. Понятие о стрессе.
- 48. Психологические теории эмоций.
- 49. Теория когнитивного диссонанса Фестингера.
- 49. Когнитивная теория эмоций Шехтера.
- 51. Информационная концепция эмоций Симонова.
- 52. Экспериментальная теория эмоций Павлова.
- 53. Понятие об адаптации человека.
- 54. Представление о функциональном состоянии организма.
- 55. Классификация психических состояний по Левитову.
- 56. Психофизиологическое состояние по Ильину.
- 57. Роль цнс в формировании функционального состояния.
- 448 • Часть III. Психические состояния и их регуляция
- 18.3. Общая характеристика состояний организма и психики
- Глава 18. Адаптация человека и функциональное состояние организма •'449
- 450 • Часть III. Психические состояния и их регуляция
- 452 • Часть III. Психические состояния и их регуляция
- Глава 18. Адаптация человека и функциональное состояние организма • 453