logo search
BOKOVshpora_1

65. Психологическая судебная экспертиза в делах по спорам о праве на воспитание детей: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.

Психологическая компетентность нужна при решении дел, связанных с защитой интересов ребенка. Судебный спор по этой категории дел возникает в случаях предположения о нарушении прав ребенка на воспитание, неисполнения или ненадлежащего исполнения родителями своих обязанностей. При этом необходимо достоверное установление личностных качеств родителей, их подлинных взаимоотношений и отношения к ребенку. С 10-летнего возраста ребенка решающее значение придается его желанию, истинность которого также должна быть установлена в экспертном порядке. Конфликтная обстановка в семье порождает у ребенка негативные эмоциональные состояния – чувство подавленности, страха, замкнутости, ситуативной антипатии. Дети могут находиться в состоянии повышенной внушаемости, запуганности. Для выявления их подлинных отношений к каждому из родителей нужна специальная работа психолога.

Ряд оснований для лишения родительских прав (жестокое обращение, оказание вредного влияния) имеет психологическое содержание, и соответствующие обстоятельства подлежат судебно-психологическому экспертному исследованию. Утверждения относительно «отрицательного влияния на детей» могут стать доказательствами лишь на основе соответствующего исследования. Суд должен воздерживаться от социально-стереотипных суждений, не поддаваться внешним впечатлениям.

Судебные споры, возникающие из брачно-семейных отношений, относятся к таким гражданским делам, в которых с наибольшей очевидностью проявляется потребность в использовании специальных психологических знаний. Одна из главных причин этого — обилие социально-оценочных норм, где необходимыми компонентами содержания выступают психологические элементы. При рассмотрении гражданских дел, связанных с защитой прав и интересов несовершеннолетних детей, больше всего допускается ошибок. Связаны они чаще всего с неустановлением всех необходимых обстоятельств по делу, с неполнотой доказательственного материала. В соответствии с действующим законодательством к спорам о праве на воспитание детей можно отнести следующие категории дел:

• о воспитании детей после расторжения брака между родителями (ст. 24 СК РФ);

• о месте проживания детей при раздельном жительстве родителей как при расторжении

брака, так и независимо от решения данного вопроса (ст. 65 СК РФ);

• об участии отдельно проживающего родителя в воспитании детей, когда сами родители не пришли к соглашению по этому вопросу (ч. 2 п. 2 ст. 66 СК РФ);

• о возврате ребенка по требованию родителей от любых лиц, удерживающих ребенка не на основании закона или судебного решения (ст. 68 СК РФ);

• о лишении родительских прав (ст. 69 СК РФ);

• о восстановлении в родительских правах (ст. 72 СК РФ);

• об отобрании ребенка без лишения родительских прав родителей (ст. 73 СК РФ);

• об усыновлении ребенка (ст. 125 СК РФ);

• об отмене усыновления (ст. ст. 140, 141 СК РФ).

• об устранении препятствий со стороны родителей на общение с ребенком бабушки, дедушки, братьев, сестер и других родственников, если родители не подчиняются решению органа опеки и попечительства (ст. 67 п. 3 СК РФ). Вышеперечисленные категории дел объединяются общей целью: защитой прав и интересов несовершеннолетних детей в родительских правоотношениях. С процессуальной точки зрения эти дела роднит и то обстоятельство, что в большинстве случаев законодатель в качестве критерия для определения последствий, которые указаны в той или иной норме права, называет интересы ребенка (ст. ст. 65, 66, 67, 68, 76, 131, 141 СК РФ). Суд при рассмотрении возникшего спора также руководствуется интересами ребенка. Таким образом, в предмет доказывания по всем категориям споров о праве на воспитание детей входит установление того факта, будет ли отвечать интересам детей то или иное действие (передача ребенка от одного родителя к другому, определение места проживания ребенка с конкретным родителем, лишение родительских прав, отмена усыновления и пр). Это факт материально-правового характера. Однако решение вопроса о том, какие конкретные обстоятельства необходимо установить, чтобы констатировать соответствие или несоответствие поведения определенных лиц интересам ребенка, отдано на усмотрение суда и на практике вызывает немалые трудности. Самой распространенной судебной ошибкой при рассмотрении подобных дел является невыясненность всех необходимых обстоятельств, вынесение судебного решения на основе непро-веренных и недостаточных доказательств, что влечет необоснованность решения. Чтобы такого не происходило, в постановлениях пленума суда высшей инстанции назван примерный перечень наиболее типичных обстоятельств, которые необходимо устанавливать при рассмотрении спора о праве на воспитание детей. К числу таких обстоятельств относятся: конкретные условия воспитания, а не только материального содержания детей; их возраст, особенности развития; характер взаимоотношений родителей (и) или фактических воспитателей (между собой и каждого из них с ребенком); отношение детей к родителям (фактическим воспитателям); положительное или отрицательное воздействие родителей (и) или фактических воспитателей на развитие детей, а также личных качеств родителей на личную привязанность ребенка. Споры между родителями о месте проживания детей. В судебной практике эта категория дел считается наиболее сложной, так как нет сомнения в способности того или иного родителя должным образом осуществлять право на воспитание детей. Независимо от того, с кем из родителей будет проживать ребенок, право на его воспитание принадлежит обоим родителям. Подобного вида спор может возникнуть как при расторжении брака, так и без этого. Если ребенок достиг 10-летнего возраста, то суд может учесть мнение ребенка, если придет к выводу, что оно не противоречит его действительным интересам. Если ребенку не исполнилось 10 лет, то суд вообще лишен возможности использовать его мнение. Обычно выявление мнения ребенка поручается органам опеки и попечительства при составлении ими заключения (в рамках ч. 2 ст. 42 ГПК РСФСР). Мнение ребенка должно учитываться, но при этом надо принимать во внимание психическое развитие ребенка, его конкретное психофизическое состояние, особенности воздействовавшей на него конфликтной ситуации. Прежде чем данные факторы взять за критерии оценки, их нужно установить. И здесь не обойтись без экспертизы. Только при ее помощи можно выявить действительное отношение ребенка к возможности проживания с конкретным лицом, его отношение к каждому из родителей, отношение каждого из родителей к ре-бенку, воздействие конфликтной ситуации на ребенка (его психическое развитие и состояние). Специальное исследование дает возможность учесть характер и структуру межличностных отношений в семье в целом и в доме каждого из родителей.  Спор между родителями о порядке участия в воспитании ребенка отдельно проживающего родителя. Такой спор между родителями возможен в суде, когда они сами не пришли к согласию о порядке участия в воспитании детей (ст. 66 СК РФ). В этом случае суд должен:

• выявить причины, по которым стороны не соблюдают (или одна из сторон нарушает) установленный органом опеки и попечительства порядок участия в воспитании детей отдельно живущего родителя;

• установить, какой порядок участия такого родителя в воспитании будет отвечать интересам ребенка.

Каждая сторона считает, что только она действительно любит ребенка и именно к ней он привязан. Это можно проверить при помощи судебно-психологической экспертизы, поскольку речь идет об установлении обстоятельств психологической природы (наличие или отсутствие психического воздействия на ребенка и его характер, мотивационные линии поведения каждой из сторон, психологическая характеристика системы взаимоотношений ребенка с каждым из родителей). Дела о лишении родительских прав (ст. 69 СК РФ). Данная категория дел составляет немногим больше 1% от общего числа дел, возникающих из брачно-семейных отношений, однако она имеет тенденцию к росту. Лишение родительских прав применяется на практике как крайняя мера, поэтому в законодательстве четко сформулированы основания для ее применения:

• уклонение родителей от выполнения обязанностей по воспитанию детей;

• злоупотребление родительскими правами;

• жестокое обращение с детьми;

• отказ без уважительных причин забрать своего ребенка из роддома, иного учреждения;

• совершение умышленного преступления против жизни или здоровья своих детей или супруга;

• хронический алкоголизм или наркомания.

При возникновении дела в суде в предмет доказывания истца входит одно из перечисленных обстоятельств. Кроме объективной стороны дела, устанавливается и субъективная — вина и противоправность поведения родителей, в отношении которых ставится вопрос о лишении родительских прав. Уклонение родителей от выполнения родительских обязанностей, злоупотребление родительскими правами, жестокое обращение с детьми, вредное влияние на детей — все это факты социально-оценочного характера, в содержание которых включаются определенные психологические элементы. Поэтому в подобных случаях возможно использование судебно-психологической экспертизы. Психологический анализ поведения ответчика позволит суду правильно квалифицировать его в юридических категориях. В рамках такого исследования могут быть установлены: особенности психофизического статуса испытуемого (характеристика эмоциональной, познавательной, интеллектуальной сфер). Дела, связанные с отменой усыновления по основаниям ст.ст. 140, 141 СК РФ. Усыновление отменяется независимо от вины усыновителя, •ели этого требуют интересы ребенка. Отмена возможна по требованию родителей, если возврат ребенка соответствует его интересам, и с согласия самого ребенка (начиная с 10-летнего возраста).

Отмена усыновления возможна при отсутствии вины усыновителя На первое место здесь выдвигаются собственно психологические факторы, которым придается непосредственно пси-хологическое значение. Психологическая экспертиза здесь не только целесообразна, но и необходима. Она может включать выявление иерархии и содержания основных мотивационных линий поведения ребенка, отношения к усыновителям и его причины, особенности психического развития. Экспертиза назначается не в отношении ребенка (он не субъект процесса), а в отношении ситуации. Однако при анализе ситуации эксперт исследует и особенности поведения в ней ребенка. Это лишь часть дел, возникающих из брачно-семейных отношений, при судебном рассмотрении которых в первую очередь может быть применена психологическая экспертиза. Возможности использования специальных психологических знаний в сфере данных отношений (с точки зрения получения фактического материала по делу) весьма многообразны и обширны, особенно в ситуациях, когда суд, разрешая дело, применяет нормы материального права, имеющие социально-оценочный характер, в содержание которых входят различные психологические элементы.