6.1. Понятие «социальный контроль».
Этот термин был введен в научный оборот французским социологом Г. Тардом, который первоначально рассматривал его как средство возвращения преступника к общественной деятельности. В дальнейшем, расширив объем понятия, Тард стал понимать социальный контроль как один. из факторов "социализации" личности. Под влиянием взглядов Тарда в американской социологии социальный контроль стал пониматься как целенаправленное влияние общества на поведении индивида в целях обеспечения "здорового" социального порядка, а также как средство, обеспечивающее процесс усвоения индивидом культуры и передачу ее от поколения к поколению и, в конечном счете, гармонизирующее определенное соотношение между социальными силами и человеческой природой.
Под социальным контролем понимается способ саморегуляции социальной системы, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие составляющих ее элементов посредством нормативного (в том числе и правового) регулирования. Стабилизирующая функция системы социального контроля заключается в воспроизводстве господствующего типа социальных отношений, социальных (групповых, классовых, государственных) структур. Целевая функция системы социального контроля, ее направленность и содержание зависят от исторически обусловленных социально-экономических, социально-политических, социально-правовых характеристик данной социальной системы, ее места в процессе исторического развития сменяющих друг друга типов общества. Проблема социального контроля в сущности своей есть аспект центрального вопроса о взаимоотношении индивида и общества, гражданина и государства.
В процессе социального контроля складываются социальные отношения индивида и общества, которые, однако, более сложны, чем "подгонка" индивидуальных качеств под социальный стандарт. Здесь необходимо учитывать принципиальную особенность функционирования индивидуального сознания в механизме социального управления. Если на уровне общественного сознания информация передается в виде целостных, внутренне недифференцированных стереотипов нормативно ориентированного поведения, его образцов, то на уровне индивидуального сознания появляется возможность расчленения целостного блока социальной информации (образца поведения) на информацию о целях действия, предлагаемых средствах. Появляется, следовательно, возможность их сознательной оценки, принятия, отвержения либо изменения. В силу этого на уровне индивидуального сознания появляется возможность таких нововведений (новых позиций, ценностных ориентаций и т.д.), которые, будучи включены в цикл функционирования социального контроля, могут (в конечном итоге) изменить его характер. Это возможно в случае, если в них проявляются назревшие потребности общественного развития. Социальное отношение, существующее в рамках механизма социального контроля между обществом и индивидом, не есть отношение субъекта к объекту, социальный контроль не есть всего лишь "воздействие" общества на индивида, но всегда и неизменно процесс активного взаимодействия этих, хотя и взаимосвязанных, но различных по характеру индивидов. Социальный контроль включает в себя регулирование социального поведения индивидов с позиций всей совокупности социальных институтов: политики, образования, культуры, морали.
Динамическая модель социального контроля включает в себя следующие основные элементы: индивид; социальная общность (группа, класс, общество); индивидуальное действие; социальное (групповое) действие. Механизм социального контроля заключается в том, что общество посредством социальной группы контролирует соответствие исполнения социальной роли личностью определенным ролевым нормам с помощью разнообразных санкций (от воздействия общественного мнения до репрессий). Индивидуальное действие и социальное действие соотносятся между собой как контролируемое и контролирующее действие, причем речь идет о взаимодействии, а не об однонаправленном контроле без обратной связи. Акт социального (группового) действия, выступая в системе социального контроля в виде реакции на индивидуальное поведение, сам в свою очередь выполняет функцию социального стимула (позитивного или негативного), предопределяющего характер последующих актов индивидуального действия, в силу чего теперь уже эти последние служат реакцией на социальные действия. Таким образом, индивид (индивидуальное действие) и социальная группа (социальное действие) являются исходными элементами системы социального контроля. Опосредуют их взаимодействие переменные социально-психологического характера: самооценка субъекта и восприятие и оценка субъектом социальной ситуации (социальная перцепция). Обе этих переменных относятся и к индивиду, и к социальной группе.
Поддержание общественного порядка осуществляется с помощью действия и применения норм и санкций. Санкции – средства поощрения и наказания. Социальные предписания – запреты или разрешения, обращенные к индивиду или группе, и выраженные в особой форме (устной или письменной, формальной или неформальной). Социальные нормы – это предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Существуют формальные и неформальные социальные нормы. Формальные нормы – это писаные законы и инструкции. Неформальные нормы – это неписаные законы, например, мода. Они могут быть всеобщими или групповыми. Так, в дореволюционной России в начале ХХ века разводы были широко распространены среди высших слоев общества – дворянства, буржуазии, интеллигенции и рассматривались в этих группах населения как нормальный способ выхода из неудачного брака. Однако среди крестьянства разводов почти не было, а редкие исключения из этого правила сурово осуждались общественным мнением они считались "смертным грехом". Поступки, деятельность человека, социальные явления, не соответствующие в установившимся в данном обществе нормам (стереотипам, образцам) называются девиантным или отклоняющемся поведением (лат. deviatio – отклонение). В широком смысле таковым является всякое поведение, которое вызывает неодобрение общественного мнения, и соответственно, девиант – любой человек, сбившийся с пути или отклонившийся от нормы. При такой постановке следует говорить о формах и размерах отклонения. К видам, или формам, девиантного поведения относят уголовную преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, гомосексуализм, азартные игры, психические расстройства, самоубийство. В узком понимании под девиантным поведением подразумеваются такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания, иначе говоря, не являются противоправными.
По Э. Дюркгейму, основной причиной девиации является аномия, буквально – "отсутствие регуляции", "безнормность". По сути, аномия – это состояние дезорганизации общества, когда ценности, нормы, социальные связи либо отсутствуют, либо становятся неустойчивыми и противоречивыми. Все, что нарушает стабильность, приводит к неоднородности, неустойчивости социальных связей, к разрушению коллективного сознания (кризис, смешение социальных групп, миграция и т. д.), порождает нарушения общественного порядка, дезорганизует людей, и в результате появляются различные виды девиаций. Э. Дюркгейм считал девиацию столь же естественной, как и конформизм. Более того, отклонение от норм несет не только отрицательное, но и положительное начало. Девиация подтверждает роль норм, ценностей, дает более полное представление о многообразии норм. Реакция общества, социальных групп на девиантное поведение уточняет границы социальных норм, укрепляет и обеспечивает социальное единство. И, наконец, девиация способствует социальному изменению, раскрывает альтернативу существующему, ведет к совершенствованию социальных норм.
Как специальная социологическая теория, концепция отклоняющегося поведения как следствия социальной дезорганизации была разработана в структурном функционализме. Р. Мертон, используя категорию аномии, объясняет отклоняющееся поведение как следствие несогласованности между порождаемыми культурой целями и социально-организованными средствами их достижения. Неодинаковая для различных групп возможность легального достижения целей обусловлена официальной структурой общества, функциональные недостатки которой приводят к образованию неофициальных структур, служащих для достижения целей. Различное отношение к целям и средствам определяет возможные типы поведения: 1) подчинение (принятие целей и средств); 2) инновация (принятие целей, отрицание средств); 3) ритуализм (отрицание целей, принятие средств); 4) ретретизм (отрицание целей и средств); 5) мятеж (отрицание целей и средств с заменой их новыми). В западной феноменологической социологии внимание сосредотачивается на процессе "наклеивания ярлыков", поскольку отклонение понимается не как внутренне присущее определенному действию качество, а как результат социальной оценки и применения санкций.
Зачастую также культурные образцы поведения в социальной системе являются отклоняющимися, если они основаны на нормах другой культуры. В большинстве обществ контроль девиантного поведения несимметричен: отклонения в плохую сторону осуждаются, а в хорошую – одобряются. В зависимости от того, позитивным или негативным является отклонение, все формы девиаций можно расположить следующим образом. На одном его полюсе – группа лиц, проявляющих максимально неодобряемое поведение, например, революционеры, террористы, политические эмигранты, предатели, атеисты, преступники, вандалы, циники, нищие. На другом полюсе – группа с максимально одобряемыми отклонениями: национальные герои, выдающиеся артисты, спортсмены, ученые, писатели, лидеры, миссионеры, передовики труда. Нарушения социальных норм могут быть серьезными и несерьезными, сознательными и неосознаваемыми. Все серьезные нарушения, сознательные они или нет, подпадающие под категорию противоправного действия, относятся к делинквентному поведению.
Девиантное и делинквентное поведение можно различать следующим образом. Первое относительно, а второе абсолютно. То, что для одного человека или группы – отклонение, для другого или других может быть привычкой. Высший класс считает свое поведение нормой, а поведение представителей других классов, особенно низших, – отклонением. Поведение считается таковым относительно культурных норм данной группы. Но делинквентное поведение абсолютно по отношению к законам страны. Уличное ограбление представителями социальных низов может считаться нормальным видом заработка или способом установления социальной справедливости. Но это не отклонение, а преступление, поскольку существует абсолютная норма – юридический закон, квалифицирующий ограбление в качестве преступления. Районы города, где чаще других происходят преступления, называют криминогенными, а категории населения, которые более других склонны совершать девиантные или делинквентные поступки, – группами риска. Социология рассматривает преступность в качестве социального явления, которое носит деструктивный для общества характер. Ее можно определить как относительно устойчивую распространенную форму девиантного поведения, достигшую степени общественной опасности и определяемую уголовным законодательством. Исследователи современных процессов обращают внимание на то, что девиантное и делинквентное поведение широко распространяются в обществах, переживающих трансформацию. Более того, в условиях общего кризиса общества оно может приобретать тотальный характер. На фоне усиления кризисных явлений нарастает неудовлетворенность своим положением. Массовое чувство социальной неудовлетворенности, невостребованности, приводит к отчуждению от общества, к нарастанию тревожности. Одним из последствий социальной неудовлетворенности является нарастание пессимистичных настроений и даже появление деморализованности населения (упадок духа, растерянность). Типичными реакциями на аномию становится безразличие к средствам достижения цели, цинизм, экстремизм. Механизм отклоняющегося поведения раскрывается через анализ взаимодействия нормативного регулирования, особенностей личности, ее отношения к норме и реальной жизненной конфликтной ситуации.
- I. Рабочая учебная программа дисциплины
- 1.1. Организационно-методический раздел
- 1.2. Распределение часов курса по темам и видам работ Очная форма обучения
- Очно-заочная форма обучения
- Заочная форма обучения
- 1.3. Содержание курса
- Тема 1. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии личности
- Тема 2. Социализация личности
- Тема 3. Социальные установки личности
- Тема 4. Социальное развитие личности
- Тема 5. Личность в системе межличностных отношений.
- Тема 6. Личность и социальный контроль
- II. Текст лекций
- Тема 1. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии личности
- 1. 1. Представления о личности в зарубежной социальной психологии
- 1. 2. Представления о личности в отечественной социальной психологии
- Социально-психологические проблемы личности с позиций теории установки
- Системный подход к социальной психологии личности
- 1. 3. Социально-психологические особенности личности
- Тема 2. Социализация личности
- 2.1. Феномены социализации
- 2.2. Механизмы социализации
- 2.3. Факторы социализации
- Тема 3. Социальные установки личности
- 3.1. Исследования социальной установки в отечественной психологии
- 3.2. Становление проблемы аттитюда в зарубежной социальной психологии
- Тема 4. Социальное развитие личности
- 4.1. Феноменология развития личности
- 4.2. Разностороннее развитие личности
- 4.3. Гуманизация и смыслообразование личности
- Тема 5. Личность в системе межличностных отношений.
- Личность в условиях совместной деятельности и общения.
- 5.2. Принципы всестороннего развития личности в группе.
- 5. 3. Коммуникативная компетентность личности
- Основные характеристики общения
- Тема 6. Личность и социальный контроль
- 6.1. Понятие «социальный контроль».
- 6.2. Методы социального контроля.
- III. Семинарские занятия
- 3.1. Темы семинарских занятий
- Тема 1. Теоретические и методологические проблемы социальной
- Вопросы:
- Литература.
- Тема 2. Исследование и оценка личности в социальной психологии Вопросы:
- Литература.
- Тема 3. Представление о личности в рамках психологических теорий Вопросы:
- Литература.
- Тема 4. Социализация личности: уровни, содержание, механизмы Вопросы:
- Литература
- Тема 5. Социальная идентичность и регуляция социального поведения личности Вопросы:
- Литература
- Тема 6. Регуляция социального поведения личности Вопросы:
- Литература
- 3.2. Методические указания преподавателю по подготовке и проведению семинарских занятий
- 3.3. Методические указания студентам по подготовке к семинару
- IV. Задания для самостоятельной работы
- V. Вопросы для подготовки к зачёту
- VI. Рекомендованная литература по дисциплине
- Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учеб. Пособ. / Под ред. В.А. Лабунской. - м.: Гардарики, 1999.
- Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / н. П. Фетискин, в. В.Козлов, г. М. Мануйянов.- м.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.
- Фернхем а. Личность и социальное поведение / а.Фернхем, п. Хейвен. - сПб.: Питер, 2001.
- Интернет ресурсы
- VII. Глоссарий