Основные характеристики общения
Общение характеризуется: содержанием, функцией, манерой и стилем.
Содержание общения. Общение может иметь различное содержание, которое выражается в следующем: 1.Передача от человека к человеку информации. 2.Восприятие партнерами по общению друг друга. 3.Взаимооценка партнерами по общению друг друга. 4.Взаимовлияние партнеров по общению друг на друга. 5.Взаимодействие партнеров друг с другом. 6.Управление групповой или массовой деятельностью и т.д.
Функции общения. Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения.
Различают четыре основные функции общения. Реализация личностью своей субъективности в общении связана: Во-первых, с наличием необходимого уровня коммуникативной компетентности; Во-вторых, с владением опытом ролевой самоорганизации в ситуациях общения; В-третьих, с отсутствием психофизических зажимов.
Компетентная компетентность складывается из способностей: - давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться; - социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на специфику ситуации; - осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации.
В общении руководителю необходимо умение найти правильное слово, правильный тон, верную "пристройку" к партнеру, чтобы стремление убедить в чем-либо достигало необходимой цели. Особенно это важно в ситуации делового общения.
Современная аудитория делового общения - это не сумма слушателей, это общность людей, где каждый обладает определенным уровнем: образованности (определяющей профессиональные и личностные предпочтения); информированности (т.е. осведомленности о текущем моменте) персонифицированности (выражающейся в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды).
Чтобы эффективно взаимодействовать, руководителю необходим социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации т. е. той ситуации, в которой предстоит организовать общение.
Прогноз формируется в процессе анализа коммуникативной ситуации на уровне
Коммуникативных установок (уровень отношения людей (т.е. партнеров) к общению в целом). Коммуникативная установка партнера - это своеобразная программа поведения личности в процессе общения. Уровень установки может прогнозироваться в ходе выявления предметно-тематических интересов партнера, эмоционально-оценочных отношений к различным событиям, отношения к форме общения; включенности партнеров в систему коммуникативного взаимодействия. Это определяется в ходе изучения частоты коммуникативных контактов, типа темперамента партнера, его предметно-практических предпочтений; эмоциональных оценок форм общения. Обобщенные эмоциональные реакции типа "интересно - неинтересно", "удовлетворен - не удовлетворен" характеризуют эмоциональные суждения о публичном общении.
При таком подходе к характеристике коммуникативной компетенции целесообразно рассмотреть общение как системно-интегрирующий процесс.
- I. Рабочая учебная программа дисциплины
- 1.1. Организационно-методический раздел
- 1.2. Распределение часов курса по темам и видам работ Очная форма обучения
- Очно-заочная форма обучения
- Заочная форма обучения
- 1.3. Содержание курса
- Тема 1. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии личности
- Тема 2. Социализация личности
- Тема 3. Социальные установки личности
- Тема 4. Социальное развитие личности
- Тема 5. Личность в системе межличностных отношений.
- Тема 6. Личность и социальный контроль
- II. Текст лекций
- Тема 1. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии личности
- 1. 1. Представления о личности в зарубежной социальной психологии
- 1. 2. Представления о личности в отечественной социальной психологии
- Социально-психологические проблемы личности с позиций теории установки
- Системный подход к социальной психологии личности
- 1. 3. Социально-психологические особенности личности
- Тема 2. Социализация личности
- 2.1. Феномены социализации
- 2.2. Механизмы социализации
- 2.3. Факторы социализации
- Тема 3. Социальные установки личности
- 3.1. Исследования социальной установки в отечественной психологии
- 3.2. Становление проблемы аттитюда в зарубежной социальной психологии
- Тема 4. Социальное развитие личности
- 4.1. Феноменология развития личности
- 4.2. Разностороннее развитие личности
- 4.3. Гуманизация и смыслообразование личности
- Тема 5. Личность в системе межличностных отношений.
- Личность в условиях совместной деятельности и общения.
- 5.2. Принципы всестороннего развития личности в группе.
- 5. 3. Коммуникативная компетентность личности
- Основные характеристики общения
- Тема 6. Личность и социальный контроль
- 6.1. Понятие «социальный контроль».
- 6.2. Методы социального контроля.
- III. Семинарские занятия
- 3.1. Темы семинарских занятий
- Тема 1. Теоретические и методологические проблемы социальной
- Вопросы:
- Литература.
- Тема 2. Исследование и оценка личности в социальной психологии Вопросы:
- Литература.
- Тема 3. Представление о личности в рамках психологических теорий Вопросы:
- Литература.
- Тема 4. Социализация личности: уровни, содержание, механизмы Вопросы:
- Литература
- Тема 5. Социальная идентичность и регуляция социального поведения личности Вопросы:
- Литература
- Тема 6. Регуляция социального поведения личности Вопросы:
- Литература
- 3.2. Методические указания преподавателю по подготовке и проведению семинарских занятий
- 3.3. Методические указания студентам по подготовке к семинару
- IV. Задания для самостоятельной работы
- V. Вопросы для подготовки к зачёту
- VI. Рекомендованная литература по дисциплине
- Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учеб. Пособ. / Под ред. В.А. Лабунской. - м.: Гардарики, 1999.
- Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / н. П. Фетискин, в. В.Козлов, г. М. Мануйянов.- м.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.
- Фернхем а. Личность и социальное поведение / а.Фернхем, п. Хейвен. - сПб.: Питер, 2001.
- Интернет ресурсы
- VII. Глоссарий