logo search

Личность в условиях совместной деятельности и общения.

Две рассмотренные проблемы личнос­ти социализация и социальная установ­ка — раскрывают как бы две стороны существования личности в социальном контексте: усвоение ею социального опыта и его реализация. Те­перь необходимо интегрировать эти две стороны и проанализиро­вать реальное поведение личности в системе связей с другими людь­ми, принадлежащими прежде всего к той же самой группе. Без этого социально-психологический подход к изучению личности окажется незавершенным, ибо фокус этого подхода — рассмотре­ние личности в условиях совместной деятельности и общения.

Такой подход не претендует на исчерпывающее исследование личности, она остается предметом изучения и в общей психологии, где в последние годы наметились новые линии анализа, в том числе фиксирующие и социально-психологический аспект. Так, В.А. Петровский выделяет три возможных аспекта исследования личности, когда личность рассматривается: 1) как свойство, по­груженное в пространство индивидуальной жизни субъекта; 2) как свойство, существующее в пространстве межиндивидуальных свя­зей; 3) как свойство, находящееся за пределами интериндивидного пространства, т.е. как «погружение» в другого, «вклад» в друго­го, как «персонализация» (Петровский, 1992). Легко видеть, что второй аспект точно совпадает с тем фокусом интереса, кото­рый выделен в социальной психологии. Что же касается третьего аспекта, то и внутри него, очевидно, возможна дальнейшая, более детальная социально-психологическая проработка. Сохраняется свой аспект изучения личности и в социологии, где проблема иден­тичности решается в ключе, весьма близком к социально-психо­логическому (Ядов, 1994).

Для социальной психологии важно понять личность как взаимодействующего и общающегося субъекта. Все приобретенное лич­ностью в процессе социализации, все сформированные у нее социальные установки не являются чем-то застывшим, но подвергаются постоянной коррекции, когда личность действует в реальном социальном окружении, в конкретной группе. Роль именно реаль­ной, конкретной группы очень велика: социальные детерминанты более высокого порядка (общество, культура) как бы преломляют­ся через ту непосредственную «инстанцию» социального, каковой выступает группа.

Выделяются четыре процесса, в которых развертывается межличностное оценивание: 1) интериоризация (т.е. усвоение личностью оценок со стороны других членов группы); 2) социальное срав­нение (прежде всего с другими членами группы); 3) самоатрибуция (т.е. приписывание себе качеств, выполняемое на основе двух предшествующих процессов); 4) смысловая интерпретация жиз­ненного переживания (Кон, 1984. С. 234).

Интериоризация (от лат. interior - внутренний) — процесс формирования внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности.

Экстериоризация (от лат. exterior - наружный, внешний) — процесс порождения внешних действий, высказываний и т.д. на основе преобразования внутренних структур человеческой психики.

Конкретный вид этих процессов обусловлен характеристиками группы: самооценка каж­дого члена группы зависит от группового мнения (но лишь определенным образом: самооценка может идти и вразрез с мнением группы, что порождает сеть конфликтных ситуаций, например, в условиях школьного класса и т.п.); социальное сравнение предпо­лагает наличие кого-то «среднего» как точки отсчета, а это пред­ставление о «среднем» также формируется в группе и т.д. Экспериментальные исследования межличностного оценивания в малых группах подтверждают, что характер его различается, напри­мер, в группах высокого и низкого уровней развития. Сами этало­ны оценки оказываются различными, причем даже внутри одной и той же группы эталоны неоднозначны, поскольку группа не­однородна по составу: ее члены обладают различными индивиду­альными психологическими особенностями (Кроник, 1982). К со­жалению, относительный вес индивидуальных различий членов группы и свойств самой группы в формировании эталона оценки не выяснен.