2) Имитационные аспекты социального научения
Человек иногда может усваивать способы повеления, просто наблюдая за действиями других; прямое подкрепление не является необходимым. Бандура ввел понятие научения, которое он назвал обсервационным научением или моделированием в процессе социального научения. Бандура утверждает. что по большей части наше поведение изначально усваивается путем наблюдения за поведением других людей, которых он называет моделями. Например, ребенок может научиться стрелять из винтовки, подражая действиям персонажа телевизионного фильма. Он или она затем репетируют и совершенствуют выполнение этого поведенческого паттерна, практикуясь с игрушечным оружием. Поведение, по всей вероятности, будет сохраняться и закрепляться, если сверстники также играют с оружием, и их поведение служит взаимным подкреплением. Даже если дети никогда не нажимали спусковой крючок реального оружия, они довольно точно могут воспроизводить действия тех, за кем наблюдали. Вполне вероятно, что каждый взрослый или подросток в США знает, как стрелять из оружия, даже если он на самом деле никогда не стрелял: «Вы прицеливаетесь и нажимаете на спусковой крючок». Разумеется, правильно и метко стрелять дело много более сложное, но элементарное «знание как» было усвоено путем имитационного обучения (называемого также моделированием или обсервационным научением). Всевозможные паттерны поведения существуют в нашем репертуаре, даже если мы никогда не получали прямого подкрепления за их усвоение.
Согласно Бандуре, чем более значительны и уважаемы для нас модели, тем сильнее их влияние на наше поведение. Релевантные модели включают родителей, учителей, братьев и сестер, друзей и сверстников, а также символические модели, которыми служат литературные, теле- и киногерои. Рок-звезды и атлеты оказываются объектами подражания для многих молодых людей, в итоге мы постоянно становимся объектами воздействия множества известных фигур, используемых везде и всюду, от рекламирования косметики до пропаганды свободной от наркотиков жизни. Интересно отметить, что коммерческие рекламы и реклама общественных услуг часто бьют мимо цели. При обсервационном наблюдении важнее не то, что говорит модель, а то, что она делает. Если футбольные звезды действительно не употребляют наркотиков, их призыв к молодежи может быть более эффективным.
Поведение модели также скорее вызовет желание подражать, если наблюдающий видит, что модель получает вознаграждение за свои действия. Наоборот, подражание менее вероятно, если модель подвергается наказанию. Бандура считает - так же как и Роттер, что если индивид решает осуществить вновь усвоенные действия, то будет ли он действовать или сохранит их в резерве, зависит от ситуации и ожидаемого выигрыша. Этот потенциальный выигрыш (вознаграждение) может исходить извне (чья-то похвала, финансовый выигрыш) или же он может иметь внутреннюю природу (самовознаграждение за хорошо выполненную работу).
Большая часть исследований Бандуры была посвящена формированию агрессивного и насильственного поведения. Предварительное заключение таково, что люди, наблюдавшие агрессивные действия, не только имитируют затем агрессивное поведение, но и в целом становятся более враждебными.
Социальное научение в интерпретации Роттера и Бандуры в определенной степени очеловечивает подход Скиннера, ибо дает некоторые ключи к пониманию того, что происходит внутри человеческого мозга (или психики). Оно привлекает наше внимание к когнитивным, опосредующим аспектам поведения, в то время как классическое и оперантное обусловливание фокусируются исключительно на окружающей среде. Сторонники теории социального научения используют термин среда в социальном смысле, включающем как внешнюю среду, так и внутреннюю. Скпннернанцы же предпочитают ограничивать релевантные стимулы только внешним окружением.
Б. Дифференциальная теория «ассоциация — подкрепление»
Рональд Экерс предложил применительно к девиантному поведению теорию социального научения, которая пытается интегрировать основные положения бихевиоризма, теорию социального научения Бандуры и теорию дифференциальных ассоциаций криминалиста Эдвина Сазерланда. Экерс называет свою концепцию теорией дифференциального подкрепления ассоциаций. В кратком изложении эта теория постулирует, что люди учатся совершать девиантные действия через межличностные интеракции со своим социальным окружением.
Чтобы понять теорию дифференциального подкрепления ассоциаций, мы должны рассмотреть теорию дифференциальных ассоциаций Сазерланда, которая играла в социологической криминологии доминирующую роль на протяжении более четырех десятилетий. Сазерланд полагал, что криминальное или девиантное поведение усваивается таким же образом, как и любое другое. Решающими при этом являются следующие факторы: с кем индивид связан, как долго, как часто взаимодействует, насколько значимы связи и как рано они возникли в его развитии. Согласно Сазерланду, все мы усваиваем те или иные определения или нормативные значения, благоприятные или неблагоприятные относительно нарушения закона, в самых значимых для нас группах. Индивид становится делинквентным или криминальным «вследствие избытка определений, благоприятствующих нарушению закона, сравнительно с количеством определений, неблагоприятствующих нарушению закона.
Подчеркнем, что криминальное поведение формируется не обязательно в результате участия либо контактов с «плохими компаниями» или криминальными элементами. Решающую роль играют нормативные значения, или определения, а не контакты сами по себе. Более того, девиантные определения должны преобладать над конвенциональными. Таким образом, Сазерланд полагал, что криминальное поведение может сформироваться, даже если взаимодействие с криминальными группами будет минимальным. Например, члены законопослушной группы - допустим, родители — могут высказывать, завуалировано или открыто и прямо, суждения о том, что обманывать это нормально или что, в общем-то, честных людей не бывает. Это - чрезвычайно важный момент, к которому мы еще вернемся, когда будем рассматривать моральное развитие.
Теория Сазерланда пользуется популярностью среди социологов, вероятно, потому, что, как выразился один автор, «в ней делается попытка логической, систематической формулировки цепи взаимозависимостей, которые делают преступление доступным пониманию в качестве нормально усвоенного поведения, без необходимости прибегать к допущениям биологического или психологического отклонения». Однако эта теория страдает и существенной неопределенностью, чем объясняется то, что на ее основе не было проведено большого числа эмпирических исследований. Каким образом могут быть измерены и взвешены контакты индивида? Кроме того, как признает Кресси, теория не уточняет, какие виды научения играют наиболее важную роль (например, оперантное или классическое моделирование). И наконец, в ней не учитываются должным образом индивидуальные различия, влияющие на процесс научения.
Экерс пытается преодолеть некоторые из этих затруднений теории дифференциальных ассоциаций, переформулируя ее таким образом, чтобы согласовать с принципами оперантного обусловливания и социального научения. Он полагает, что большая часть поведения усваивается в соответствии с принципами оперантного обусловливания, а классическое обусловливание играет при этом второстепенную роль. Далее, выраженность девиантного поведения прямо зависит от количества, частоты и вероятности подкрепления, получаемого индивидом за подобное поведение в прошлом. Подкрепление может быть, по терминологии Скиннера, позитивным или негативным.
Решающую роль, по мнению Экерса, играют социальное и несоциальное подкрепление, причем первое более важно. «Большая часть научения, релевантного девиантному поведению, является результатом социальных взаимовоздействий и обменов, при которых слова, реакции, присутствие и поведение других людей обеспечивают доступные подкрепления и создают обстановку и условия для их получения». Важно также отметить, что большая часть этих подкреплений представляет собой символические и вербальные вознаграждения за участие или за принятие групповых норм и ожиданий. Например, совершение действий, соответствующих групповым или субкультурным нормам, вознаграждается восклицаниями вроде «так держать», «отлично сработано», «молодчина», похлопыванием но спине или дружеской ухмылкой. К асоциальным подкреплениям относятся прежде всего физиологические факторы или материальные приобретения, которые могут быть релевантными и для некоторых преступлений, таких, например, как правонарушения, связанные с наркотиками, или кражи со взломом.
Девиантное поведение, таким образом, чаще всего формируется благодаря социальным подкреплениям полученным от значимых других, обычно в группе сверстников. Сначала в группе создаются свои собственные нормативные определения относительно того, какое поведение хорошее или плохое, правильное или неправильное, справедливое или несправедливое. Эти нормативные определения становятся внутренними, когнитивными указателями - определителями того, какие действия будут подходящими и с наибольшей вероятностью принесут вознаграждение. В таком смысле нормативные определения действуют социальные сигналы, передаваемые субкультурными группами или группами сверстников и показывающие, будут ли те или иные способы поведения вознаграждены или же их следствием будет получение наказания в конкретном социальном контексте.
Согласно Экерсу, формированию девиантного поведения способствуют два класса некриминативных стимулов. Во-первых, позитивные дискриминативные стимулы сигналы (вербальные и невербальные), которые несут сообщения о том, что Определенные виды поведения поощряются субфупной. Неудивительно, что подобные действия обусловливаются по принципу позитивного подкрепления: совершая их, индивид получает от группы социальные вознаграждения. Второй тип социальных ключевых сигналов, нейтрализнрующие или оправдывающие стимулы, нейтрализуют исходящие от общества в целом преду преждения о том, что определенные виды поведения являются неадекватными или противозаконными. Согласно Экерсу, они обусловливаю т, что поведение, которое осуждается другими и которое сам индивид мог вначале считать плохим, начинает казаться ему правильным, справедливым, оправданным, необходимым, меньшим из двух зол или, наконец, «фактически» недевиантным (Акегз, 1977, р. 521). Утверждения вроде « все имеет свою цену», «я ничего не мог сделать», «все так поступают» или «она это заслужила» отражают влияние нейтрализующих стимулов
Преступность, порождаемая фрустрацией Чем увереннее.ноди определяют свое поведение как позитивное или, по крайней мере, как справедливое, тем больше вероятность совершения ими соответствующих действий. Если девиантное поведение (определяемое в качестве такового обществом в целом) подкреплялось больше, нежели конформное поведение (также определяемое обществом), и если оно получило оправдание, то, но всей вероятности, такое поведение будет закрепляться и сохраняться. По существу, наше поведение управляется нормами, которые стали интернализоваппыми, а их выполнение, как мы ожидаем, будет обеспечивать нам постоянное социальное подкрепление со стороны значимых других.
Экере признает валидность моделирования как необходимого фактора на ранней ступени усвоения девииантного поведения. Но его закрепление и сохранение будет зависеть главным образом от частоты и личностной значимости социального подкрепления, обеспечиваемого ассоциированием с другими.
Теория социального научения Эксрса также не избежала критики. Некоторые ученые считают ее тавтологичной и циркулярной: действия осуществляются, иогому что они подкрепляются, а подкрепляются потому, что осуществляются. Корнхаузер (КотпЬаихег, 1978) полагает, что у этой теории нет эмпирического основания. И все же теория Эксрса остается весьма популярной в социологической криминологии.
Некоторые исследователи научения отмечали: когда животные — а также и люди — наталкиваются па препятствия, не позволяющие осуществлять действия, за которые прежде они получали вознаграждения, их поведение часто становится более агрессивным и чрезвычайно активизируется. Животные кусаются, царапаются, рычат и становятся раздражительными: люди также мо) ут становиться раздражительными и гневливыми (и гоже могут «рычать», кусаться и царапаться). Исследователи полагают, что подобные аффективные реакции порождаются аверсивным внутренним состоянием возбуждения, которое они называют фрустрацией.
Таким образом, когда поведение, направленное на достижение конкретной цели, блокируется, возбуждение возрастает, а индивид испытывает стремление редуцировать эго возбуждение. Поведение активизируется, но более важно то, что действия, ведущие к ослаблению возбуждения, могут усиливаться пли закрепляться. Отсюда следует то, что люди, использующие насилие для редуцирования фрустрации, в случаях крайней ее выраженности могут становиться болте агрессивными, чем обычно, и даже совершить убийство Этим же объясняется и го, что насильственное поведение, направленное на редуцирование фрустрации, будет подкрепляться, так как оно ослабляет не приятное состояние возбуждения, изменяя вызвавшее ею событие или стимул.
Леопард Берковин (ВеткойИг, 1962) провел многочисленные исследования для выявления связи между фрустрацией и криминальностью. Он выделил два типа криминальной личности: социализованный и индивидуальный. С социализованным типом мы уже встречались. Мы рассматривали его в этой главе как продукт научения, обусловливания и моделирования. Люди, относящиеся к этому тину, совершают агрессивные действия, потому что они научились такому поведению в результате интеракцпй с социальным окружением. И иди видуальный же тип является продуктом длительной цепи повторяющихся, возможно, интсн- сивных фрустраций, обусловленных нереализованными потребностями. Согласно Берковпцу, как моделирование, так и фрус трация детерминируют формирование криминального поведения, но определенная совокупность жизненных обстоятельств и впечатлений способствует формированию одного либо другого из описанных типов криминальной личности. Большинство правонарушителей могли подвергаться воздействию как фрустрацией, так и агрессивных антисоциальных моделей, и при том фрустрации играли особенно важную роль вффрмировании «индивидуальных» агрессоров, а ант исоциальные модели в большей степени повлияли па становление социализированных. Берковиц делает важное уточнение, говоря о том. что фрустрация бывает особенно интенсивной, когда индивид связывает с достижением цели большие. Люди, предвосхищающие достижение цели и обладающие чувством определенного печного контроля по отношению к своей жизни, по всей вероятности, будут сильнее реагировать на препятствия, чем те, кому свойственно ощущение безнадежности. В первом случае задержка или блокирование могут порождать сильнейший гнев и даже насильственные действия, если фрустрпрованный субъект считает, что подобные действия могут уст ранить препятствия. Сила фрус грации В1 юлне могла быть ответственной зато, что имел в виду Маслоу (Мач1о\\г, 1954), утверждая, что преступления и делннквентность представляют собой законный бунт против эксплуатации и несправедливости. Гипотеза о фрустрации также хорошо согласуется с теориями, предлагаемыми радикальными или конфликт-криминологами. Субъекты, чувствующие себя угнетенными властной элитой и считающие, что они имеют право пользоваться благами общества, вполне мо1 ут переживать интенсивную фрустрацию.
Теория индуцированной фрустрацией преступности помогает объясни и, поведение грабителей во время неожиданных событий, таких как наводнения, пожары, уличные беспорядки или во время выхода из строя электрического освещения. Например, между 30 апреля и 3 мая 1993 года в Лос-Анджелесе были сожжены и разграблены, в основном афроамерпканца- ми, многие магазины и предпрнягпя. Эти люди были фрустрироваиы оправдательным решением суда, вынесенным четырем белым сотрудникам департамента полиции, жестоко избившим чернокожего мотоциклиста Родни Кинга. За четыре дня беспорядков было убито пятьдесят восемь человек, а причиненный ущерб оценивался, как минимум, в миллиард долларов. Люди всех возрастов, рас и этнических групп тащили все,от продуктов п спиртного до отсстре н.ного оружия и стереоаппаратуры. Э ги беспорядки дали толчок подобным, хотя и меньших масштабов, уличным беспорядкам в ряде других городов, таких как Сан-Франциско, Агланга, Сиэтл, Лас-Вегас и Майами. Власти пришли к заключению, что мя гежи были вызваны фрустрациями, обусловленными экономическим, социальным и политическим неравенством, существующим во многих сферах американского общества, включая и судебную систему. Описанные здесь мятежи подобны тем, которые происходили водном из районов Лос-Андже- леса, когда были убиты тридцать четыре человека и около тысячи человек было ранено. Уличные беспорядки были вызваны сильнейшими фрустрациями, обусловленными очевидными несправедливостями американскою общества. С 1965 года можно насчитать по меньшей мере восемь случаев бунтов и уличных беспорядков в ряде крупных городов, вызванных фрустрациями, которые явились следствием все более иболее нарастающего неравенства в американском обществе.
Теория индуцированной фрустрацией пресгупности предполагает, ч то лица, совершающие кражи в подобных обстоятельствах, преследуют материальные цели (например, справедливую, по их мнению, долю благ, полагающихся среднему классу), которых они до сих нор не дс>ст!Iгли. Общество блокировало достиже- ние этих целей, и люди теряют терпение и становятся фрустрнрованнымн; как только появляется возможность хищения, они тут же пользуются этой возможностью. Демографические профили 2706 человек, арестованных н осужденных за кражи во время выхода из строя электрического освещения в 1977 году в Нью- Йорке, подтверждают эту теорию. У этих людей были более сильные связи в своих общинах и более высокие доходы но сравнению со среднестатистическим подсудимым.. Только около 10% были материально вполне обеспеченными; приблизительно у половины из них была высокооплачиваемая работа. 65% арестованных были афроамериканцами и 30% — испанцы. Таким образом, приведенные данные показывают, что эти подсудимые были, в общем, движимы жаждой ускорить реализацию своих ожиданий лучшей жизни.
С другой стороны, такое поведение можно истолковать моделированием пли социальным научением. Приведенные данные можно интерпретировать как наивную реакцию правонарушителей из низов среднего класса, которые, подражая поведению других, их действиям, казалось бы, сулившим вознаграждение, оказались недостаточно опытными, чтобы избежать задержания и разоблачения. Более опытные и ловкие могли начать воровать раньше и вовремя скрыться. Другие, имитирующие поведение этих первых, запаздывали с совершением кражи и были застигнуты полицией.
Таким образом, индивид, который часто сталкивается с обществом. совершая незаконные или левнантные поступки, подвергается многочисленным и тяжелым фрустрациям особенно в раннем периоде развития, и все же не отказывается от надежд. В поддержку своего аргумента Берковиц приводит данные исследований преступности, которые говорят о том. что делипквентные дети по сравнению с неделинквептпыми испытывали значительно больше деприваций и фрустраций на протяжении своей жизни. Берковиц также считает, что пренебрежение или игнорирование родителями потребности ребенка в любви и нежной привязанности создают у него внутреннее состояние фрустрации, которая порождает недоверие ко всем людям в социальном окружении. Генерализованное недоверие, переносится на улицу и в школу, и ребенок может среди одноклассников чувствовать себя «обделенным судьбой». Такого рода фрустрации могут затруднять ребенку установление эмоциональных связей с окружающими его людьми, и впоследствии человек может стать обидчивым, злым и враждебным по отношению ко всем людям.
Ситуационные факторы, стимулирующие и управляющие криминальным поведением
Большая часть современных теорий и исследований поддерживает точку зрения, согласно которой человеческое поведение определяется взаимодейст вием личности и социальных переменных. Однако некоторые пспхологи-бихевиористы и социологи жалуются на то, что многие исследования и теории пренебрегают ситуационными переменными в пользу дне позиционных факторов. Они утверждают, что во многих случаях преступление оказывается всего лишь следствием того, что субъект попадает в неподходящее место в неудачный момент и сталкивается с неподходящими людьми. Например Гиббоне заявляет: «Во многих случаях криминальность определяется не чем иным, как провокациями и аттракциями. исходящими из непосредственных обстоятельств, в которых совершаются девиангные действия. Скиннер, разумеется, может служить образцовым примером позиции, согласно которой поведение управляется случайными совпадениями и событиями, происходящими в окружающей среде.
Хэней (Напеу, 1983), говоря о фундаментальной ошибке атрибуции, имеетв виду термин, означающий общечеловеческую тенденцию пренебрегать влиянием ситуации и объяснять поведение действующего субъекта особенностями его личности. Фундаментальная ошибка атрибуции совершается нами, когда мы пытаемся объяснить поведение других людей, но не наше собственное. Например, когда у консультантов по исправительным заведениям спрашивали, почему заключенные совершили преступления, которые привели их в тюрьму, консультанты почти исключительно приписывали причины преступлений скорее дис позиционным или личностным фактором (например, лени или жадности), а не средовым, таким как воспитание, бедность, или социальным факторам. С другой стороны, сами заключенные думали, что оказались в тюрьме из-за внешних обстоятельств, таких как бед! гость, 1 швозмож I кхть пай- ги хорошую работу, а также физическое и сексуальное насилие. Когда дело касается пас самих, начинает действовать предрасположенность в пользу себя, тенденция объяснять наши добрые дела и правильные поступки диспозиционными факторами, а плохие считать следствием внешних сил и обстоятельств. Например, хорошие оценки на экзаменах мы склонны относить на счсг своего интеллекта и хороших учебных навыков. С другой стороны, получив низкую оценку, мы объясняем свой неуспех неудачным стечением обстоятельств или несправедливостью экзаменатора.
Хэней считает, что личность и внутренние обстоятельства лишь в малой степени объясняют наши поступки. Он утверждает, что главным определяющим фактором является ситуация, в которой мы находимся. По существу, с его точки зрения, в соответствующей ситуации любой из нас может совершить криминальное действие каждого из нас можно купить.
Ситуации редко бывают статическими. Наше поведение в той или иной степени влияет на них, а они, в свою очередь, влияют на наше поведение. Это взаимное влияние является одной из причин того, что исследователи преступности начинают уделять все большее внимание виктимологии. Жертвы часто оказывают влияние на поведение преступника, особенно в случаях совершения насильственных преступлений. Виктимоло! ия наука, изучающая причины, обстоятельства, индивидуальные характеристики и социальный контекст, обусловливающие то, что человек становится жертвой. Здесь мы рассмотрим два ситуационных фактора, которые, как представляется, играют особенно важную роль в детерминации антисоциального поведения: авторитет и деиндивидуализацию.
Авторитет как фактор, стимулирующий криминальное поведение
Иногда люди ведут себя определенным образом, потому что некто, обладающий авторитетом, велит им так поступить, даже если они сами считают эти действия«несправедливыми». Кельман и Гамильтон называют этот феномен «преступлением из послушания». Преступление из послушания - это действие, выполняемое потрсбованию авторитетного лица, которое считается незаконным либо аморальным большинством членов общества (Кейпап апс] Напнкоп, 1989, р. 46). Классическим примером такого преступления является приказ военного начальства убивать без разбора или совершать ка- кие-то другие жестокие действия, подобно массовому зверскому уничтожению во время войны во Вьетнаме жителей деревни Май Лэй лейтенантом У. Келли и его подчиненными. Примером преступления из послушания в политико-бюрократическом контексте может служить Уотергейтский скандал, когда в июне 1972 года группа людей под покровительством Белого Дома проникла в отель «Уотергейт» с целью установить скрытые микрофоны в офис национального комитета оппозиционной демократической партии. Преступления из послушания — широко распространенное явление в корпоративном мире; оно будет предметом более детального обсуждения в главе 11.
Пытаясь определить некоторые из переменных, влияниях на послушание властям, Стенли Милграм провел серию экспериментов, в которых испытуемыми были оплачиваемые добровольцы, откликнувшиеся на помещенную в газете рекламу. Целью этих экспериментов, получивших в дальнейшем широкий общественный резонанс и описываемых теперь почти в любом учебнике психологии, было установнть, до какой мощности электрических разрядов могу т дойти испытуемые, подвергая ударам ни в чем неповинных люден по требованию олицетворяющей авторитет фигуры.
Испытуемые были взрослые лица мужского пола в возрасте от двадцати до пя гидесяти лет, из разных социально-экономических слоев. Им было сказано, что целью эксперимента является изучение влияния наказания на запоминание. В эксперименте участвуют «учитель» и «ученик». Испытуемые незналп, что роль ученика всегда достается помощнику экснсриментато ра, который действует по заранее разработанному сценарию. Подбрасывается специально изготовленная поддельная монета, и получается всегда так, что «наивному» испытуемому выпадает роль учителя. После этого «жертву-ученика» уводя г в соседнюю комнату и привязывают ремнями к «электрическому стулу» в присутствии «учителя».
Затем «учителя» приглашают в другую комнату, где он видит «электрогенератор», внушительного вида аппарат, на передней панели которого имеется 30 переключателей, якобы позволяющих наносить «ученику» удар электрическим током в диапазоне 15- 450 вольт с пошаговым переключением в 15 вольт. Кроме того, шкала была разделена на несколько интервалов, помеченных ярлычками: «легкий шок», «оченьсильный шок», «опасно для жизни», «сильнейший шок» и так далее, до последней отметки «XXX». Каждый раз, когда ученик дает неверный ответ, учитель (согласно инструкции) должен переключать электрогенератор на одну ступень выше, повышая, таким образом, мощность разряда на 15 вольт. «Ученик» на самом деле, разумеется, никаким ударам электротока не подвергался, но специально давал неправильные ответы: он только симул провал страдания, кричал, стонал, вопил якобы от все более и более сильной боли, умолял испытуемого Перестать наносить удары, стучал в стену и требовал прекратит!, эксперимент.
Милграм хотел определи ть, как далеко могут зайти люди, подчиняясь требованиям лица, обладающего авторитетом (экспериментатора). Полученные результаты оказались неожиданными для него самого. Более 2/3 участников эксперимента подчинились до самого конца и дошли до последней ступени 450 вольт. В последующих экспериментах Мнлграма с участием разных категорий испытуемых (вклилаЯ как мужчин, так и женщин) были получены схожие результаты.
Многие из испытуемых Мнлграма, хотя и подчинялись требованиям экспериментатора, проявляли при этом большое эмоциональное напряжение и дискомфорт. Некоторые заикались, кусали губы, заламывали руки, издавали нервные смешки, сильно потели и т. д., особенно после того, как жертва начинала стучать в стеиу, требуя остановит ь эксперимент (МПдгат, 1963). По окончании эксперимента некоторые из испытуемых говорили, что они хотели перестать наказывать жертву, по продолжали это делать, потому чтоэкспе- риментатор не позволил бы им прекратить эксперимент. Мнлграм заключает: «Оказываясь в лаборатории, индивид оказывается во власти ситуации, которая начинает все больше и больше определять его по-, ведение».
В дальнейших исследованиях Милграм модифицировал экспериментальную процедуру, с тем чтобы более точно определить, какие условия могут ослаблять подчиняемость, а какие наоборот, способствуют ее крайней степени проявления. Например, он варьировал физическую и психологическую дистанцию между испытуемым и жертвой. Чтобы увеличить психологическую дистанцию между ними, Милграм исключил из сценария крики жертвы, которые были запланированы в оригинальном эксперименте. В другом эксперименте, с целью минимизировать физическую и психологическую дистанцию между ними, испытуемого усаживали рядом с жертвой.
В общем, Мил1 рам нашел, что испытуемые меньше подчинялись экспериментатору, когда физический, визуальный и слуховой контакт с жертвой увеличивался. Однако чем ближе экспериментатор находился к «учителю», тем более вероятным было подчинение. Милграм не обнаружил существенных личностных и тендерных различий в том, что касалось поведения испытуемых, но оказалось, что женщины при этом переживали состояние более сильного дистресса, нежели мужчины.
Влияние таких факторов, как физическая и психологическая дистанция, даст основания сделать некоторые интересные выводы. Если проводить аналогию между исследованиями Милграма и насильственными действиями, то можно ожидать, что чем более им- персональны оружие или ситуация (нс.ихоло1 ическая или физическая дистанция), тем больше вероятность деструктивного поведения и серьезных насильственных действий. Определенно, убить, например, кого-то из огнестрельного оружия с большого расстояния или же выстрелом в упор - далеко не одно и то же. В то же время оба эти варианта совсем не то же самое, что и убить кого-то, задушив голыми руками. По всей видимости, убийство с помощью огнестрельного оружия — более им персона! ьн ьн I и, возможг го, более летний способ устранения кого-либо, и, таким образом, огнестрельное оружие с большей вероятностью ведет к совершению насильственных действий. Конечно, это предположение означает некоторый отрыв от психологического эксперимента в искусственной обстановке, но к этому вопросу стоит вернуться, когда мы будем обсуждать связь между оружием и насилием в главе 8.
При оценке столь сильного влияния требований авторитетной фигуры необходимо уделить пристальное внимание реакциям испытуемых в экспериментах Милграма. Индивидуальные различия были выявлены в том, как они реагировали па ситуацию, но не в их согласии наносить удары электротоком. Хотя некоторые из испытуемых отказывались продолжать эксперимент, когда считали, что причиняют жертве боль, большинство (около 65%) подчинялись требованиям экспериментатора полностью п доходили до последней ступеньки - удара мощностью в 450 вольт. Большинство также проявляли тревогу и состояние конфликта. Милграм отметил любопытную рассогласованность между словом и действием. Многие испытуемые говорили, что не могут продолжить эксперимент и, однако же, продолжали. Некоторые оправдывали свое поведение, ссылаясь на то, что экспериментатор не допустит, чтобы жертве был причинен серьезный ущерб: «Он должен знать, что делает». Другие испытуемые высказывали различные интерпретации и ожидания, такие как, например, вера в то. что научные знания, полученные в эксперименте, оправдывают применяемый ток. Интересно отметить, что люди, не участвовавшие в эксперименте, были убеждены, что они отказались бы наносить удары разрядами высокого напряжения. Однако дальнейшие исследования, проведенные как в США, так и в других странах, подтвердили данные Мил I рама. Милграм полагает, что наша культура не в состоянии предложить адекватных моделей неподчинения авторитетам. Он выражает обеспокоенность тем, что, как вытекает из его исследований, человеческая природа или. более конкретно, тип характера, порождаемый американским демократическим обществом, не сможет успешно иротивостоять требованиям насилия и бесчеловечности, если руководящие функции будут осуществляться недобросовестными политиками. Значительная часть общества делает то, что велено делать, независимо от контекста совершаемых действий и от велений совести, до тех пор пока они воспринимают требования как исходящие от ле- ги гимного авторитета.
Теория Милграма позволяет в определенной степени объяснить иррациональные акты, совершаемые под влиянием авторитета. Милграм, по всей вероятности, объяснял бы отказ министра юстиции США отстранить обвинителя по делу Уотергейта как нежелание воспринимать президента в качестве лсгитимной"ав- торитетной фигуры. С другой стороны, можно предположить его психологическую близость с обвинителем. В любом случае Милграм, вероятно, расценивал бы личностные факторы как иррелевантные. Другие теоретики, наоборот, могли бы доказать, что именно эти факторы и объясняют сопротивление авторитету.
- 2. Понятие, предмет, цели, задачи и содержание юридической психологии. История юридической психологии в России и за рубежом. Ведущие направления в отечественной и зарубежной юридической психологии.
- 4. Юридико-психологическое содержание проблемы психических расстройств, не исключающих вменяемость
- 5. Основные подходы к изучению личности в отечественной и зарубежной психологии. Юридико-психологические аспекты учения о личности. Типологическая система к. Леонгарда – а. Е. Личко.
- 6. Социальные стереотипы, предрассудки: понятие, психологическое содержание, значение для юридической психологии
- 7. Правовая психология как отрасль прикладной юридической психологии: понятие, предмет, цели, задачи, основные проблемы. Юридико-психологические аспекты правовой социализации личности.
- 8. Биопсихосоциальное содержание учения о морали, законопослушном и аномальном поведении.
- 9. Психологические аспекты правотворчества
- 10. Юридико-психологическая характеристика правосознания как системы отражения правовой действительности. Характеристика функций правосознания. Правовая культура.
- 11. Психологические особенности деформации права и правосознания в тоталитарных обществах.
- 12. Юридически значимые эмоциональные состояния: понятие, характеристика отдельных видов.
- 13. Медицинский (психиатрический), психологический и юридический подходы к категории вменяемости
- 14. Психологический, юридический и медицинский (психиатрический) подходы к понятию аффекта.
- 15. Дистанционная психодиагностика личности в юридической психологии.
- 17. Социальный интеллект (коммуникативная компетентность) как один из важнейших психологических факторов профессиональной пригодности юриста.
- 18. Юридико-психологическая характеристика аттракции и эмпатии.
- 19. Юридико-психологическая характеристика локуса контроля личности.
- 20. Фундаментальная ошибка атрибуции: содержание, значение для юридической деятельности.
- 21. Понятие, содержание и организация профессионального отбора в правоохранительные органы.
- 22. Профессиональные деформации личности сотрудников правоохранительных органов.
- 23. Психологический мониторинг сотрудников правоохранительных органов. ????????????????????????????????????????????????????????????
- 24. Криминальная психология как отрасль прикладной юридической
- Психологии: понятие, предмет, цели, задачи, основные проблемы.
- 25. Понятие личности преступника в праве и юридической психологии. Правовые и психологические подходы к изучению личности преступника. Понятие личности преступника
- Ценностно-ориентационная и стереотипизированная поведенческая схема личности преступника
- 26. Основные современные психологические теории, объясняющие
- Криминальное поведение (теория социального научения а. Бандуры,
- Дифференциальная теория «ассоциация – подкрепление» р. Экерса,
- Фрустрационная теория л. Берковица).
- 1) Теория ожиданий
- 2) Имитационные аспекты социального научения
- 27. Психологические факторы, стимулирующие и тормозящие криминальное поведение. Системный подход к анализу поведенческих явлений
- 28. Агрессия: определение и основные теории. Проявления агрессии. Управление агрессией.
- 30. Понятие малой группы. Классификация малых групп. Структура малой группы. Преступная группа как частный вид малой группы.
- 31. Внутригрупповые процессы в малой группе (социальная фасилитация, деиндивидуализация, групповая поляризация, огруппление мышления, влияние меньшинства). Групповые нормы и ценности.
- 32. Понятие конфликта. Классификация конфликтов. Психологические механизмы и динамика конфликтов. Конфликты в юридической деятельности. Психологические основы разрешения конфликтов.
- 33. Юридико-психологическая характеристика криминальной субкультуры.
- 34. Психология в расследовании преступлений.
- 35. Следственный анализ преступления (следственное профилирование).
- 36. Юридико-психологическая характеристика массовых убийств.
- 37. Юридико-психологическая характеристика краж.
- 38. Юридико-психологическая характеристика терроризма.
- 39. Проблема психологического воздействия в юридической деятельности. Психологическая судебная экспертиза по фактам неправомерного психического воздействия.
- 40. Юридико-психологическая характеристика тоталитарных культов.
- 41. Юридико-психологическая характеристика допроса как специфической для юридической деятельности формы общения.
- 42. Психологические аспекты отдельных следственных действий.
- 1) Психология осмотра места происшествия.
- 2) Психология очной ставки.
- 3) Психология следственного эксперимента и проверки показаний на месте.
- 4) Психология обыска и опознания.
- 43. Психология понимания правды. Проблема истинности/ложности показаний участников процесса.
- 44. Возможности выявления истинности/ложности сообщения по поведенческим особенностям.
- 45. Юридико-психологические аспекты использования полиграфа в оперативно-розыскной и следственной деятельности.
- 46. Психолог как специалист в уголовном процессе.
- 47. Судебная психология как отрасль прикладной юридической психологии: понятие, предмет, цели, задачи, основные проблемы.
- 48. Состязательный процесс в судопроизводстве: большая справедливость или тенденциозность
- 49. Юридико-психологические аспекты показаний свидетелей и потерпевших (убедительность, точность, ошибки).
- 50. Юридико-психологические аспекты подсудимого (физическая привлекательность, сходство с судьёй/присяжными).
- 51. Юридико-психологические аспекты суда присяжных.
- 53. Психологическая судебная экспертиза как отрасль прикладной юридической психологии. Правовые основы психологической судебной экспертизы.
- Этапы проведения психодиагностического исследования
- Методические подходы к организации судебно-психологической диагностики
- 55. Классификация (виды) психологических судебных экспертиз. Подготовка, назначение и проведение психологической судебной экспертизы. Квалификационные требования к эксперту-психологу.
- 56. Заключение психологической судебной экспертизы и его оценка следственными органами и судом.
- 57. Психологическая судебная экспертиза несовершеннолетних обвиняемых (подозреваемых, подсудимых): теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- 58. Психологическая судебная экспертиза свидетелей и потерпевших: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- 59. Психологическая судебная экспертиза в делах о сексуальных преступлениях: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- 60. Психологическая судебная экспертиза юридически значимых эмоциональных состояний: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- 61. Психологическая судебная экспертиза в делах о происшествиях, связанных с управлением техникой: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- 62. Психологическая судебная экспертиза личности обвиняемого (подозреваемого, подсудимого) и мотивов противоправных действий: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- 63. Посмертная психологическая судебная экспертиза: Теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- 64. Психологическая судебная экспертиза в делах по искам о возмещении морального вреда: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- 65. Психологическая судебная экспертиза в делах по спорам о праве на воспитание детей: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- 66. Психологическая судебная экспертиза преступной группы: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- 67. Психологические судебные комплексные экспертизы.
- 68. Пенитенциарная психология как отрасль прикладной юридической психологии: понятие, предмет, цели, задачи, основные проблемы.
- 69. Стэнфордский тюремный эксперимент (ф.Зимбардо) и его значение для юридической психологии
- 70. Типичные психофизиологические особенности осуждённых.
- 71. Психофизиологические последствия заключения. Юридико-психологические проблемы адаптации освобождённых к условиям жизни на свободе.
- 72. Психологические средства исправления осужденных
- 73. Модификация поведения: содержание, правовые и психологические проблемы.
- 74. Психологические требования к личности и деятельности персонала исправительных учреждений.
- 75. Использование достижений современной психолингвистики в юридической психологии