logo search
Лекции по психолингвистики

4.2. Роль речи в протекании психических процессов.

Речь как сложную форму психической деятельности характеризует подвижность, многозначность и связь с другими психическими функциями. Речь это и собственно психический процесс, и процесс, связывающий и организующий другие психические функции.

Роль слова в организации восприятия. Есть сенсорные характеристики окружающего мира, которые не зафиксированы в языке // многие запахи и их оттенки, цвета и их оттенки, тактильные характеристики. Имеющиеся для этого вербальные характеристики различны в национальных языках и весьма неконкретны («Мысль изречённая есть ложь»). Человеческий глаз может воспринимать несколько миллионов цветовых оттенков. Количество слов для обозначения весьма небольшое. Сэпир Э. (1927) и Б. Уорф - язык влияет на протекание восприятия, умение различать и классифицировать цвета.

Аспекты памяти, релевантные для процесса речеобразования (по А.А. Леонтьеву):

  1. «Память ситуации». Позволяет однозначно реагировать на повторение одного и того же (полностью или частично) набора обуславливающих речевое высказывание внешних факторов. Т.е. классическая условнорефлекторная связь.

  2. Сохранение компонентов высказывания на время осуществления высказывания (кратковременная память).

  3. Запоминание и воспроизведение программы высказывания (когда выступление планируется заранее или хотя бы на несколько предложений вперёд). - Оперативная память. Спонтанная устная речь возможна только при высоком уровне развития и является продуктом специального развития. Для «невоспитанного» говорящего планирование сводится к полному предварительному порождению речи с последующим точным воспроизведением. Чем больше автоматизированы навыки спонтанной устной речи, тем меньше д.б. предварительная фиксация (планы, конспекты). При полном отсутствии внешних опор программа кодируется в форме УПК, т.е. внутренних схем и образов. Трансформация информации происходит на стадии познавательной ориентировки в материале.

  4. Запоминание и воспроизведение содержания высказывания или грамматического плана. Запоминание смысла независимо от слов. Эксперименты Бюлера доказали, что мысли запоминаются иначе, чем слова. Л.С. Выготский : запоминание мыслей происходит за счёт смыслового отнесения одной мысли к другой. Для этого необходима сложная, опосредованная языком или другими средствами аналитико-синтетическая деятельность. «Структурирующая» память.

  5. Запоминание и воспроизведение формы высказывания, выучивание и воспроизведение наизусть (моторный план). Смысловая организация текста выступает как вспомогательный приём. На первом месте запоминание самого материала // учить стихи. Сатиация - потеря смысла при запоминании (при многократном повторении). Глоссолалическая речь («заумь»), опирающаяся исключительно на моторное программирование, она определённым образом организована в звуковом плане и может напоминать какой-нибудь язык. Вероятно, ранее это были осмысленные тексты, но потом смысл был утрачен.

  6. Память родного языка. Или долговременная память, задача её - сохранение того, что необходимо на будущее. Это неизбежно требует предвидения. Поэтому вероятностные характеристики сигналов очень важны. Если для кратковременной памяти важно число запоминаемых единиц, то для долговременной - информационная нагрузка. Располагая определённым набором признаков слова, мы производим поиск среди небольшой группы наиболее частых слов, обладающих данными признаками. Признаки м.б. акустико-артикуляционными (при утомлении, патологии, у детей) и семантическими. Обычно при поиске учитываются обе группы признаков. Выбор слова зависит также от стратегии субъекта в данной ситуации.

  7. Запоминание и воспроизведение грамматических структур.

  8. Запоминание и воспроизведение слов.

  9. Запоминание и воспроизведение речевых шаблонов.

  10. Запоминание и воспроизведение звуковых последовательностей.

Роль речи в организации волевого акта. Генезис регулирующей функции (по Лурия А.Р.).

Волевые процессы формируются в конкретной деятельности ребёнка и в его общении со взрослым. (Л.С. Выготский). На первых этапах деятельность ребёнка регулирует речь мамы (направляет внимание, организует двигательные акты ребёнка). Затем ребёнок овладевает речью и «даёт речевые приказы» самому себе сначала развёрнуто во внешней речи, затем свёрнуто во внутренней речи. Сначала речь сопровождает деятельность ребёнка, а затем опережает её. Так возникает сознательное, опосредованное речью произвольное действие.

Для того чтобы ребёнок смог регулировать свою деятельность, он должен научиться выполнять инструкцию взрослого, подчиняться речи взрослого, которая часто сопровождается указательным жестом. При этом внимание ребёнка перестаёт подчиняться биологическому ориентировочному рефлексу. Настоящее рождение регулирующей функции речи происходит, когда мама связывает слово с предметом, и реакция ребёнка приобретает специфический характер // «Где чашка?». - И ребёнок обращает свой взгляд к чашке (1.2.). Но при усложнении условий, когда начинает воздействовать объект, вызывающий сильную ориентировочную реакцию, поведение ребёнка легко отклоняется от заданной инструкции (перед ребёнком знакомые игрушки, но та, которую попросят либо дальше от ребёнка, либо менее яркая и он берёт другую игрушку). Для укрепления регулирующей функции требуется обыгрывание игрушки, указательный жест и т.п. Фактор, который мешает действиям ребёнка - инертность его действий (// монету несколько раз подряд прячут в деревянную рюмку и просят её найти, затем в чашку, но ребёнок тянется к рюмке). К 2,5 годам ребёнок способен преодолеть инертность, но регулирующее влияние речи непрочно (задержка движения на 10-15 сек), и ребёнок поддаётся влиянию инертного стереотипа. // Когда нет подкрепления наглядным опытом и изучается регулирующая функция речи в чистом виде (монета прячется за экраном, инструкция «монета в чашке (рюмке), найди её»), ребёнок или действует по инерции, или тянется к обоим предметом (ориентировочный рефлекс). К 3 годам появляется способность непосредственно подчиняться инструкции, а затем и отсрочено. Но потенциально регулирующая функция ещё слаба // Просьба повторить движение, сопровождающееся инструкцией. При прямой инструкции, подкреплённой действием ребёнок 2.8. – 3. Адекватно выполняет действие. Как только инструкция отличается от жеста, и ситуация становится конфликтной, ребёнок требуемую реакцию заменяет на имитационный жест. Трудности в том, что необходимо преодолеть влияние непосредственного впечатления, а не трудности усвоения значения инструкции. К 3-3,5 годам речевая инструкция играет ведущую роль (к 3,5 годам созревают лобные доли мозга, отвечающие за произвольные движения).

Мозговая организация регулирующей функции речи. Волевой акт является опосредованным через внешнюю и внутреннюю речь действием. В головном мозге передние отделы коры, а именно их префронтальные. лобные отделы отвечают за динамику планомерного произвольного акта, формируются они к 3-4 г. Поражение этих отделов приводит к нарушению регулирующей функции речи.