5.1. Критерии психолингвистического анализа речи.
Различные ситуации общения предполагают использование различных способов разворачивания мысли. Выделение тех или иных видов речи зависит от того, какой критерий положен в основу классификационной модели.
Леонтьев А.А. формулирует критерии психолингвистического анализа речи:
«Физиологические» критерии.
Ориентированность системы неврофизиологических уровней речевого поведения (какой уровень является ведущим). Это: коммуникативная речь, назывная речь, эхолалическая речь, хоровая речь.
Конструктивный или стохастический принцип порождения речи, в частности наличие или отсутствие речевого программирования. Это: активная речь (манд), реактивная речь, разные виды «несобственно речи» (имитативная, автоматическая, стохастическая и пр.)
Степень участия сознания. Это: бессознательная речь, контролируемая речь, осознаваемая речь.
«Психологические» критерии.
Место высказывания в структуре интеллектуального акта и целостного акта деятельности. Это: планирующая речь, речь- действие, сопоставляющая речь.
Мотивация высказывания. Это: спонтанная речь, ситуативно обусловленная речь, контекстно обусловленная речь, немотивированная речь.
Функциональная направленность высказывания. Это: приказ или просьба, вопрос, приветствие, восклицание (аффективная речь), автоклитики, констатирующие высказывания.
«Лингвистические» критерии.
Сентенциальность, т.е. развёрнутость или неразвёрнутость высказывания в предложении. Это: несентенциальные формы высказываний; сентенциальные формы высказываний; суперсентенциальные формы высказываний, которым соответствует последовательность предложений; супрасентенциальные формы высказываний, которым соответствует часть предложения.
Логико-психологический тип высказывания. Это коммуникация событий и коммуникация отношений.
Соотнесенность высказывания с тем или иным говорящим. Это: начальные высказывания, продожающие высказывания, ответные высказывания.
Классификация видов речевых высказываний по Ф. Кайнцу:
Спонтанная или инициативная речь.
Реактивная речь (ответ на заданный вопрос).
Имитативная речь (при патологии).
Автоматическая речь (сумеречное состояние сознания).
Стохастическая речь (воспроизведение заученного).
По Б. Скиннеру:
Контролируемое поведение: эхо - ответы, текстуальное поведение (в соответствии с письменным текстом), транскрипция (перевод сообщения из одной формы в другую), интравербальное поведение .
Манды: просьба, приказ, вопрос.
Такты - реактивная речь.
Автоклитики - утверждение, отрицание, квалификация и квантификация.
По Фризу Ч.:
Ситуационные (способные начинать беседу).
Продолжающие ( не начальные, но принадлежат тому же говорящему).
Ответные (связаны с переходом к другому говорящему).
По Кэрроллу Дж.:
(исходя из функции и наличия или отсутствия формы предложения (сентенциальность)
Несентенциальные формы выражения:
приветствия,
призывы и т.п. средства привлечения внимания,
несентенциальные восклицания,
несентенциальные ответы.
Типы предложений:
утверждения о существовании,
предикации типа « субъект + предикат».
По Лурия А.Р.:
Аффективная речь - «восклицания, междометия или привычные речения». Не исходят из какого-либо замысла, не формулируют мысли, являются проявлением внутренних аффективных состояний и выражают отношение к какой-либо ситуации.
Устная диалогическая речь. Стимулом является вопрос собеседника .
Устная монологическая речь. Тема сообщения исходит из внутреннего замысла, мыслей субъекта и того содержания, которое он хочет передать.
Письменная монологическая речь.
Кроме того, А.Р. Лурия делит высказывания на коммуникацию событий (формулируется и передаётся конкретное взаимодействие вещей) и коммуникацию отношений (фиксация абстрактно-логических взаимоотношений).
Типология речи (по А.А.Холодович):
Средства выражения - звук, письмо, жест.
Наличие или отсутствие партнёра.
Ориентированность - одно- или двунаправленность речевого акта.
Наличие одного или многих воспринимателей - индивидуальная или массовая коммуникация.
Контактность или дистантность речевого акта.
- Тема 1. Теоретические и методологические основы психолингвистики
- 1.1. Историческая динамика взглядов на предмет психолингвистики. Современное понимание предмета и объекта психолингвистики.
- 1.2. Причины выделения психолингвистики в самостоятельную науку.
- Задачи и методы психолингвистики:
- 1.4. Связь психолингвистики с другими науками.
- 1.5. Внутренняя структура психолингвистики (по а.А. Леонтьеву).
- 1.6. Основные постулаты психолингвистической теории по а.А. Леонтьеву.
- Тема 2. История развития психолингвистики
- Литература
- Белянин в.П. Введение в психолингвистику. - м., 1999 - с. 16-23.
- Горелов и.Н., Седов к.Ф. Основы психолингвистики. - м.,1997 - с. 5-18
- 2.1.Психолингвистические идеи до выделения психолингвистики в самостоятельную науку.
- 2.2. Возникновение психолингвистики. Психолингвистика 1 поколения.
- 2.3. Психолингвистика 2 поколения: н. Хомский и Дж. Миллер.
- 2.4. Психолингвистика 3 поколения.
- 2.5. Тенденции современной лингвистики за рубежом по Леонтьеву а.А.:
- 2.6. Роль Выготского л.С. И его школы в развитии психолингвистики.
- 2.7. Развитие отечественной психолингвистики.
- Тема 3. Язык, речь, речевая деятельность.
- Литература
- Леонтьев а.А. Основы психолингвистики. - м.,1997 - с. 56-73.
- 3.1. Понятие речевой деятельности в отечественной психолингвистике.
- Понятие психолингвистических единиц.
- 3.3.Физиологические основы теории речевой деятельности.
- 3.4. Определение понятий речь и язык. Их сравнительная характеристика.
- 3.5. Понятие языковой системы. Типы отношений в языковой системе.
- Тема 4. Функции языка и речи.
- Горелов и.Н., Седов к.Ф. Основы психолингвистики. - м.,1997 - с.71-103.
- 4.1. Основные и факультативные функции языка и речи.
- 4.2. Роль речи в протекании психических процессов.
- 4.3. Проблема мышления и речи, языка и сознания в психолингвистике.
- 4.4. Язык и коммуникация.
- 4.5. Эмоции и язык.
- Тема 5. Классификация форм и видов речи.
- 5.1. Критерии психолингвистического анализа речи.
- 5.2. Характеристика форм и видов внешней речи.
- 5.3. Внутренняя речь.
- Тема 6. Психолингвистический анализ порождения речи.
- Белянин в.П. Введение в психолингвистику. - м., 1999 - с. 40-64.
- 6.1. Теория порождающих грамматик
- 6.2. Трансформационная грамматика н. Хомского.
- 6.3. Когнитивные модели.
- 6.4. Московская психолингвистическая школа
- Развёрнутое речевое сообщение и его порождение
- Тема 7. Психолингвистика восприятия речи.
- 7.1. Психолингвистика восприятия речи.
- 7.2. Психолингвистика речевого воздействия.
- Тема 8. Языковая и метаязыковая способность.
- 8.1. Языковая компетенция. Компоненты языковой компетенции.
- 8.2. Языковая способность
- 8.3. Метаязыковая способность.
- Тема 9. Лингвистические и паралингвистические средства языка в психолиингвистике и их усвоение в онтогенезе
- Литература
- Белянин в.П. Введение в психолингвистику. - м., 1999 - с. 64-69.
- Леонтьев а.А. Основы психолингвистики. - м.,1997 - с.172-189.
- 9.1 Развитие речи и усвоение языка в онтогенезе (общие закономерности). Поэтапность формирования речевых способностей. Факторы, определяющие речевое развитие.
- 9.2. Язык как система знаков
- 9.3. Невербальные компоненты коммуникации. Довербальный этап и его роль в развитии речевой способности. Онтогенез невербальных компонентов коммуникации.
- 9.4. Фонетические средства языка с точки зрения психолингвистики. Фоносемантика.
- 9.5. Слово как основной элемент языка. Усвоение лексических единиц (слов, фразеологизмов).
- I методы исследования понятий
- Расширение и сужение значений слов
- 9.6. Психолингвистический аспект грамматики. Овладение морфологическими категориями существительного, прилагательного, глагола.
- Психосемантика фразы и текста. Усвоение синтаксических структур. Овладение способами организации текста.
- Психосемантика текста