9.4. Фонетические средства языка с точки зрения психолингвистики. Фоносемантика.
Психологически реальными для людей, говорящих на языке являются фонемы. Звуки же могут характеризоваться различными признаками, но эти различия не являются существенными с точки зрения системы языка. Функция фонемы - выражение и различение слов и их форм.
Овладение звуковой формой слова в онтогенезе.
Звуки детской речи образуют свою собственную систему, отличную от системы речи. Сведение в систему, бессознательное определение существенных для данного языка признаков составляет суть процесса овладения функциональной стороной звуковых знаков. Звуковая сторона языка воспринимается ребёнком образно. Усваиваются лишь те различия звуков, которые влияют на смысл.
Первым звуковым проявлением ребёнка является крик. Крик новорождённого есть следствие врождённых безусловных рефлексов. На этом этапе коммуникация односторонняя (предметные, часто озвученные действия со стороны матери). Используемые в общении с ребёнком речевые конструкции достаточно сложны. Более важным является не передача смысла, а установление контакта, передача положительных эмоций. «Обращённый» монолог матери имеет звуко-жестово-мимческую структуру (Лепская Н.И). Звуки при этом м.б. и речевые, и неречевые.
На следующем этапе мать соотносит своё вербальное и невербальное поведение с реакцией ребёнка. В возрасте 0.2,6 - 0.3 первоначальный крик дифференцируется. Н.И. Лепская выделяет 2 вида плача: крик удовольствия, возникающий в эмоционально-положительных ситуациях и крик неудовольствия. Ковшиков отмечал, что мать может различить до 13 видов плача. «Обращённый» монолог матери получает видимый и воспринимаемый отклик (комплекс оживления, вокализация гуления, улыбка). Вокализации гуленья и гуканья доставляют ребёнку удовольствие, являясь одновременно необходимым звеном в формировании связи слухового анализатора и артикуляционного аппарата. Первые вокализации содержат в себе признаки и согласного, и гласного. Леонтьев А.А. подчёркивает, что считать гуление закономерным звеном развития фонетики необоснованно, т.к. звуки лишены корреляции в синтагматическом и парадигматическом плане; нелокализованность, неконстантностью и нечёткость артикуляций; набор звуков иррелевантен звуковому составу определённого языка.
В 4-5 месяцев происходит качественный скачок - появляется лепет, соединение отдельных артикуляций в линейную последовательность является синтагматической организацией речи. Звуки становятся локализованными и коррелированными (первослог имеет слоговую структуру, речевой поток распадается на отдельные слоговые кванты). Т.о. происходит формирование физиологического механизма слогообразования, автономного по отношению к другим речевым механизмам. Около 6 месяцев появляется эквивалент слова, речевой поток распадается на отрезки, состоящие из нескольких слогов и объединённые акцентуацией (ударение на первом слоге), мелодикой (мелодическое единство связано с функцией псевдослова - выражение аффекта), единством уклада артикуляционных органов (обусловлено функциональной нагрузкой псевдослова). Появляется глоточная регулировка дыхания и динамическая организация артикуляций. Устанавливается твёрдая специфичная для данного языка корреляция между работой артикуляторных органов и работой глоточного механизма регулировки дыхания. В лепете ребёнок произносит до 100 звуков. Однако, передавая детскую речь с помощью фонетической транскрипции, мы привносим в неё расчленённость на отдельные звуки, чего в ней нет примерно до 2 лет.
Но лепет и речь – два совершенно разных цикла артикуляционной моторики. Лепетные звуки непроизвольны и неосознанны. В самостоятельной речи звуки приобретают статус фонемы, их произнесение становится произвольно, осознанно и контролируемо фонематическим слухом. Нередко лепетные звукокомплексы приобретают предметную отнесённость и становятся словами. Значимые взрослые активно способствуют этому процессу, стимулируя ребёнка к произношению и повторению лепетных звукокомплексов, приспосабливаемых матерями к фонетической системе родного языка. Переход от лепета к речи знаменует переход от «общедетских» интернациональных вокализаций к конкретному языку. В своём произношении ребёнок стремится приблизиться к сложившемуся у него образу фонемы. Фонема как некий звукотип, наделёна функцией создавать и различать звуковые оболочки словесных знаков. Возраст 0.11-1.0 является переломным, хотя нет ни резкого изменения фонетического облика слова, ни резкого изменения его семантической функции.
По Леонтьеву А.А. период с 0.11 до 1.3 является этапом синтагматической фонетики для которого характерно:
Значимость акцентной модели при усвоении новых слов.
Тенденция к воспроизведению общего акустического облика слова, часто в ущерб артикуляции ряда звуков.
Унификация звукового облика (уподобление согласных по месту образования).
Афункциональность звуковых различий. Вариативность в артикуляции возникает по физиологическим причинам (генетические или синхронно-физиологические факторы).
Преднамеренность, произвольность речевых проявлений ребёнка применительно к произношению целостного звукового облика слова.
Появляется релевантность, соотносимость артикуляций со звуками определённого языка.
Овладевая языком, ребёнок не должен усваивать различия в оттенках фонем, но он должен овладеть теми признаками звуков, которые являются существенными для общения на данном языке. Необходимым условием этого является фонематический слух. Фонематический слух формируется раньше способности верно произносить (2 года - слух, к 4 - звукопроизношение). Когда ребёнок приступает к активной словесной речи (сознательное артикулирование), он уже практически владеет системой основных фонологических противопоставлений родного языка. Усвоение звуковой стороны речи идёт в определённой последовательности: интонация (0.4. – 0.6.); ритм (0.6 – 1.0); звуковой состав слова (после 1.0) (по Н.Х Швачкину). Восприятие фонем также имеет свои закономерности: раньше усваиваются различия м/у гласными; при восприятии согласных фонем сначала усваивается разница м/у наличием или отсутствием согласного, затем м/у сонорными и шумными, затем м/у твёрдыми и мягкими и т.д. Понимание фонологических противопоставлений предшествует их реализации.
Якобсон Р. , Г.М. Фант, М.Хале считают, что различительные признаки, обнаруживаемые в языках мира и лежащие в основе всего лексического и морфологического состава языков сводятся к 12 бинарным противопоставлениям: гласный - негласный, согласный - несогласный, прерывный - непрерывный, глоттализованный - неглоттализованный, резкий - нерезкий, звонкий - глухой, компактный - диффузный, низкий - высокий, бемольный - простой, напряжённый -ненапряжённый, носовой - неносовой.
В онтогенезе образованию каждой дифференцировки предшествует функционально значимое артикуляционное образование, представляющее собой сплав той и другой фонемы (Бельтюков В.И.). Это образование первоначально выступает в качестве заменителя этих фонем. В результате образуется дерево с 4 ветвями: гласные(а – а,е,ё,я,э,о,у, ю,и,ы,й,л,р), губные (мб – м,б,п,в,ф), переднеязычные(нд – н,д,т,с,ц,ч,з,ц,,ш,ж,щ), заднеязычные(гкх – к,г,х).
Первыми появляются гласноподобные звуки среднезаднего рядя неверхнего подъёма. Затем более узкие и передние звуки. Дифференциация гласноподобных идёт 2 путями:
Путём разветвления : а/ изменение ряда , изменение подъёма; б/ изменение по подъёму, ряду + лабилизация.
Путём линеарного развития.
Путём линеарного разветвления.
Первой возникает дифференциация а - u, затем а- о, позже а -i, u- i. К концу доречевой стадии вокалические элементы переходят в гласные звуки. Первая дифференциация - оппозиция гласный - согласный, является универсальной для языка.
Первые согласноподобные - полузвонкие, частично палатализованные компоненты, сопровождающиеся обязательным вокалическим элементом и содержащие дополнительную назализацию. К концу гуленья происходит дифференцирования носовых и ротовых звуков. К 1.02. - смычные ( наиболее просты, близки к рефлекторному акту сосания - п-б-, д-т , г-к); 1.07- 2.06. - щелевые в-ф, с-з, х, й, щ, ш-ж; смена смычки и щели - простые смычно-проходные - м,н, сложные - африкативные ( 3.0 - 3.7) ц,ч; палатализованные , способность дифференцировать твёрдые -мягкие к 3.6-4.0; вибрация. При фонологическом развитии на речевом уровне последовательность появления фонем та же, что и при формировании звуков: противопоставления носовой - ротовой (мама- папа); смычные - фрикативные (папа - тата - вава), по месту образования – лабильные - дентальным (баба- дада), звонких - глухих, палатальных - велярных.
У большинства детей губные согласные появляются раньше язычных, твёрдые губные раньше мягких, мягкие зубные раньше твёрдых, смычные – раньше щелевых, свистящие раньше шипящих. Подобный порядок универсален и наблюдается в других языках мира (С.Н. Цейтлин).
Явление замены одного звука другим носит название субституции. Чем раньше слово попало в лексикон ребенка, и чем чаще оно употреблялось в ненормативном виде, тем труднее преобразовать его звуковой вид в дальнейшем. Подобное явление связано с тем, что употребляемое слово успело приобрести моторный и перцептивный образ (хотя они могут и не совпадать). В отличии от субституций искажение звуков не нарушает опознаваемости звуков и не приводит к смешению его с другими звуками (фонемами).
Слоговая структура слова - это чередование ударных и безударных слогов различной структуры сложности. Признаки: ударность, организующая силлабическую структуру слова (интонационную); слоговой контур слова (измеряется количеством слогов). В онтогенезе усвоение последовательно: СГ, ГС или СГС (мак, веник), ГСС, ССГ. К 3 годам слоговая структура слога усвоена. В начальном детском лексиконе преобладают открытые слоги (СГ). Первые закрытые слоги оканчиваются на й, затем м,н. Другие конечные согласные как правило отбрасываются. Миновав пятидесятисловный барьер, ребёнок, обычно перестаёт руководствоваться законом открытого слога, в конце которого появляются не только сонорные, но и шумные. Трудные для произношения сочетания согласных ребёнок стремится модифицировать: сочетание сонорный - шумный - устранение сонорного; щелевой – смычный – устранение щелевого. Кроме того, чаще выпадает согласный звук в начале слова, чем в середине.
Законы усвоения стечений:
Стечение согласных в середине слова усваивается раньше, чем в конце и начале.
По способу образования стечений они м.б. простые (рядом 2 звука разные по способу образования // кофта) и сложные.
От 1 до 2 лет наблюдается явление дистантной ассимиляции - уподобления звуков в пределах слова. Ассимиляция м.б. и прогрессивного, и регрессивного характера; полная или частичная.
Метатезис – перестановка звуков или слогов в слове.
Слоговая эллизия – сокращение слова. Главный механизм, регулирующий сокращения слова - его акцентная структура, т.е. распределение слогов в слове по отношению к ударению. Звуковым центром является ударный слог, и он не исключается ни при каких условиях. В трёхсложных словах чаще всего упускается слабейший слог.
В настоящее время выделяют две основные стратегии овладения звуковой системой речи:
«Слоговые» дети (холистическая стратегия) стремятся воспроизвести слоговой контур слова, его ритмо – мелодическую структуру, не заботясь о качестве звуков его составляющих.
«Звуковые» дети (аналитическая стратегия) стремятся не расширять слоговой цепочки до тех пор, пока не добьются определённой точности артикуляции.
Фоносемантика.
По мнению И.Р. Гальперина, важно помнить, что в звучании речи заключена выразительность, эмоциональность и звуковые ассоциации, дополняющие общее содержание высказываний смысловыми оттенками. Горелов И.Н. и Седов К.Ф. указывают на особый раздел психолингвистики, посвящённый исследованию соотношения в языковом сознании звука и смысла - фоносемантику. Традиционно в лиингвистике принято считать, что звук сам по себе значения не имеет. Журавлёв А.П. считает, что звуки имеют значение.
Звуки речи, особенно гласные, могут восприниматься в цвете, но связь "звук речи - цвет" обычно считается редким сугубо индивидуальным феноменом. Психические явления чаще всего непосредственно не наблюдаются, в экспериментах то проявляются, то нет, вычислению поддаются плохо, а следы их функционирования неопределенны, зыбки, нерегулярны. Особенно в области подсознания.
Идея экспериментов, проведённых А.П. Журавлёвым проста: регистрируются реакции многих испытуемых на определённый стимул, а затем следует статистическая обработка полученного материала, чтобы выявить основные тенденции в реакциях. Техника регистрации разнообразна: испытуемым либо предъявляются звуки речи - требуется подобрать к ним цвета, либо предъявляются различные цветовые карточки - требуется написать на них звуки, либо даётся задание выстроить звуки по цвету, скажем, от "самого красного" и до "наименее красного", "самого синего" и до "наименее синего" и т.п. Многие такие эксперименты с тысячами информантов показало, что в подавляющем большинстве испытуемые окрашивают по крайней мере гласные вполне определённо. Особенно единодушны мнения относительно трёх гласных - А, Е, И. Звук и букву (звукобукву) А вполне согласованно называют красной , Е - чётко зелёная, а И - определённо синяя. Звукобукву О все считают светлой и яркой, но хотя большинство испытуемых называют её жёлтой, всё же довольно часто встречаются ответы: "белая". Получается, что она солнечная. Остальные гласные имеют оттеночную окраску, как и цвета, с которыми они связываются, к тому же связь эта прослеживается менее четко - здесь больше разброс мнений испытуемых. Так, У - ассоциируется с тёмными оттенками синего цвета: тёмно-синим, тёмно-голубым, тёмным сине-зелёным, тёмно-лиловым. Звукобуква Ю тоже связывается с оттенками синего цвета, но со светлыми: голубым, светло-сиреневым. Так что Ё - светлая жёлто-зелёная. А вот Я окраской почти не отличается от А, разве что воспринимается как более светлая и яркая. Что касается Ы, то здесь следует говорить не о цвете, а скорее о световой характеристике. Если О - звукобуква света, то Ы - звукобуква мрака, тьмы. Она самая тёмная из всех гласных, и ей испытуемые единодушно дают самые тёмные характеристики - темно-коричневая, чёрная. Любопытно, что на восприятие, строго говоря, согласного звука Й явно повлияла графическая форма буквы Й, передающей этот звук. Сходство Й с И привело и к сходным цветовым оценкам - Й воспринимается как синяя звукобуква, хотя и с меньшей определенностью, чем И. Никакой определённый цвет с Э не связывается. А поскольку и встречается Э в текстах крайне редко (гораздо реже всех других гласных), то при дальнейшем анализе текстов её решено было не учитывать.
Если соответствия звуков речи определённым цветам существуют, пусть даже в подсознании, то они должны где-то проявляться, звукоцвет должен как-то функционировать в речи. И, прежде всего, нужно искать проявления звукоцветовых ореолов в поэзии: там, где звуковая сторона особенно важна. Эффект звукоцвета может сыграть свою роль в том случае, когда в стихотворении создается определённая цветовая картина, и рисунок гласных стиха должен бы поддержать, "подсветить" эту картину звуками соответствующего цвета. Если это так, то естественно ожидать, что при описании, например, красных предметов и явлений в тексте будет подчёркнута роль красных А и Я; они будут встречаться чаще, чем обычно, особенно в наиболее важных, наиболее заметных позициях (скажем, в ударных). Описание чего-либо синего будет сопровождаться нагнетанием синих И, У, Ю; зелёного - нагнетанием Е, Ё и т.д.
На следующих этапах эксперимента испытуемый оценивал звуки по методу семантического дифференциала по следующим признакам: тихий - громкий, светлый - тёмный, тусклый - блестящий, шероховатый - гладкий, большой - маленький, лёгкий - тяжёлый. Оценивание шло по пятибалльной системе. Всего предлагалось 346 звукобукв, 25 шкал. В эксперименте участвовало 100 000 испытуемых. Обрабатывались результаты с помощью компьютера. Был сделан вывод о том, что в своей речи человек отдаёт предпочтение словам, которые больше подходят по своему звучанию к смыслу. Звуковое давление оказывает влияние на восприятие смысла слова и текста, и на его применение Фонетическая значимость влияет, увеличивая возможность возникновения суждений и оценок. Любимы те стихи, которые имеют звуковую тень смысла. Психофизиологический механизм этого явления - явление синестезии (соощущения).
Как возникла содержательность звучания? Язык человека, его речь возникла из сигналов животных, означающих различные аффективные состояния (тревога, призыв, сигнал о пище). А.П. Журавлёв предполагает, что своё акустическое оформление эти звуки взяли из мира природы. С появления первых слов развивается мотивированность и произвольность звучания знака. Первоначально мотивированность доминировала над произвольностью. Следы сохранились в междометиях //Ах! Ох!. Первые слова также воспринимаются более как образ, чем как понятие. В каждом национальном языке содержится 2-3 тысячи идеофонов (//топ-топ, хрясь, ням-ням, бац, прыг скок, тяп ляп, хвать, жужжать, хрюкать, звякать), что позволило выдвинуть идею о зеркальном отображении филогенеза развития речи в онтогенезе.
Т.о. слово содержит 1 -понятийное ядро, 2- признаковый аспект, 3 -фонетическую значимость. //Топот :1- шум, издаваемый ударами ног при ходьбе, 2- что-то громкое, грубое, быстрое, глухое, неприятное, 3- быстрый. Т.е. фонетическая значимость со временем тускнеет, но не исчезает. Современные неологизмы ориентируются в основном на семантическое ядро //приземлиться, прилуниться. Исключения составляют детские стихи, сказки, фантастика //бармалей, бармаглот, лилипут, галакт, зелюки и т.д., а также детский словарь.
- Тема 1. Теоретические и методологические основы психолингвистики
- 1.1. Историческая динамика взглядов на предмет психолингвистики. Современное понимание предмета и объекта психолингвистики.
- 1.2. Причины выделения психолингвистики в самостоятельную науку.
- Задачи и методы психолингвистики:
- 1.4. Связь психолингвистики с другими науками.
- 1.5. Внутренняя структура психолингвистики (по а.А. Леонтьеву).
- 1.6. Основные постулаты психолингвистической теории по а.А. Леонтьеву.
- Тема 2. История развития психолингвистики
- Литература
- Белянин в.П. Введение в психолингвистику. - м., 1999 - с. 16-23.
- Горелов и.Н., Седов к.Ф. Основы психолингвистики. - м.,1997 - с. 5-18
- 2.1.Психолингвистические идеи до выделения психолингвистики в самостоятельную науку.
- 2.2. Возникновение психолингвистики. Психолингвистика 1 поколения.
- 2.3. Психолингвистика 2 поколения: н. Хомский и Дж. Миллер.
- 2.4. Психолингвистика 3 поколения.
- 2.5. Тенденции современной лингвистики за рубежом по Леонтьеву а.А.:
- 2.6. Роль Выготского л.С. И его школы в развитии психолингвистики.
- 2.7. Развитие отечественной психолингвистики.
- Тема 3. Язык, речь, речевая деятельность.
- Литература
- Леонтьев а.А. Основы психолингвистики. - м.,1997 - с. 56-73.
- 3.1. Понятие речевой деятельности в отечественной психолингвистике.
- Понятие психолингвистических единиц.
- 3.3.Физиологические основы теории речевой деятельности.
- 3.4. Определение понятий речь и язык. Их сравнительная характеристика.
- 3.5. Понятие языковой системы. Типы отношений в языковой системе.
- Тема 4. Функции языка и речи.
- Горелов и.Н., Седов к.Ф. Основы психолингвистики. - м.,1997 - с.71-103.
- 4.1. Основные и факультативные функции языка и речи.
- 4.2. Роль речи в протекании психических процессов.
- 4.3. Проблема мышления и речи, языка и сознания в психолингвистике.
- 4.4. Язык и коммуникация.
- 4.5. Эмоции и язык.
- Тема 5. Классификация форм и видов речи.
- 5.1. Критерии психолингвистического анализа речи.
- 5.2. Характеристика форм и видов внешней речи.
- 5.3. Внутренняя речь.
- Тема 6. Психолингвистический анализ порождения речи.
- Белянин в.П. Введение в психолингвистику. - м., 1999 - с. 40-64.
- 6.1. Теория порождающих грамматик
- 6.2. Трансформационная грамматика н. Хомского.
- 6.3. Когнитивные модели.
- 6.4. Московская психолингвистическая школа
- Развёрнутое речевое сообщение и его порождение
- Тема 7. Психолингвистика восприятия речи.
- 7.1. Психолингвистика восприятия речи.
- 7.2. Психолингвистика речевого воздействия.
- Тема 8. Языковая и метаязыковая способность.
- 8.1. Языковая компетенция. Компоненты языковой компетенции.
- 8.2. Языковая способность
- 8.3. Метаязыковая способность.
- Тема 9. Лингвистические и паралингвистические средства языка в психолиингвистике и их усвоение в онтогенезе
- Литература
- Белянин в.П. Введение в психолингвистику. - м., 1999 - с. 64-69.
- Леонтьев а.А. Основы психолингвистики. - м.,1997 - с.172-189.
- 9.1 Развитие речи и усвоение языка в онтогенезе (общие закономерности). Поэтапность формирования речевых способностей. Факторы, определяющие речевое развитие.
- 9.2. Язык как система знаков
- 9.3. Невербальные компоненты коммуникации. Довербальный этап и его роль в развитии речевой способности. Онтогенез невербальных компонентов коммуникации.
- 9.4. Фонетические средства языка с точки зрения психолингвистики. Фоносемантика.
- 9.5. Слово как основной элемент языка. Усвоение лексических единиц (слов, фразеологизмов).
- I методы исследования понятий
- Расширение и сужение значений слов
- 9.6. Психолингвистический аспект грамматики. Овладение морфологическими категориями существительного, прилагательного, глагола.
- Психосемантика фразы и текста. Усвоение синтаксических структур. Овладение способами организации текста.
- Психосемантика текста