6.1. Теория порождающих грамматик
Стохастическая марковская модель сообщения
Предложена в 1963 году Н. Хомским и Дж. Миллером. Исходили из того, что язык м.б. описан как конечное число состояний. Множество элементов сообщения м.б. представлено при помощи распределения вероятностей, различные коммуникативные процессы заключаются в оперировании с этим априорным распределением и трансформировании его в апостериорное распределение. В этой модели появление каждого нового элемента речевой цепи зависит от факта (иерархическая система возможностей комбинаторики единиц данного порядка) и от вероятности (обозначает систему условных вероятностей, связывающие единицы данного порядка в языке) появления предшествующих элементов. Т.е. речь можно описать как последовательность элементов, где появление каждого нового элемента речевой цепи зависит от наличия и вероятности появления предшествующих элементов. Т.е. эта модель позволяет прождать только цепь элементов, каждый из которых имеет независимую вероятностную характеристику. Применимы только к марковским моделям высших порядков. Порядки единиц - слова, морфемы, фонемы. Уровень - комплекс последовательно расположенных порядков. Предложения, по определению Ч.Осгуда, порождаются слово за словом по принципу условных вероятностей, связывающих слова в зависимости от прошлого опыта.
«-»: По этой теории связной речи быть не может.
«+»: Процесс порождения речи обязательно использует вероятностный принцип. В психике человека есть механизм субъективной оценки вероятности слов и других элементов, которые коррелируют с объективной вероятностью этих элементов в тексте.
Экспериментальные исследования в рамках данного направления:
1. Миллер, Дж. Хейз, У. Лихтен выделили 3 типа вербального контекста:
контекст, образуемый знаниями человека о количестве возможных альтернатив,
контекст, образуемый синтагматическими связями,
контекст, образууемый знанием того, что искомый элемент есть повторение предыдущего.
Экспериментально доказали, что для сохранения верного восприятия информации при увеличении возможных альтернатив количество шума д.б. снижено. Т.е. восприятие более частотных слов допускает более высокий уровень шума.
2. Эксперимент Трейсмана. Если дать 2 разных сообщения на левое и правое ухо, то одно из них будет отвергаться. Если в отвергнутое сообщение ввести слова, обладающие высокой вероятностью в данном контексте, то происходит переключение канала восприятия.
3. Эксперимент Брюса. Один и тот же текст предъявлялся несколько раз при высоком уровне шума. Но при этом каждый раз давались разные установки. В зависимости от установки текст каждый раз воспринимался по-разному.
4. Независимые эксперимент Мак-Коркодейла и Элиава Н.Л. В зависимости от того, как был заполнен 1 пропуск, аналогично заполнялись остальные. Проведённые исследования помогли сделать вывод о том, что:
семантические и грамматические структуры контекста независимы,
выбор грамматической категории меньше зависит от контекста, чем выбор слов,
контекст учитывается на протяжении всего высказывания.
Т.о. на основании исследований речи с точки зрения марковских моделей можно сделать выводы: формируя речевое высказывание говорящий или слушающий опирается на вероятностно-статистический принцип отбора единиц. Человек выбирает и предсказывает отдельные компоненты сообщения на основе знания о факте и вероятности появления более ранних по времени и более левых в пространстве модели компонентов. Но этот принцип распространяется только на лексическое значение слов, т.е. применим к лексической стороне сообщения, нежели к его синтаксической стороне и соответственно носит вспомогательный характер. Учёт предшествующего контекста происходит на протяжении всего высказывания, оптимальным является контекст из 4-5 слов.
Грамматика с конечным числом состояний.
В качестве элемента выступает грамматический класс. При этом определяется характер зависимости между последовательно появляющимися грамматическими классами. Т.е. важна цепь грамматических зависимостей, связывающих последовательные во времени состояния порождающего автомата или последовательные в тексте грамматические классы слов.
На этом представлении о связи грамматических классов в тексте основана основная масса исследований по ассоциациям грамматических классов.
Экспериментальные исследования в рамках данного направления:
1. Исследование речевых последовательностей с т.з. возможности вычленения сегмента или сегментов:
Ладефогд Брондбент - совмещение щелчка со слышимым текстом или бессмысленной последовательностью слов. Щелчок проецируется на границы сегментов (слово, группа слов в предложении).
2. Вычленение оперативных единиц, анализ в речи различного рода пауз. Основаны на гипотезах Лаунсбери, которые почти все позже был подтверждены. // Первое полнозначное слово после паузы менее предсказуемо, чем слово до паузы. Характер пауз разный при описании и интерпретации. Танненбаум - паузы м.б. вызваны 2 причинами: паузы поиска нужного слова, паузы ошибки ( прерывание себя с целью коррекции).
«+»: Модель работает на взаимоотношениях отдельных слов как семантических единиц во время порождения речи, распространяется на непосредственно моторный уровень,
приемлема для этапа развития речи с «плохой» грамматикой ( когда словарь почти усвоен, а грамматика нет), для спонтанной мимико-жестовой речи глухих детей, автономной и жестовой речи, языка с линейным синтаксисом (вьетнамский, китайский), м.б. использован при моделировании разговорной речи.
«-»: Неприменима для моделирования грамматического троя речи, текста ( по этой модели не м.б. построены «самоставляющиеся» и «гнездующиеся» грамматические конструкции // предложения с придаточными сложноподчинёнными),
не объясняет процесс овладения языком (по этой теории ребёнок должен выслушать 10 в 30 степени предложений, прежде чем он начнёт понимать и говорить, т.е. 3х10 в 20 степени предложений в 1 секунду в течении 100 лет без сна и отдыха).
Модели непосредственных составляющих.
Вводится операция деривации, т.е. последовательной подстановки на место более крупной единицы потока речи 2 компонентов, из которых она состоит. Далее эти компоненты делятся на их составляющие. В результате подстановок образуется терминальная цепочка исходя из дерева непосредственных составляющих.
Каждая ступень деривации делится только на 2 части (это дихотомичная модель).
Вершина - предложение как единое целое.
Направление ветвления - правое в прогрессивных языках (европейские языки, русский) и левое в регрессивных (японский, армянский).
Определяется глубина предложения, т.е. и количество узлов ветвления, и максимальное число обязательств, т.е. порождение идёт в 2 направлениях: слева - направо и сверху - вниз.
Модель непосредственных составляющих Ч. Осгуда:
стохастические (вероятностные) закономерности связывают не элементы терминальной цепочки, а отдельные операции, необходимые для порождения терминальной цепочки,
любое предложение - последовательность ядерных утверждений, т.е. препозиций «субъект - связка - объект», которые в совокупности эквивалентны исходному // художник талантливый, картина интересная, художник пишет картину,
грамматическое сочетание (морфосинтагмы) м.б. квалифицирующими (это ядерное утверждение с сохранением смысла при трансформации //художник талантлив = талантливый художник), и квантифицирующим (ядерное предложение из них не получится, опорное слово имеет характеристику отличную от характеристики этого слова в изоляции //очень интересную, некоторые люди),
при появлении квалифицирующих признаков происходит семантическое свёртывание в моментальное значение, свертывание происходит со всеми ядерными утверждениями, пока вся последовательность не превратится в пучок «обертонов» единственного элемента - логического субъекта предложения. Порождение речи строится в обратном порядке.
«абстрактная грамматика языковой активности» - процесс порождения речи напрямую связан с неязыковыми (когнитивными) факторами, в частности с непосредственно воспринимаемыми октантами (участниками описываемой ситуации). Поэтому первичная последовательность компонентов : субъект - объект - предикат.
В. Ингве. Суть его модели: грамматика (дерево НС) содержит правила конкретного порождаемого языка. Механизм (соответствует ограничениям, налагаемым деревом НС) же носит общий характер и применим к грамматике любого языка. Произведя операцию расширения предложения и начав анализ по непосредственным составляющим, остальные НС (// группа сказуемого) в оперативной памяти. Поэтому количество элементов запоминания левой ветви равно её глубине. Чтобы получить высказывание в процессе психолингвистического порождения, необходимо осуществить операции того же рода и в той же последовательности, что в лингвистической модели. Но некоторые синтаксические структуры возможные теоретически, в реальности отсутствуют, что связано с ограниченностью оперативной памяти человека. Кроме того, Ингве предполагает возможность разорванных компонентов. Модель Ингве позволяет строить «самоветвящиеся» конструкции + путём введения правил деривации становится применима для интерпретации усвоения языка ребёнком. Ингве ввёл понятие грамматических обязательств.
Экспериментальные исследования в рамках данного направления:
1. Эксперименты И.М. Лущихиной показали, что глубина фразы при равной длине влияет на восприятие обратно пропорционально. Глубокие части фразы улавливаются слушателями намного реже, чем мелкие.
2. Р. Уэлс. Заучивание предложений гораздо легче, если линии раздела совпадают с границами конституэнтов.
3. К.Форстер. В прогрессивных языках восстановить конец предложения по его началу легче, чем начало по концу.
4. Джонсон Н. показал, что вероятность ошибки при воспроизведении зависит от структуры предложения по НС.
5. В. Левелт установил крайне высокую корреляцию между субъективными оценками расстояний между компонентами дерева НС и самой структурой предложения по НС.
6. М. Брейн предложил модель контекстуальной генерализации, трактуя иерархию сегментов как процесс последовательного вхождения одного сегмента в другой. Второй сегмент образует грамматический контекст для первого.
Данная теория не столько ошибочна, сколько недостаточна и подходит только для определения класса предложений.
- Тема 1. Теоретические и методологические основы психолингвистики
- 1.1. Историческая динамика взглядов на предмет психолингвистики. Современное понимание предмета и объекта психолингвистики.
- 1.2. Причины выделения психолингвистики в самостоятельную науку.
- Задачи и методы психолингвистики:
- 1.4. Связь психолингвистики с другими науками.
- 1.5. Внутренняя структура психолингвистики (по а.А. Леонтьеву).
- 1.6. Основные постулаты психолингвистической теории по а.А. Леонтьеву.
- Тема 2. История развития психолингвистики
- Литература
- Белянин в.П. Введение в психолингвистику. - м., 1999 - с. 16-23.
- Горелов и.Н., Седов к.Ф. Основы психолингвистики. - м.,1997 - с. 5-18
- 2.1.Психолингвистические идеи до выделения психолингвистики в самостоятельную науку.
- 2.2. Возникновение психолингвистики. Психолингвистика 1 поколения.
- 2.3. Психолингвистика 2 поколения: н. Хомский и Дж. Миллер.
- 2.4. Психолингвистика 3 поколения.
- 2.5. Тенденции современной лингвистики за рубежом по Леонтьеву а.А.:
- 2.6. Роль Выготского л.С. И его школы в развитии психолингвистики.
- 2.7. Развитие отечественной психолингвистики.
- Тема 3. Язык, речь, речевая деятельность.
- Литература
- Леонтьев а.А. Основы психолингвистики. - м.,1997 - с. 56-73.
- 3.1. Понятие речевой деятельности в отечественной психолингвистике.
- Понятие психолингвистических единиц.
- 3.3.Физиологические основы теории речевой деятельности.
- 3.4. Определение понятий речь и язык. Их сравнительная характеристика.
- 3.5. Понятие языковой системы. Типы отношений в языковой системе.
- Тема 4. Функции языка и речи.
- Горелов и.Н., Седов к.Ф. Основы психолингвистики. - м.,1997 - с.71-103.
- 4.1. Основные и факультативные функции языка и речи.
- 4.2. Роль речи в протекании психических процессов.
- 4.3. Проблема мышления и речи, языка и сознания в психолингвистике.
- 4.4. Язык и коммуникация.
- 4.5. Эмоции и язык.
- Тема 5. Классификация форм и видов речи.
- 5.1. Критерии психолингвистического анализа речи.
- 5.2. Характеристика форм и видов внешней речи.
- 5.3. Внутренняя речь.
- Тема 6. Психолингвистический анализ порождения речи.
- Белянин в.П. Введение в психолингвистику. - м., 1999 - с. 40-64.
- 6.1. Теория порождающих грамматик
- 6.2. Трансформационная грамматика н. Хомского.
- 6.3. Когнитивные модели.
- 6.4. Московская психолингвистическая школа
- Развёрнутое речевое сообщение и его порождение
- Тема 7. Психолингвистика восприятия речи.
- 7.1. Психолингвистика восприятия речи.
- 7.2. Психолингвистика речевого воздействия.
- Тема 8. Языковая и метаязыковая способность.
- 8.1. Языковая компетенция. Компоненты языковой компетенции.
- 8.2. Языковая способность
- 8.3. Метаязыковая способность.
- Тема 9. Лингвистические и паралингвистические средства языка в психолиингвистике и их усвоение в онтогенезе
- Литература
- Белянин в.П. Введение в психолингвистику. - м., 1999 - с. 64-69.
- Леонтьев а.А. Основы психолингвистики. - м.,1997 - с.172-189.
- 9.1 Развитие речи и усвоение языка в онтогенезе (общие закономерности). Поэтапность формирования речевых способностей. Факторы, определяющие речевое развитие.
- 9.2. Язык как система знаков
- 9.3. Невербальные компоненты коммуникации. Довербальный этап и его роль в развитии речевой способности. Онтогенез невербальных компонентов коммуникации.
- 9.4. Фонетические средства языка с точки зрения психолингвистики. Фоносемантика.
- 9.5. Слово как основной элемент языка. Усвоение лексических единиц (слов, фразеологизмов).
- I методы исследования понятий
- Расширение и сужение значений слов
- 9.6. Психолингвистический аспект грамматики. Овладение морфологическими категориями существительного, прилагательного, глагола.
- Психосемантика фразы и текста. Усвоение синтаксических структур. Овладение способами организации текста.
- Психосемантика текста